Комплекс целевых программ по духовно-нравственному воспитанию учащихся 1-4 классов во внеурочной деятельности
Submitted by Елена Николаевна Шевченко on пн, 05/03/2012 - 13:58
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21
г. Шахты Ростовской области
Комплекс целевых программ
по духовно-нравственному воспитанию учащихся
1-4 классовво внеурочной деятельности
СОСТАВИТЕЛЬ:
учитель начальных классов
ШевченкоЕ.Н.
(ФИО)
г. Шахты
2007 г.
Направление «Я – патриот и гражданин»
Пояснительная записка
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ,; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Задачи:
элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Ростовской области;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, г. Шахты;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
любовь к школе, своему городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Виды деятельности и формы занятий:
получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Ростовской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);
участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
участие во встречах и беседах с выпускниками гимназии, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса (1-4 классы).
в течение
года
Встречи, беседы, выставки и т.д.
Администрация, руководитель Музея г. Шахты и Ростовской области, классные руководители
Встречи с почётными гражданами г. Шахты (1-4 классы)
в течение
года
Встречи, беседы, выставки и т.д.
Администрация, классные руководители
Экскурсии в краеведческий музей и музеи г. Шахты(1-4 классы).
в течение
года
экскурсии
классные руководители
Выпуск «Школьного вестника» на героико-патриотическую и правовую темы
в течение
года
газета
Зам.директора по ВР, руководитель объединения « Пресс центр»
«Дни воинской славы России»
ежемесячно
Выпуск календарного листка
Зам.директора по ВР, классные руководители
Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот» (1-4 классы):
«Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Москва – столица великой страны» и т.д.;
Символы Ростовской области
Школьная и классная символика
в течение
года
20-минутный кл.час
классные руководители
Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» (1-4 классы)
в течение
года
20-минутный кл.час
классные руководители
Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» (1-4 классы)
в течение
года
20минутный кл.час
классные руководители
День учителя
«Золотое сердце учителя» (1-4 классы)
«Моя любимая учительница» (1-2 классы)
«Мой учитель лучше всех», «Самая классная классная» (3-4 классы)
октябрь
Комплекс мероприятий:
праздничная программа
конкурс рисунков
конкурс творческих проектов
Администрация, учитель музыки и ИЗО, классные руководители,
«Город, в котором я живу. Мой любимый уголок» (3-4 классы)
октябрь
Фото-выставка
Администрация, классные руководители
Г. Шахты в наших рисунках (1-2 классы)
Конкурс рисунков
учитель ИЗО, классные руководители
День рождения школы:
- Посвящение в школьники 1-х классов.
- «День Рожденья только раз в году»
- Акция «Подарок школе своими руками»
- КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём»
Комплекс мероприятий:
ритуал посвящения
концертная программа
трудовая акция
КТД
Администрация , классные руководители, музыкальный работник
День народного единства (1-4)
ноябрь
Комплекс
мероприятий: игры, беседы, встречи
Администрация, , учителя истории и права,
классные руководители
«История школы в лицах и фактах»
ноябрь,
февраль
тематические выставки, презентации проектов
Классные руководители
День защитника Отечества (1-4 классы):
«Они сражались за Родину», «Мой папа дома» (1-4 классы).
«Моя Россия, моя страна!» (1-4 классы)
«Чтоб Защитником стать»
«Герои живут рядом»
«О чём рассказала награда?» (3-4 классы)
февраль
комплекс
мероприятий:
выставка рисунков
конкурс чтецов
встреча с военнослужащими, ветеранами ВОВ
беседа
творческий проект
Администрация, классные руководители
«Аты–баты, шли солдаты» (4 классы)
февраль
смотр строя и песни
Учителя физкультуры , классные руководители
День космонавтики «Россия в освоении космоса» (1-4 классы):
«Человек поднялся в небо» (1-4 классы)
«Через тернии к звёздам» (1-4 классы)
12 апреля
Комплекс
мероприятий:
20-мин.кл.час
выставка рисунков
Администрация, классные руководители
День Победы «День Победы – праздник всей страны» (1-4 классы):
«Цвети мой город» (1-2 классы)
«Память, которой не будет конца» (3-4 классы)
«Мои родные защитники Родины» (3-4 классы)
«Страницы великой Победы»
май
Комплекс
мероприятий:
конкурс детского рисунка на асфальте
конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.)
фотовыставка
книжная выставка
Администрация школы, библиотекарь, классные руководители, Краеведческий музей г. Шахты
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Направление «Я и моя нравственность»
Пояснительная записка
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Задачи:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Виды деятельности и формы занятий:
получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий (через содержание учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», а также дисциплин, изучаемых по выбору;
ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
ознакомление с основными правилами поведения в гимназии, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и гимназии - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»:
«Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д.
в течение года
20-минутный кл.час
классные руководители
Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-4 классы):
«Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д.
в течение года
20-минутный кл.час
классные руководители
Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1-4 классы):
«Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться лучше помириться», «Почему чашка воды больше моря?», «Чужой беды не бывает» и т.д.
в течение года
20-минутный кл.час
классные руководители
Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или Как жить в ладу с собой и миром»
в течение года
20-минутный кл.час
классные руководители
«Мы теперь непросто дети, мы теперь ученики» (1-е классы)
сентябрь
Экскурсия по школе
классные руководители
День пожилого человека (1-4 классы)
«С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д.
Организация посещений на дому пенсионеров, тружеников тыла и ветеранов ВОВ, нуждающихся в помощи
Октябрь
В течение года
концертная
программа
трудовые акции
Администрация, учитель музыки, классные руководители
День матери (1-4 классы)
«Мама – нет роднее слова!», «Человек, на котором держится дом»
«Милой мамочки портрет» (1-2 классы)
«Славим руки матери» (3-4 классы)
ноябрь
Комплекс мероприятий:
концертная
программа
выставка рисунков
конкурс стихов и сочинений
Администрация, учителя ИЗО и музыки, классные руководители
День Конституции и День права:
Игры «Закон и ответственность» «Имею право» и т.д.
Встречи с работниками УВД и прокуратуры
декабрь
Комплекс
мероприятий: игры, беседы, встречи
Администрация,
классные руководители
«Рождество Христово» (1-4 классы)
январь
конкур детского рисунка
Учитель ИЗО, классные руководители
Праздник «Масленица – широкая» (1-4 классы)
февраль-март
концертно-развлекательная программа
Администрация, учитель музыки, классные руководители
Святая Пасха (1-4 классы):
конкурс «Пасхального яйца»
выставка рисунков
беседы
апрель
комплекс мероприятий
Администрация, учитель ИЗО, классные руководители
День семьи (1-4 классы)
«Ценности трех поколений»
«Я и мои родственники» (3-4 классы)
«Фотографии из семейного альбома», «Забота о родителях – дело совести каждого», «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи)
май
Цикл мероприятий:
классный час с родителями
конкурс проектов
беседы
Администрация, классные руководители
«Последний звонок» (4-е классы)
май
Праздничное мероприятие
Учитель музыки, классные руководители, родители
Изучение уровня воспитанности учащихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов (2-4классы)
в течение года
анкетирование, диагностика
Администрация, психолог школы, классные руководители
Предполагаемый результат:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Направление «Я и моё отношение к труду»
Пояснительная записка
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Задачи:
первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Виды деятельности и формы занятий:
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся 1-4 классов получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
участвуют в экскурсиях по городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде);
учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время);
приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
участвуют во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
«Мир профессий» (1-4 классы)
в течение года
Экскурсий на производственные предприятия города Шахты
Администрация, классные руководители
Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши» (1-4 классы)
в течение года
беседы
Администрация, классные руководители
Презентация «Труд наших родных», «Семейные династии» (2-4 классы)
Оформление кабинета и здания школы к праздникам и мероприятиям (1-4 классы)
в течение года
трудовая акция
Администрация, классные руководители
Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек (1-4 классы)
в течение года
трудовая акция
классные руководители
«Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера» (1-4 классы)
февраль - март
выставка работ
классные руководители
«Волшебный мир руками детей» (1-4 классы)
май
выставка детского творчества
классные руководители
«Мир моих увлечений», «Кто во что горазд» (1-4 классы)
в течение года
Презентация увлечений и хобби
классные руководители
«Чистый класс»
в течение года
Генеральная уборка класса
классные руководители
«Птичья столовая» (1-4 классы и их родители)
Ноябрь
Изготовление кормушек для птиц
классные руководители, родители
«Птичий домострой» (1-4 классы и их родители)
март
Изготовление скворечников
классные руководители, родители
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Направление «Я и моё здоровье»
Пояснительная записка
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Задачи:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Виды деятельности и формы занятий:
приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, психологом, медицинскими работниками, родителями;
получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологом, медицинскими работниками, родителями).
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» (1-4 классы)
в течение года
20минутные беседы, викторины, встречи
классные руководители, медицинский работник
Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» (1-4 классы):
«Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д.
в течение года
20-минутные беседы, викторины, встречи
классные руководители, медицинский работник
Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться» (1-4 классы)
в течение года
20-минутные беседы, викторины, игры
классные руководители
Цикл классных часов по ПДД (1-4 классы):
«Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный», «Правила дорожные знать каждому положено», «Школа светофорных наук» и др.
в течение года
20-минутные беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГБДД
классные руководители, сотрудники ГБДД
Анкетирование учащихся:
«Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ»(1-4 классы)
в течение года
анкетирование
психолог, классные руководители
Встреча со знаменитыми спортсменами города и района (1-4 классы)
Месячник по ЗОЖу «Здоровый я - здоровая страна» (1-4 классы):
«Ударим юмором по вредным привычкам» (3-4 классы)
Встречи с мед.работниками (1-4 классы)
Выпуск тематического «Школьного вестника» информационного тематического стенда
ноябрь
Комплекс мероприятий:
конкурс рисунков и плакатов
беседы
газета, стенд
учитель ИЗО
классные руководители, мед.работник
зам.директора по ВР,
«Весне – физкульт-ура!»
март
спортивная эстафета
Администрация, учитель физкультуры,
классные руководители
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Направление «Я и моё отношение к природе»
Пояснительная записка
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
Виды деятельности и формы занятий:
усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
Цикл классных часов по экологическому воспитанию (1-4 классы):
«О братьях наших меньших», «Русские берёзки», «Цветы в былинах и мифах», «Мой домашний любимец», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.д.
в течение года
Викторины, беседы, игры и т.д.
классные руководители
Акция «Каждому участку земли экологическую заботу» (1-4 классы)
в течение года
Трудовая акция
классные руководители
«Чудесный огород» (1-4 классы):
Выставка «Осенние зарисовки» (1-2 классы)
Игра «Что в огороде растёт?» (1-2 классы)
Викторина «Витамины с грядки» (3-4 классы)
октябрь
комплекс мероприятий: праздник, выставки творческих работ, конкурс чтецов, викторины
Администрация, учителя ИЗО и музыки, классные руководители
День земли (1-4 классы):
Акция «Чистый дом – чистый двор - чистый город» (1-4 классы)
Акция «Сделай город чище» (2-4 классы)
«Судьба города в твоих руках» (3-4 классы)
Акция «Цветик – семицветик»
(1-4 классы)
«Знай и люби родную природу» (1-4 классы)
Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных» (1-2 классы)
«Береги природу – наш дом» (3-4 классы)
апрель-май
Комплекс
мероприятий:
субботник
листовки
экологическая фото-выставка
выращивание рассады цветов, благоустройство территории и т.д.
викторина
игра
конкурс экологических проектов
Администрация,
классные руководители
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в гимназии, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Направление «Я и Мир прекрасного»
Пояснительная записка
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Задачи:
представления о душевной и физической красоте человека;
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Виды деятельности и формы занятий:
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России
(в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);
участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
«Город, в котором ты живёшь» (1-4 классы)
сентябрь
Экскурсии по городу
классные руководители
«Прикоснуться к вечности» (3-4 классы)
в течение года
Экскурсии в храмы Ростовской области
Администрация, классные руководители
«Фильм, фильм, фильм…» (1-4 классы)
в течение года
просмотр к/ф и мультфильмов
классные руководители
Экскурсии на художественные выставки
в течение года
Экскурсии в музеи Ростовской области и г. Шахты
классные руководители
Организация экскурсий по культурным центрам района и Томской области
в течение года
экскурсии
Администрация, классные руководители
Встречи с замечательными творческими людьми (поэты, писатели, художники)
в течение года
Администрация, классные руководители
«Чудесный огород» (1-4 классы):
Игра «Осенний калейдоскоп»
Конкурс рисунков «Осенние зарисовки» (1-2 классы)
Конкурс фотографий «Чудесная пора – очей очарованье» (3-4 классы)
октябрь
комплекс мероприятий (игры, конкурсы, выставка рисунков и фотографий)
Администрация, учителя ИЗО и музыки, классные руководители
«Милой мамочки портрет» (1-2 классы)
октябрь
Выставка рисунков
Учитель ИЗО,
классные руководители
«Сядем рядком – поговорим ладком» (1-4 классы)
ноябрь
Фольклорный праздник
Администрация, учителя музыки, ИЗО,
классные руководители,
«Шедевры русской живописи» (3-4 классы)
декабрь
Игра – викторина
классные руководители
Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию» (1-2 и 3-4 классы)
январь
Музыкальная игра
классные руководители
«Мои любимые книжки» (1-4 классы)
март
Выставка-презентация
Библиотекарь, классные руководители
«Детство без границ» (1-4 классы)
апрель
Творческий конкурс
Администрация, учителя музыки, ИЗО,
классные руководители,
Предполагаемый результат:
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Направление «Я и моя семья»
Пояснительная записка
Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
Задачи:
создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
создавать условия для духовного общения детей и родителей;
создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание воспитательной работы:
создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы
разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик - родитель»;
привлечение родителей к активному участию в жизни гимназии, формированию внутренней политики школьной жизни;
демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы
Формы внеклассной работы:
родительские собрания, посещение семей учащихся;
анкетирование;
тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;
семейные праздники;
спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
дни творчества, дни открытых дверей.
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
Цикл классных часов на тему «Моя семья» (1-4 классы):
«Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью» и т.д.
в течение года
Беседы, викторины, игры, презентации проектов и т.д.
классные руководители
Семейные праздники (1-4 классы):
«Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово – отец», «Долгая и близкая дорога к дому» и т.д.
в течение года
Совместные праздники с родителями
классные руководители
«Семейный забег»
Ежегодно (сентябрь)
соревнования
классные руководители, учитель физкультуры
«Папа, мама, я - спортивная семья» (1-4 классы)
в течение года
соревнования
Учитель физкультуры, , классные руководители
Последний звонок (4-е классы)
и выпускной вечер в начальной школе (4-е классы)
май - июнь
праздничная программа
Администрация, классные руководители
Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию (1-4 классы)
в течение года
Собрание, круглый стол, практикум и т.д.
Администрация, классные руководители
Общешкольное родительское собрание (1-4 классы)
2 раза в год
собрание
Администрация школы
Заседания Совета школы
По мере необходимости
собрание
Администрация школы
Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время (1-4 классы)
в течение года
Классные руководители
Формирование библиотечек для родителей по воспитанию детей. Распространение печатного материала для родителей через библиотеку школы