Тема урока: «Относительные прилагательные»
Цели урока: закреплять знания о качественных и относительных прилагательных;
развивать умение определять разряды имен прилагательных, умение различать и находить в тексте качественные и относительные прилагательные;
развивать умение работать с деформированным текстом;
воспитывать интерес к изучению русского языка.
Содержание урока.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, садитесь.
Тема урока: «Относительные прилагательные»
На предыдущих уроках мы с вами изучали качественные и относительные прилагательные. Сегодня мы будем совершенствовать ранее полученные знания. И начнем свой урок с повторения.
2. «Четвертое лишнее»
Из ряда слов выделите лишнее:
Высокий, красивый, глубже, тонкий.
(глубже - прилагательное сравнительной степени)
Самый высокий, красивейший, глубочайший, тончайший.
(самый высокий – составная форма превосходной степени)
Темный, деревянный, звонкий, бледный.
(деревянный – относительное прилагательное, остальные - качественные)
- Какие прилагательные называются качественными?
(качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени. Качественные прилагательные образуют степени сравнения; краткую форму; могут сочетаться с наречьями очень чрезвычайно, слишком; от качественных прилагательных образуются сложные прилагательные путем повтора; прилагательные с приставкой не-. Но не все перечисленные признаки встречаются у каждого качественного прилагательного).
- Какие прилагательные называются относительными?
(относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан или состоит предмет, пространственные и временные признаки предмета, характеризуют предмет по отношению к месту и т.д. Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречьем очень).
- Чем отличаются относительные прилагательные от качественных
Качественные Относительные
образуют степени сравнения; обозначают материал, из кот.
могут сочетаться с наречьями; сделан предмет;
имеют краткую форму; пространственные и временные
от них образуются сложные признаки предмета;
прилагательные путем повтора; не имеют степеней сравнения;
прилагательные с приставкой не-. краткой формы;
не сочетаются с наречьем
очень
- Итак, по значению и форме прилагательные делятся на разряды: качественные, относительные, притяжательные.
3. Распределите прилагательные по разрядам.
Глиняный, звонкий, январский, добрый, осенний, стеклянный, прохладный, легкий, школьный, большой, деревянный, яблочный, сегодняшний, хитрый, морозный, слабый, морковный, хрустальный.
- На какие разряды вы распределили слова? По какому признаку, объясните.
4. Мини-исследование.
О свойстве относительных прилагательных, которые могут переходить в качественные.
Сейчас вы четко и ясно распределили прилагательные по разрядам.
Но в современном русском языке качественные и относительные прилагательные не являются замкнутыми группами. Грамматическая граница между нами очень подвижна. Почти все относительные прилагательные имеют в своем значении оттенок качественности, который в результате определенных причин иногда развивается в самостоятельное значение.
- Проведем небольшое исследование. На экране четыре словосочетания. Прочитайте.
Стальная дверь (сделана из стали – обозн. материал, из которого сделан предмет)
Стальные нервы (крепкие)
Золотое кольцо (сделано из золота – обозн. материал, из которого сделан предмет)
Золотое сердце (хорошее, доброе)
- Определите, какие из прилагательных являются качественными, а какие – относительными?
- Попробуйте порассуждать, объясните, почему вы так решили?
-Подумайте и скажите, в каком же значении используются качественные прилагательные в словосочетаниях: стальные нервы, золотое сердце?
(в переносном)
-Значит, какой вывод мы можем сделать?
(относительные прилагательные имеют свойство переходить в качественные, когда используются в переносном значении). В текстах являются метафорами и эпитетами.
Например, _______________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Работа с текстом.
- Березу многие считают символом России. Наверное, ни в одной стране мира нет столько этих белоствольных деревьев с тонкими ветками, усыпанными маленькими нежными листочками.
Это дерево такое нежное и красивое, что вызывает к себе трогательное отношение у всех людей. Поэты посвящают ему стихи, о березе слагают песни. Даже сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дереве. В жаркий день прикоснитесь рукой к ее белоснежному стволу, и вы почувствуете, что он приятно холодит руку. Стволы березы остаются прохладными даже под лучами жаркого солнца, потому что белый цвет не притягивает, а отражает солнечные лучи. Береза больше любит прохладную погоду, а жару не выносит. Вот природа и позаботилась, чтобы даже в жаркое лето береза не страдала от солнечных ожогов.
- Прочитайте. Перескажите текст. Какова тема и главная мысль текста?
Какое русское какое милое дерево – береза. Ни одно из деревьев не вм…щает столько н…циональных понятий не р…ждает столько образов и ср…внений.
Берёза это воистину кр…стьянское дерево, в ней есть все и бабий ситцевый платок и поб…лённая хата и русская пе (ч, чь) и х…лщовая рубаха. <…>
Смотришь на берёзу и всп…минаешь деревенские песни звуки гармоники, обязательно вспомнишь Есенина, юность и детство…
(Тема – береза.)
- Подумайте и скажите, что именно автор говорит о березе? Самое основное, ради чего и создается текст – это и есть основная мысль текста. В каком предложении заключается самое главное?
(Главная мысль заключается в том, что русская береза – это национальный символ России.)
- Каких частей речи больше в тексте? Какую роль выполняют прилагательные в тексте (прилагательные подчеркивают, какое это прекрасное дерево, сравнительную)
- Назовите качественные и относительные прилагательные.
Качественные Относительные
Милое дерево ситцевый платок
Далекие песни деревенские песни
Русская печь холщевая рубаха
национальное понятие
русское дерево
- Все ли прилагательные назвали, проверьте.
- Какие прилагательные мы оставили без внимания?
(крестьянское дерево, бабий платок)
- Нужно ли в тексте поставить дополнительные знаки препинания? Объясните.
- Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы по видам орфограмм.
Вмещает крестьянское печь смотришь
Национальных вспоминаешь
Рождает
Сравнений
Побеленная
Холщевая
Вспоминаешь
6. Работа по карточкам.
Охарактеризуйте предметы. Подберите к существительным прилагательные качественные и относительные.
Родина человек дом
Милая родина добрый человек родной дом
Красивая родина храбрый человек высокий дом
Любимая родина умный человек деревянный дом
Историческая родина деревенский человек
7. Работа с грамматическими синонимами.
- Замените словосочетания с относительными прилагательными синонимичными словосочетаниями.
Резиновые сапоги, яблочный сок, мясной бульон, каменный забор, февральский мороз
- Замените качественные прилагательные синонимичными словосочетаниями.
Большой дом, милый друг, веселый ученик, звонкие голоса.
- Какой вывод можно сделать?
(относительные прилагательные могут заменяться синонимичными словосочетаниями, качественные – нет.)
8. Итоги урока.
- Итак, чем занимались на уроке (закрепляли знания о качественных и относительных прилагательных)
9. Д/з: стр. 266 - 274, произведение А.С. Пушкина «Дубровский», 1 глава, найти и записать качественные и относительные прилагательные.
|