Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Комплекс целевых программ по духовно-нравственному воспитанию учащихся 1-4 классов во внеурочной деятельности

Submitted by Елена Николаевна Шевченко on пн, 05/03/2012 - 13:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шевченко Елена Николаевна
Место работы, должность: 

МБОУСОШ № 21, учитель начальных классов

Регион: 
Ростовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;<span style="font-size: 14px"><b><span lang="ru-RU"><font color="#000000">Комплекс целевых программ </font></span></b></span><span style="font-size: 14px"><font color="#000000"><b>по духовно-нравственному воспитанию учащихся&nbsp; </b></font></span><span style="font-size: 14px"><span lang="ru-RU"><font color="#000000"><b>1-4 классов</b> <b>во внеурочной деятельности.</b></font></span></span></p>

 

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21

г. Шахты Ростовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс целевых программ

по духовно-нравственному воспитанию учащихся

1-4 классов во внеурочной деятельности

 

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

 

учитель начальных классов

 

Шевченко Е.Н.

(ФИО)

 

 

 

 

 

г. Шахты

2007 г.

 

 

Направление «Я – патриот и гражданин»

 

Пояснительная записка

 

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

 

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ,; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Задачи:

    • элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

    • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Ростовской области;

    • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

    • элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;

    • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

    • уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

    • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

    • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, г. Шахты;

    • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

    • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

    • любовь к школе, своему городу, народу, России;

    • уважение к защитникам Родины;

    • умение отвечать за свои поступки;

    • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

 

Виды деятельности и формы занятий:

    • получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Ростовской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);

    • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

    • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

    • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

    • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

    • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

    • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

    • участие во встречах и беседах с выпускниками гимназии, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

 

 

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

 

 

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса (1-4 классы).

 

в течение

года

 

 

 

Встречи, беседы, выставки и т.д.

 

 

 

 

Администрация, руководитель Музея г. Шахты и Ростовской области, классные руководители

Встречи с почётными гражданами г. Шахты (1-4 классы)

 

в течение

года

Встречи, беседы, выставки и т.д.

Администрация, классные руководители

Экскурсии в краеведческий музей и музеи г. Шахты(1-4 классы).

 

в течение

года

экскурсии

классные руководители

Выпуск «Школьного вестника» на героико-патриотическую и правовую темы

 

в течение

года

газета

Зам.директора по ВР, руководитель объединения « Пресс центр»

«Дни воинской славы России»

 

ежемесячно

Выпуск календарного листка

Зам.директора по ВР, классные руководители

Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот» (1-4 классы):

  • «Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Москва – столица великой страны» и т.д.;

  • Символы Ростовской области

  • Школьная и классная символика

 

в течение

года

20-минутный кл.час

классные руководители

Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» (1-4 классы)

 

в течение

года

20-минутный кл.час

классные руководители

Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» (1-4 классы)

 

в течение

года

20минутный кл.час

классные руководители

День учителя

 

  • «Золотое сердце учителя» (1-4 классы)

  • «Моя любимая учительница» (1-2 классы)

  • «Мой учитель лучше всех», «Самая классная классная» (3-4 классы)

 

октябрь

Комплекс мероприятий:

праздничная программа

конкурс рисунков

 

конкурс творческих проектов

Администрация, учитель музыки и ИЗО, классные руководители,

«Город, в котором я живу. Мой любимый уголок» (3-4 классы)

 

октябрь

Фото-выставка

Администрация, классные руководители

Г. Шахты в наших рисунках (1-2 классы)

 

 

Конкурс рисунков

учитель ИЗО, классные руководители

День рождения школы:

 

  • - Посвящение в школьники 1-х классов.

  •  

  • - «День Рожденья только раз в году»

  •  

  • - Акция «Подарок школе своими руками»

  •  

  • - КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём»

  •  

 

Комплекс мероприятий:

ритуал посвящения

 

концертная программа

 

трудовая акция

 

 

КТД

Администрация , классные руководители, музыкальный работник

 

День народного единства (1-4)

 

ноябрь

Комплекс

мероприятий: игры, беседы, встречи

Администрация, , учителя истории и права,

классные руководители

«История школы в лицах и фактах»

 

 

 

 

ноябрь,

февраль

тематические выставки, презентации проектов

 

Классные руководители

День защитника Отечества (1-4 классы):

 

  • «Они сражались за Родину», «Мой папа дома» (1-4 классы).

 

  • «Моя Россия, моя страна!» (1-4 классы)

 

  • «Чтоб Защитником стать»

 

 

  • «Герои живут рядом»

 

  • «О чём рассказала награда?» (3-4 классы)

 

февраль

комплекс

мероприятий:

 

выставка рисунков

 

 

конкурс чтецов

 

встреча с военнослужащими, ветеранами ВОВ

 

беседа

 

творческий проект

Администрация, классные руководители

 

«Аты–баты, шли солдаты» (4 классы)

 

февраль

смотр строя и песни

Учителя физкультуры , классные руководители

День космонавтики «Россия в освоении космоса» (1-4 классы):

 

  • «Человек поднялся в небо» (1-4 классы)

 

  • «Через тернии к звёздам» (1-4 классы)

 

12 апреля

Комплекс

мероприятий:

 

 

20-мин.кл.час

 

 

выставка рисунков

Администрация, классные руководители

День Победы «День Победы – праздник всей страны» (1-4 классы):

 

  • «Цвети мой город» (1-2 классы)

 

 

 

 

  • «Память, которой не будет конца» (3-4 классы)

 

 

 

    • «Мои родные защитники Родины» (3-4 классы)

 

  • «Страницы великой Победы»

 

май

Комплекс

мероприятий:

 

конкурс детского рисунка на асфальте

 

конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.)

 

фотовыставка

 

 

книжная выставка

 

Администрация школы, библиотекарь, классные руководители, Краеведческий музей г. Шахты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемый результат:

 

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

 

 

Направление «Я и моя нравственность»

 

Пояснительная записка

 

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Задачи:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

 

Виды деятельности и формы занятий:

  • получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);

  • получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий (через содержание учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», а также дисциплин, изучаемых по выбору;

  • ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

  • участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

  • ознакомление с основными правилами поведения в гимназии, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и гимназии - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

 

 

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

«Кодекс чести ученика», «Законы коллектива» (1-4 классы)

 

сентябрь

классный час

классные руководители

Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»:

  • «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д.

 

в течение года

20-минутный кл.час

классные руководители

Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-4 классы):

  • «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д.

 

в течение года

20-минутный кл.час

классные руководители

Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1-4 классы):

  • «Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться лучше помириться», «Почему чашка воды больше моря?», «Чужой беды не бывает» и т.д.

 

в течение года

20-минутный кл.час

классные руководители

Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или Как жить в ладу с собой и миром»

 

в течение года

20-минутный кл.час

классные руководители

«Мы теперь непросто дети, мы теперь ученики» (1-е классы)

 

сентябрь

Экскурсия по школе

классные руководители

День пожилого человека (1-4 классы)

  • «С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д.

  • Организация посещений на дому пенсионеров, тружеников тыла и ветеранов ВОВ, нуждающихся в помощи

 

Октябрь

 

 

В течение года

концертная

программа

 

трудовые акции

Администрация, учитель музыки, классные руководители

День матери (1-4 классы)

 

 

  • «Мама – нет роднее слова!», «Человек, на котором держится дом»

 

  • «Милой мамочки портрет» (1-2 классы)

 

  • «Славим руки матери» (3-4 классы)

ноябрь

Комплекс мероприятий:

 

концертная

программа

 

выставка рисунков

 

конкурс стихов и сочинений

Администрация, учителя ИЗО и музыки, классные руководители

День Конституции и День права:

 

  • Игры «Закон и ответственность» «Имею право» и т.д.

  • Встречи с работниками УВД и прокуратуры

 

декабрь

Комплекс

мероприятий: игры, беседы, встречи

Администрация,

классные руководители

 

«Рождество Христово» (1-4 классы)

январь

конкур детского рисунка

Учитель ИЗО, классные руководители

Праздник «Масленица – широкая» (1-4 классы)

 

февраль-март

концертно-развлекательная программа

Администрация, учитель музыки, классные руководители

Святая Пасха (1-4 классы):

  • конкурс «Пасхального яйца»

  • выставка рисунков

  • беседы

апрель

комплекс мероприятий

Администрация, учитель ИЗО, классные руководители

День семьи (1-4 классы)

 

 

  • «Ценности трех поколений»

 

 

  • «Я и мои родственники» (3-4 классы)

 

  • «Фотографии из семейного альбома», «Забота о родителях – дело совести каждого», «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи)

 

май

Цикл мероприятий:

 

классный час с родителями

 

конкурс проектов

 

беседы

Администрация, классные руководители

«Последний звонок» (4-е классы)

 

май

Праздничное мероприятие

Учитель музыки, классные руководители, родители

Изучение уровня воспитанности учащихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов (2-4классы)

в течение года

анкетирование, диагностика

Администрация, психолог школы, классные руководители

 

Предполагаемый результат:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

 

 

Направление «Я и моё отношение к труду»

 

Пояснительная записка

 

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Задачи:

  • первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

 

Виды деятельности и формы занятий:

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся 1-4 классов получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

  • участвуют в экскурсиях по городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

  • узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

  • получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

  • приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде);

  • учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

  • приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время);

  • приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

  • участвуют во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

 

 

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

«Мир профессий» (1-4 классы)

 

в течение года

Экскурсий на производственные предприятия города Шахты

Администрация, классные руководители

Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши» (1-4 классы)

 

в течение года

беседы

Администрация, классные руководители

Презентация «Труд наших родных», «Семейные династии» (2-4 классы)

 

ноябрь

Творческие проекты

Администрация, классные руководители

Ярмарка профессий «Город мастеров» (1-4 классы)

 

Апрель-май

Творческий отчёт

Администрация, классные руководители

«Краски осени» (1-4 классы)

 

октябрь

Конкурс-выставка творческих работ

Учитель ИЗО, классные руководители

«Мастерская Деда Мороза» (1-4 классы)

 

декабрь

трудовая акция

классные руководители

Книжкина больница «Библиотеке – нашу помощь» (2-4 классы)

 

в течение года

трудовая акция

Библиотекарь и классные руководители

Оформление кабинета и здания школы к праздникам и мероприятиям (1-4 классы)

 

в течение года

трудовая акция

Администрация, классные руководители

Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек (1-4 классы)

 

в течение года

трудовая акция

классные руководители

«Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера» (1-4 классы)

 

февраль - март

выставка работ

классные руководители

«Волшебный мир руками детей» (1-4 классы)

 

май

выставка детского творчества

классные руководители

«Мир моих увлечений», «Кто во что горазд» (1-4 классы)

 

в течение года

Презентация увлечений и хобби

классные руководители

«Чистый класс»

в течение года

Генеральная уборка класса

классные руководители

«Птичья столовая» (1-4 классы и их родители)

Ноябрь

Изготовление кормушек для птиц

классные руководители, родители

«Птичий домострой» (1-4 классы и их родители)

март

Изготовление скворечников

 

классные руководители, родители

 

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 

 

Направление «Я и моё здоровье»

Пояснительная записка

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Задачи:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

 

Виды деятельности и формы занятий:

  • приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

  • участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

  • практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);

  • составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

  • получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);

  • получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, психологом, медицинскими работниками, родителями;

  • получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологом, медицинскими работниками, родителями).

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

 

 

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» (1-4 классы)

 

в течение года

20минутные беседы, викторины, встречи

классные руководители, медицинский работник

Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» (1-4 классы):

  • «Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д.

 

в течение года

20-минутные беседы, викторины, встречи

классные руководители, медицинский работник

Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться» (1-4 классы)

 

в течение года

20-минутные беседы, викторины, игры

классные руководители

Цикл классных часов по ПДД (1-4 классы):

  • «Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный», «Правила дорожные знать каждому положено», «Школа светофорных наук» и др.

 

в течение года

20-минутные беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГБДД

классные руководители, сотрудники ГБДД

Анкетирование учащихся:

  • «Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ»(1-4 классы)

в течение года

анкетирование

психолог, классные руководители

Встреча со знаменитыми спортсменами города и района (1-4 классы)

сентябрь-октябрь

встреча-презентация

Администрация, учитель физкультуры, классные руководители

 

Осенний городской марафон (1-4 классы)

 

ежегодно в сентябре

 

кросс

 

Администрация, учитель физкультуры, классные руководители

 

«Мама, папа, я – спортивная семья» (1-4 классы):

  • 1-е классы

  • 2-е классы

  • 3-е классы

  • 4-е классы

 

 

 

октября

декабрь

март

май

соревнования

 

Администрация, учитель физкультуры,

классные руководители

Месячник по ЗОЖу «Здоровый я - здоровая страна» (1-4 классы):

 

  • «Ударим юмором по вредным привычкам» (3-4 классы)

 

  • Встречи с мед.работниками (1-4 классы)

 

  • Выпуск тематического «Школьного вестника» информационного тематического стенда

 

 

 

 

 

ноябрь

Комплекс мероприятий:

 

конкурс рисунков и плакатов

 

беседы

 

 

газета, стенд

 

 

 

 

учитель ИЗО

классные руководители, мед.работник

 

зам.директора по ВР,

«Весне – физкульт-ура!»

март

спортивная эстафета

Администрация, учитель физкультуры,

классные руководители

 

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

 

 

Направление «Я и моё отношение к природе»

 

Пояснительная записка

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Задачи:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

 

Виды деятельности и формы занятий:

  • усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

  • получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);

  • получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

  • усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

 

 

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Цикл классных часов по экологическому воспитанию (1-4 классы):

  • «О братьях наших меньших», «Русские берёзки», «Цветы в былинах и мифах», «Мой домашний любимец», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.д.

 

в течение года

Викторины, беседы, игры и т.д.

 

классные руководители

Акция «Каждому участку земли экологическую заботу» (1-4 классы)

 

в течение года

Трудовая акция

классные руководители

«Чудесный огород» (1-4 классы):

 

  • Выставка «Осенние зарисовки» (1-2 классы)

  • Игра «Что в огороде растёт?» (1-2 классы)

  • Викторина «Витамины с грядки» (3-4 классы)

 

октябрь

комплекс мероприятий: праздник, выставки творческих работ, конкурс чтецов, викторины

Администрация, учителя ИЗО и музыки, классные руководители

День земли (1-4 классы):

 

 

  • Акция «Чистый дом – чистый двор - чистый город» (1-4 классы)

 

  • Акция «Сделай город чище» (2-4 классы)

 

  • «Судьба города в твоих руках» (3-4 классы)

 

  • Акция «Цветик – семицветик»

(1-4 классы)

 

 

  • «Знай и люби родную природу» (1-4 классы)

 

  • Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных» (1-2 классы)

 

  • «Береги природу – наш дом» (3-4 классы)

 

апрель-май

Комплекс

мероприятий:

 

субботник

 

 

листовки

 

 

экологическая фото-выставка

 

выращивание рассады цветов, благоустройство территории и т.д.

викторина

 

 

игра

 

 

конкурс экологических проектов

 

Администрация,

классные руководители

 

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к природе;

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в гимназии, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

 

 

Направление «Я и Мир прекрасного»

 

Пояснительная записка

 

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

 

Задачи:

  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

Виды деятельности и формы занятий:

  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России
    (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

  • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

  • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

  • обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

  • получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);

  • участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

  • получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;

  • участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

 

 

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

«Город, в котором ты живёшь» (1-4 классы)

 

сентябрь

Экскурсии по городу

классные руководители

«Прикоснуться к вечности» (3-4 классы)

 

в течение года

Экскурсии в храмы Ростовской области

Администрация, классные руководители

«Фильм, фильм, фильм…» (1-4 классы)

 

в течение года

просмотр к/ф и мультфильмов

классные руководители

Экскурсии на художественные выставки

 

в течение года

Экскурсии в музеи Ростовской области и г. Шахты

классные руководители

Организация экскурсий по культурным центрам района и Томской области

в течение года

экскурсии

Администрация, классные руководители

Встречи с замечательными творческими людьми (поэты, писатели, художники)

 

в течение года

 

Администрация, классные руководители

«Чудесный огород» (1-4 классы):

  • Игра «Осенний калейдоскоп»

  • Конкурс рисунков «Осенние зарисовки» (1-2 классы)

  • Конкурс фотографий «Чудесная пора – очей очарованье» (3-4 классы)

 

октябрь

комплекс мероприятий (игры, конкурсы, выставка рисунков и фотографий)

Администрация, учителя ИЗО и музыки, классные руководители

«Милой мамочки портрет» (1-2 классы)

октябрь

Выставка рисунков

 

Учитель ИЗО,

классные руководители

«Сядем рядком – поговорим ладком» (1-4 классы)

 

ноябрь

Фольклорный праздник

Администрация, учителя музыки, ИЗО,

классные руководители,

 

«Шедевры русской живописи» (3-4 классы)

 

декабрь

Игра – викторина

классные руководители

Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию» (1-2 и 3-4 классы)

 

январь

Музыкальная игра

классные руководители

«Мои любимые книжки» (1-4 классы)

 

март

Выставка-презентация

Библиотекарь, классные руководители

«Детство без границ» (1-4 классы)

 

апрель

Творческий конкурс

Администрация, учителя музыки, ИЗО,

классные руководители,

 

 

Предполагаемый результат:

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

 

Направление «Я и моя семья»

 

Пояснительная записка

 

Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

Задачи:

  • создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

  • позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

  • преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

  • способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

  • создавать условия для духовного общения детей и родителей;

  • создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

 

Содержание воспитательной работы:

  • создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;

  • изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;

  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;

  • удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы

  • разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;

  • организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;

  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик - родитель»;

  • привлечение родителей к активному участию в жизни гимназии, формированию внутренней политики школьной жизни;

  • демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

  • поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы

Формы внеклассной работы:

  • родительские собрания, посещение семей учащихся;

  • анкетирование;

  • тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;

  • семейные праздники;

  • спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;

  • календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;

  • тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

  • походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;

  • дни творчества, дни открытых дверей.


 

 

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Цикл классных часов на тему «Моя семья» (1-4 классы):

  1. «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью» и т.д.

 

в течение года

Беседы, викторины, игры, презентации проектов и т.д.

классные руководители

Семейные праздники (1-4 классы):

  1. «Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово – отец», «Долгая и близкая дорога к дому» и т.д.

 

в течение года

Совместные праздники с родителями

классные руководители

«Семейный забег»

 

Ежегодно (сентябрь)

соревнования

классные руководители, учитель физкультуры

«Папа, мама, я - спортивная семья» (1-4 классы)

в течение года

соревнования

Учитель физкультуры, , классные руководители

 

Последний звонок (4-е классы)

и выпускной вечер в начальной школе (4-е классы)

май - июнь

праздничная программа

Администрация, классные руководители

 

Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию (1-4 классы)

в течение года

Собрание, круглый стол, практикум и т.д.

Администрация, классные руководители

Общешкольное родительское собрание (1-4 классы)

 

2 раза в год

собрание

Администрация школы

Заседания Совета школы

 

По мере необходимости

собрание

Администрация школы

Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время (1-4 классы)

 

в течение года

 

Классные руководители

Формирование библиотечек для родителей по воспитанию детей. Распространение печатного материала для родителей через библиотеку школы

в течение года

Буклеты, листовки, методические сборники

Библиотекарь, администрация, классные руководители

Распространение лучшего опыта семейного воспитания в районной газете, чествование семей

в течение года

статьи

Администрация, библиотекарь

Создание банка данных методических разработок по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию

в течение года

методические сборники

Администрация, библиотекарь

Работа с семьями учащихся, стоящих на ВШК

в течение года

 

психолог, классные руководители

 

Работа с социально-неблагополучными семьями

в течение года

 

Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители

Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних

в течение года

 

Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители

 


 

Прикрепленный файл Size
Программа Духовно-нравственное воспитание учащихся1-4 классов.doc 191.5 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн