Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Два мира в рассказе В.П. Астафьева «Белогрудка»

Фото пользователя Анна Ивановна Плешкова
Submitted by Анна Ивановна Плешкова on Wed, 07/03/2012 - 07:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Плешкова Анна Ивановна
Место работы, должность: 
МБОУ Комская СОШ №4
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

1.Познакомить с биографией писателя

2.Выявить два мира в рассказе «Белогрудка»

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
9
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Рассказ В.П.Астафьева "Белогрудка"

Используемое оборудование: 

1.     Выставка книг В.П.Астафьева

2.     Пейзажные иллюстрации

3.     На каждой парт текст рассказа.

4.     Толковый словарь С. Ожегова.

5.     Компьютер, проектор, экран

Используемые ЦОР: 

ЦОР автора конспекта

1.Презентация к уроку: Два мира в рассказе В.П. Астафьева «Белогрудка»

2. Фильм о В. П. Астафьеве

3. Фильм " Природа Красноярского края"

Краткое описание: 
Данный конспект урока призван воспитывать любовь к природе через художественное слово.

Урок: Литература (6 класс)

Тема:Два мира в рассказе В.П. Астафьева «Белогрудка»

Цели урока:

1.Познакомить с биографией писателя

2.Выявить два мира в рассказе «Белогрудка»

Задачи:

1. Развивать знания, умения и навыки по анализу художественного текста.

2. Развивать устную речь через выразительное чтение, устные ответы.

3.Воспитывать любовь к природе через художественное слово.

Оформление:

1.     Выставка книг В.П.Астафьева

2.     Пейзажные иллюстрации

3.     Эпиграф: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека» (Саади).

4.     На каждой парте текст рассказа.

5.     Толковый словарь С. Ожегова.

6.     Компьютер, проектор, экран

 

 

 

 

Ход урока:

(слайд №1).

1. На экран проецируется тема урока (слайд №2)

Учитель зачитывает тему и предлагает детям сформулировать цель.

После обсуждения возможных вариантов на экран проецируется цель урока (слайд №3)

2.   Учитель предлагает детям познакомиться с биографией писателя, для этого он демонстрирует учащимся фильм (слайд №4) посвященный В.П.Астафьеву.

Фильм

(Сценарий фильма)

        Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни совсем недавно. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа. «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка», - Пишет Виктор Петрович в своих воспоминаниях. Его детство было нелегким. Смерть матери, беспризорность, детдом. Чтобы как-то выжить в голодной деревне, помочь бабушке, рыбачил, ходил в лес по грибы и ягоды.

      С десяти лет он учился и воспитывался в интернате г. Игарка. Там он написал свой первый рассказ «Жив», который позже назвал «Васюткино озеро». Перед войной Виктор Петрович вернулся на родину. Он окончил ФЗО в г. Красноярске и работал составителем поездов.

      Осенью 1942г. В.П.Астафьев добровольцем ушел на фронт, попал на передовую, в самое пекло. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузит.

      На фронте будущий писатель встречает Марию Корякину, которая стала его женой. После войны Виктор Петрович жил в г. Чусовой на Урале. Там он начал свою литературную деятельность.

       Последние годы жизни писатель провел на родине с Сибири, на берегу Енисея, родном селе Овсянка.

3.Учитель: (слайд 4) Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. В 2000 году мне посчастливилось увидеть Виктора Петровича, когда мне вручали премию В.П. Астафьева. Встреча с великим сибирским писателем очень запомнилась мне. (Чтение стихотворения собственного сочинения).

 

 

Был полон зал, все замерли и ждали,

Что к нам на встречу выйдет исполин,

Что загремят на пиджаке медали.

И долго будет говорить один…

 

Но вот с трудом поднялся к нам на сцену

Седой как лунь, сутулый человек

Сомнений нет, он жизни знает цену,

Крутил его мотал 20 век.

 

Он говорил, и чудилась Царь- рыба

Босое детство белые снега.

Большая жизнь неписанная книга.

Поклон последний память навека.

 

4. Большинство произведений Астафьева о родине Виктора Петровича – Сибири, о любви к природе и животным.

Дома вы прочитали рассказ «Белогрудка» (слайд 5)

- Где происходят события рассказа? (сибирская деревушка Вереино (зачитывается по тексту описание)

- Кто являются героями рассказа? (белогрудка, детёныши, мальчишки и др. люди)

-Кого автор называет Белогрудкой? (белогрудая куница, зачитываем её описание).

(проводим зарядку для глаз), представляем как выглядела куница.

- Как вы думаете,  какие два  мира изображены в рассказе (мир людей, мир животных)

Автор ярко показывает нам мир животных. Читая рассказ, мы понимаем, что маленькому зверьку кунице Белогрудке присущи все чувства, характерные человеку.

- Найдите в тексте описание чувства материнства («родила котят», «мать грела их своим телом», « трепетала, прильнув к котятам» и др.)

- Что однажды произошло с детенышами куницы? (их украли деревенские мальчишки…)

И вновь мы видим чувства присущие человеку – чувство отчаяния, найдем их описание («…метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх…», «…Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы…», «…часами сидела на черёмухе…», «…слушала – не запищат ли котятки…»)

Как настоящая мать она страдает без своих детей, она ищет и находит их, рискуя жизнью.

 - Ребята, найдите в тексте слова, в которых автор говорит о кунице совсем как о человеке, потерявшем самое дорогое – семью («…Белогрудка осиротела…»)

-Что произошло с белогрудкиными котятами у мальчишек? (зачитываем по тексту)

- Какое чувство стала испытывать Белогрудка к людям после того как увидела что её котёнка съела собака? (чувство ненависти, мести)

- Найдем в тексте рассказа чувство мести («…в ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка», «… Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться сл всем, что было ей под силу…», «…снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули…», «…принялась разбойничать пуще прежнего…» и др.)

- Кем же представлен мир человека? (мальчишки и их родители)

- Найдем описание хитрости и жестокости мальчиков: «…выследили вереинские мальчишки…», «…следило несколько человеческих глаз…»,  «..стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая по носу…» и др.

- Что говорили родители и охотник по поводу поступка мальчиков? (зачитываем по тексту: «Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут…», «Она не виновата. Её обидели, осиротили…»)

 - Как вы думаете, почему случилось это вторжение, из-за которого рухнул мир маленького зверька?

- Мальчишки намеренно хотели причинить зло природе, боль кунице?

Вторгаясь в мир дикой природы, мы почти никогда не задумываемся о чувствах живых существ, населяющих этот мир, их мир.

Значит причина всего происходящего – равнодушие, беспечное отношение ко всему живому.

Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания  человека», - говорил Саади.

-Как вы понимаете данный эпиграф?

Откроем  толковый словарь С. Ожегова и посмотрим следующие термины: равнодушный(1вариант), беспечный(2 вариант).

- Зачитайте из рассказа «Белогрудка» о каком мире мечтает сам автор?  («…спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки»)

- Чему научил вас этот рассказ, над чем заставил задуматься?

Все рассказы В.П. Астафьева пронизаны глубоким раздумьем о жизни, зле и добре, они наполнены любовью к родной природе.

(фильм о природе)

 

-Учитель читает отрывок из стихотворения Михаила Дудина «Берегите землю»:

 

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените.

Бабочку на листьях повилики.

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите…

Берегите землю! Берегите …

Сегодня на уроке мы изучили рассказ в.П. Астафьева «Белогрудка», я прошу вас обратить на следующие неоконченные предложения и закончить их.

Устный анализ учащимися результатов деятельности. Использование техники «незаконченное предложение (слайд №7).

Домашнее задание: (слайд 8)

1) Подготовить пересказ отрывка, который больше всего понравился.

2) Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Белогрудка»

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Wera - =

На: Два мира в рассказе В.П. Астафьева «Белогрудка»


Урок-беседа, урок -рассуждение.  Где , как  не  на  уроках  литературы,  учащиеся  должны  размышлять об ответственном  отношении к  окружающему миру.  И , если  стена  равнодушия  хотя  бы у  одного участника  обсуждения  будет пробита, то  это  будет  маленькой победой  учителя. 

Вера Бляблина




Фото пользователя Наталья Анатольевна Подшивайлова

На: Два мира в рассказе В.П. Астафьева «Белогрудка»


Анна Ивановна, урок был ОЧЕНЬ интересным! С сильным воспитательным потенциалом, да ещё хорошо сдобрен эмоционально. Вы - педагог, который живёт  с чувством прекрасного в сердце! Спасибо, Вам)

Каждая проходящая минута - это ещё один шанс всё изменить.



Молодой педагог - 2012

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн