Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка в 6 классе "Относительные прилагательные"

Submitted by Нина Геннадьевна Орлова on пн, 05/03/2012 - 14:24

   Тема урока: «Относительные прилагательные»

Цели урока:  закреплять знания о качественных и  относительных прилагательных;

развивать умение  определять разряды имен прилагательных, умение различать и находить в тексте качественные и относительные прилагательные;

развивать умение работать с деформированным текстом;

воспитывать интерес к изучению русского языка.

 

Содержание урока.

1.     Орг. момент.

Здравствуйте, садитесь.

Тема урока: «Относительные прилагательные»

На предыдущих уроках мы с вами изучали качественные и относительные прилагательные. Сегодня мы будем совершенствовать ранее полученные знания.  И начнем свой урок с повторения.

2.  «Четвертое лишнее»

Из ряда слов выделите лишнее:

Высокий,  красивый,  глубже,    тонкий. 

(глубже - прилагательное сравнительной степени)

Самый высокий,   красивейший,    глубочайший, тончайший.

(самый высокий – составная форма превосходной степени)

Темный, деревянный, звонкий,  бледный.

(деревянный – относительное прилагательное, остальные - качественные)

- Какие прилагательные называются качественными?

 (качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени. Качественные прилагательные образуют степени сравнения; краткую форму; могут сочетаться с наречьями очень чрезвычайно, слишком; от качественных прилагательных образуются сложные прилагательные путем повтора; прилагательные с приставкой не-. Но не все перечисленные признаки встречаются у каждого качественного прилагательного).

- Какие прилагательные называются относительными?

 (относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан или состоит предмет, пространственные и временные признаки предмета, характеризуют предмет по отношению к месту и т.д. Относительные прилагательные  не имеют  степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречьем  очень).

- Чем отличаются относительные прилагательные от качественных

Качественные                                                    Относительные

образуют степени сравнения;                         обозначают материал, из кот.

могут сочетаться с наречьями;                       сделан предмет;

имеют краткую форму;                                  пространственные и временные

от них образуются сложные                          признаки предмета;

прилагательные путем повтора;                    не имеют степеней сравнения;

прилагательные  с приставкой не-.                 краткой формы;

                                                                           не сочетаются с наречьем                               

                                                                           очень

- Итак, по  значению и форме прилагательные делятся на разряды: качественные, относительные, притяжательные.

3.     Распределите прилагательные по разрядам.

Глиняный, звонкий, январский, добрый, осенний, стеклянный, прохладный, легкий, школьный, большой, деревянный, яблочный, сегодняшний, хитрый, морозный, слабый, морковный, хрустальный.

 - На какие разряды вы распределили слова? По какому признаку, объясните.

4. Мини-исследование.

О свойстве относительных прилагательных, которые могут переходить в качественные.

   Сейчас вы четко и ясно распределили прилагательные по разрядам.

    Но в современном русском языке качественные и относительные прилагательные не являются замкнутыми группами. Грамматическая граница между нами очень подвижна. Почти все относительные прилагательные имеют в своем значении оттенок качественности, который в результате определенных причин иногда развивается в самостоятельное значение.

- Проведем небольшое исследование. На экране четыре словосочетания. Прочитайте.

Стальная дверь  (сделана из стали  – обозн. материал, из которого сделан  предмет)

Стальные нервы (крепкие)

Золотое кольцо (сделано из золота – обозн. материал, из которого сделан  предмет)

Золотое сердце (хорошее, доброе)

- Определите, какие из прилагательных являются качественными, а какие – относительными?

-   Попробуйте порассуждать, объясните, почему вы так решили?

-Подумайте и скажите, в каком же значении используются качественные прилагательные в словосочетаниях: стальные нервы, золотое сердце?

(в переносном)

-Значит, какой вывод мы можем сделать? 

(относительные прилагательные имеют свойство переходить в качественные, когда используются в переносном значении). В текстах являются метафорами и эпитетами.

Например, _______________________________________________________

________________________________________________________________________

 

    5. Работа с текстом.

- Березу многие считают символом России. Наверное, ни в одной стране мира нет столько этих белоствольных деревьев с тонкими ветками, усыпанными маленькими нежными листочками.

  Это дерево такое нежное и красивое, что вызывает к себе трогательное отношение у всех людей. Поэты посвящают ему стихи, о березе слагают песни. Даже сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дереве. В жаркий день прикоснитесь рукой к ее белоснежному стволу, и вы почувствуете, что он приятно холодит руку. Стволы березы остаются прохладными даже  под лучами жаркого солнца, потому что белый цвет не притягивает, а отражает солнечные лучи. Береза больше любит прохладную погоду, а жару не выносит. Вот природа и позаботилась, чтобы даже в жаркое лето береза не страдала от солнечных ожогов.

 

 

 

 - Прочитайте. Перескажите текст. Какова тема и главная мысль текста?

   Какое русское  какое милое дерево – береза. Ни одно из деревьев не вм…щает столько н…циональных понятий   не р…ждает столько образов и ср…внений.

   Берёза это воистину кр…стьянское дерево, в ней есть все и бабий ситцевый платок  и  поб…лённая хата  и  русская пе (ч, чь) и х…лщовая рубаха. <…>

   Смотришь на берёзу и всп…минаешь   деревенские песни  звуки гармоники, обязательно вспомнишь Есенина, юность и детство…

 (Тема –  береза.)

- Подумайте и скажите, что именно автор говорит о березе? Самое основное, ради чего и создается текст – это и есть основная мысль текста. В каком предложении заключается самое главное?

(Главная мысль заключается в том, что русская береза – это национальный символ России.)

- Каких частей речи больше в тексте?  Какую роль выполняют прилагательные в тексте (прилагательные подчеркивают, какое это прекрасное дерево, сравнительную)

- Назовите   качественные  и относительные прилагательные.

Качественные                                  Относительные

Милое дерево                                     ситцевый платок

Далекие   песни                                  деревенские песни

Русская печь                                       холщевая рубаха

       национальное понятие

                                                              русское дерево

- Все ли прилагательные назвали, проверьте.

- Какие прилагательные мы оставили без внимания?

    (крестьянское дерево, бабий платок)

- Нужно ли в тексте поставить дополнительные знаки препинания? Объясните.

- Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы по видам орфограмм.

Вмещает                      крестьянское          печь                    смотришь

Национальных                                                                        вспоминаешь       

Рождает

Сравнений

Побеленная

Холщевая

Вспоминаешь

                                                                 

6.     Работа по карточкам.

Охарактеризуйте предметы. Подберите к существительным прилагательные качественные и относительные.

Родина                                   человек                                 дом

Милая родина                      добрый человек                    родной  дом

Красивая родина                 храбрый человек                  высокий дом

Любимая родина                  умный человек                    деревянный дом                       

Историческая родина          деревенский человек                                                                       

  

7.     Работа с грамматическими синонимами.

- Замените словосочетания  с относительными прилагательными   синонимичными словосочетаниями.

Резиновые сапоги, яблочный сок, мясной бульон, каменный забор, февральский мороз

Замените  качественные прилагательные синонимичными словосочетаниями.

Большой дом, милый друг, веселый ученик, звонкие голоса.

- Какой вывод можно сделать?

(относительные прилагательные могут заменяться синонимичными словосочетаниями, качественные – нет.)

8.     Итоги урока.

- Итак, чем занимались на уроке (закрепляли знания о качественных и относительных прилагательных)

9. Д/з: стр. 266 - 274, произведение А.С. Пушкина «Дубровский», 1 глава, найти и записать качественные и относительные прилагательные.

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн