В стандарте основного общего образования по математике отмечается, что одной из главных его целей является интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, способность к преодолению трудностей. Основой для развития этих качеств служит самоконтроль, посредством которого человек всякий раз осознает правильность своих действий.
Вопросы, связанные с проблемами формирования самоконтроля в учебной деятельности, исследовались педагогами и психологами С. Г. Манвеловым, В. А. Русаковым и другими и привели их к выводу о том, что в практике обучения следует учитывать наличие прямой зависимости между уровнем самостоятельности учащихся при выполнении учебных заданий и степенью владения ими умениями самоконтроля. При этом слабое развитие контрольных действий уже у подростков надо относить к бессистемной работе по формированию самоконтроля.
Возможности решения этой проблемы авторы видят в разработке эффективных методик развития самоконтроля обучающихся. Однако ни в действующих учебниках математики для 5 класса, ни в имеющихся средствах их методического обеспечения данная проблема в должной мере все ещё не получила своего решения.
Таким образом, выявлено противоречие между неотложной потребностью развития самоконтроля обучающихся с целью формирования качеств личности, требуемых человеку для полноценной жизни в современном обществе, и отсутствием действенных механизмов её реализации при обучении математике учащихся общеобразовательных учреждений.
Выше сказанное обусловило актуальностьи выбортемы исследования: «Развитие умений самоконтроля при обучении математике на средней ступени общеобразовательной школы».
Объект исследования – процесс обучения математике в средней школе.
Предмет исследования – условия развития умений самоконтроля учащихся при обучении математике в 5 классе.
Цель работы: разработать и апробировать методику развития умений самоконтроля при обучении теме «Обыкновенные дроби» в 5 классе.
Гипотеза: если в образовательный процесс будет внедрена разработанная методика, то у учащихся 5 классов будут целенаправленно и осознанно развиваться умения самоконтроля, что в конечном итоге приведет к росту качества математической подготовки.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие самоконтроля в педагогике: определение, структурные элементы и функции самоконтроля, пути формирования и характеристика уровней его сформированности;
2. Разработать и внедрить методику развития умений самоконтроля при обучении в 5 классе темы «Обыкновенные дроби».
3. Описать результаты опытно-поисковой работы.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней дано развернутое обоснование подхода к организации процесса обучения математике в 5 классе с ориентацией на развитие умений самоконтроля в учебной деятельности школьников.
Практическая значимость. В работе представлены задания, которые позволяют развить умения самоконтроля школьников и могут быть использованы педагогами-практиками в общеобразовательной школе.
Интересные источники по данной теме
1. Манвелов, Н. С. Проектирование системы заданий по математике на развитие самоконтроля у учащихся V–VI классов: дисс. ... к. п. н.: 13.00.02/ Н. С. Манвелов. –Армавир, 2005. –190 с.
2. Лында, А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся / А. С Лында – М.: Высшая школа, 1979. – 160 с.
3. Манвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики / С. Г. Манвелов – М.: Просвещение, 2002. – 175 с.
4. Рыжик, В. И. 25 000 уроков математики.кн. для учителя. / В. И. Рыжик – М.: Просвещение, 2003. – 240 с.
5. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая – М.:Издательство Московского университета, 1974. – 248 с.
6. Епишева, О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. / О. Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с.
7. Камышева, Н. Н. Пособие для самоконтроля на уроках математики / Н. Н. Камышева // Начальная школа – 1982. – № 9.
|