Официальный сайт openclass 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

Фото пользователя Нина Николаевна Штукина
Размещено: Нина Николаевна Штукина - сб, 03/03/2012 - 21:47

Из опыта работы учителя начальных классов МОУ СОШ №2 с. Александровского Штукиной Н.Н. 

 В основе проектно-исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

При организации исследовательской деятельности учащихся стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло, перенести акцент с «усвоения знаний» на формирование у ребят ряда «компетентностей». Ребята ведут себя по-разному: одни ищут информацию для своих исследований по библиотекам, в Интернете, другие выполняют работу с родителями старшими братьями и сёстрами, бабушками, дедушками, но есть и такие дети, которых приходится просить о помощи в поиске какого-либо материала. Дети, чувствуя свою значимость, стараются помочь учителю и вовлекаются в исследовательскую работу.     

Коллективную исследовательскую работу учащихся я организую непосредственно на уроках. В частности, я целенаправленно обучаю своих ребят использованию исследовательских методов при проведении уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. Например, на уроках русского языка мы провели уроки-исследования:   «За какими буквами прячется звук , «Когда согласным можно доверять?», «Как сделать текст лучше?», «Как устроены слова?», «Что в слове главное?». На уроках окружающего мира – «Как может измениться река Томузловка?», «Звёздный дом», «Мохнатая азбука», «Осенние превращения». Ученики сами формулируют проблемы (темы) исследований в рамках заявленного проекта. Так, при работе над проектом «Осенние превращения» возник вопрос:  «Во что может превратиться осенний листок?» Как возможные варианты решения проблемы были выдвинуты гипотезы:  осенний листок может превратиться в самолётик, розу, бабочку, а осенние цветы: хризантемы, дубки – в красивый венок. Но в результате исследования  было выявлено, что удивительные превращения осенних листьев могут происходить не только в природе, но и в руках человека. Таким человеком, который умеет творить чудеса, оказалась бабушка Димы Михнева Таисия Васильевна. Ребята пригласили её на урок. Она пришла не с пустыми руками, а с выставкой. В её волшебных руках осенние листья превращались в роскошные розы!  Обсудив всё увиденное и услышанное,  каждая группа ребят приступила к созданию своего собственного проекта на тему: «Осенние превращения». Таисия Васильевна консультировала юных экспериментаторов. Проекты из осенних даров природы  получились  удивительными!

         При работе над проектом «Мохнатая азбука» ребята сформулировали основополагающий вопрос так: «Кто важнее и нужнее в царстве животных: звери, птицы или насекомые?».  Были выдвинуты гипотезы:

  • важнее всех птицы, потому что они уничтожают вредителей полей и садов;
  • важнее всех звери, потому что  они дают нам пищу;
  • важнее всех насекомые, потому что они опыляют растения.

Ребята спланировали свои действия:

  • понаблюдать за повадками животных нашей местности;
  • найти и прочитать сказки, рассказы, пословицы, поговорки о животных;
  • спросить у бабушек, мам, какие приметы, связанные с поведением животных они знают;
  • узнать из Интернета о повадках диких животных.

         Были посмотрены видеофильмы о жизни различных животных. Все ребята класса включились в работу: кто-то выяснял, кого больше: рыб, пресмыкающихся, млекопитающих, земноводных или насекомых. В результате подсчёта возник вопрос: «А почему у нас в крае огромное количество грызунов?» Нашли ответ: «Наш край степной, много полей, на которых грызуны находят себе пищу». Провели микроисследование: «Добрые дела и плохие поступки животных нашего края». Кто-то задался вопросом: «Кто сколько лет живёт?».  Кто-то выявил рекордсменов среди зверей. Оказывается, в нашем крае есть свой рекордсмен по бегу – сайгак! Одна из групп ребят наблюдала за птицами нашего края и записала народные приметы:

  • Ворона кричит зимой – к метели.
  • Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
  • Зимой вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
  • Вороны и галки зимой вьются в воздухе – перед снегом.
  • Поздний отлёт птиц – к поздней зиме.

Узнали, что у нашего зайца уши длиннее, чем у арктического и очень обрадовались!Оказывается, большие уши помогают зайцу улавливать малейшие признаки опасности и регулировать температуру тела. Поскольку кровеносная система зайца проходит под тонкой кожей его ушей, он быстро теряет тепло. Поэтому у зайцев, живущих в жарком климате, особенно большие уши, в то время как у арктических зайцев уши маленькие.

В результате исследования пришли к выводу:

  • Каждый объект живой природы по-своему красив и полезен.
  • Животные украшают нашу жизнь.
  • Всё в природе взаимосвязано и взаимозависимо, поэтому мы должны бережно к ней относиться.

Одна из групп ребят результат своего исследования выразила словами  стихотворения  Б.Заходера «Про всех на свете»:

Все-все,

Все на свете

На свете нужны!

 И Мошки

Не меньше нужны,

Чем Слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, -

Злых и свирепых.

 Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мёд

И кто делает яд

У Кошки без Мышки,

У мышки без Кошки

Не лучше делишки,

И, если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все,

Все на свете

На свете нужны!

И это все дети

Запомнить должны!

Б. Заходер

        Выполняя исследования в группах, дети имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности стимулирует   у ребят интерес к фундаментальным наукам,  повышает уверенность в себе,что позволяет им успешнее учиться.

         После защиты проектов  провожу   рефлексию проектной деятельности, предлагая учащимся ответить на следующие вопросы:

  • Была ли достигнута цель проекта?
  • Что нового ты узнал для себя?
  • Что получилось у тебя лучше всего?
  • Что ты сделал бы по-другому?

         Особое внимание обращаю на нацеленность проекта, на примеры работ учащихся, созданных как результат их познавательной, исследовательской, творческой деятельности.

         Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, принимают участие в школьных и районных научно-практических конференциях младших школьников.

  


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн