Из опыта работы учителя начальных классов МОУ СОШ №2 с. Александровского Штукиной Н.Н.
В основе проектно-исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
При организации исследовательской деятельности учащихся стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло, перенести акцент с «усвоения знаний» на формирование у ребят ряда «компетентностей». Ребята ведут себя по-разному: одни ищут информацию для своих исследований по библиотекам, в Интернете, другие выполняют работу с родителями старшими братьями и сёстрами, бабушками, дедушками, но есть и такие дети, которых приходится просить о помощи в поиске какого-либо материала. Дети, чувствуя свою значимость, стараются помочь учителю и вовлекаются в исследовательскую работу.
Коллективную исследовательскую работу учащихся я организую непосредственно на уроках. В частности, я целенаправленно обучаю своих ребят использованию исследовательских методов при проведении уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. Например, на уроках русского языка мы провели уроки-исследования: «За какими буквами прячется звук , «Когда согласным можно доверять?», «Как сделать текст лучше?», «Как устроены слова?», «Что в слове главное?». На уроках окружающего мира – «Как может измениться река Томузловка?», «Звёздный дом», «Мохнатая азбука», «Осенние превращения». Ученики сами формулируют проблемы (темы) исследований в рамках заявленного проекта. Так, при работе над проектом «Осенние превращения» возник вопрос: «Во что может превратиться осенний листок?» Как возможные варианты решения проблемы были выдвинуты гипотезы: осенний листок может превратиться в самолётик, розу, бабочку, а осенние цветы: хризантемы, дубки – в красивый венок. Но в результате исследования было выявлено, что удивительные превращения осенних листьев могут происходить не только в природе, но и в руках человека. Таким человеком, который умеет творить чудеса, оказалась бабушка Димы Михнева Таисия Васильевна. Ребята пригласили её на урок. Она пришла не с пустыми руками, а с выставкой. В её волшебных руках осенние листья превращались в роскошные розы! Обсудив всё увиденное и услышанное, каждая группа ребят приступила к созданию своего собственного проекта на тему: «Осенние превращения». Таисия Васильевна консультировала юных экспериментаторов. Проекты из осенних даров природы получились удивительными!
При работе над проектом «Мохнатая азбука» ребята сформулировали основополагающий вопрос так: «Кто важнее и нужнее в царстве животных: звери, птицы или насекомые?». Были выдвинуты гипотезы:
- важнее всех птицы, потому что они уничтожают вредителей полей и садов;
- важнее всех звери, потому что они дают нам пищу;
- важнее всех насекомые, потому что они опыляют растения.
Ребята спланировали свои действия:
- понаблюдать за повадками животных нашей местности;
- найти и прочитать сказки, рассказы, пословицы, поговорки о животных;
- спросить у бабушек, мам, какие приметы, связанные с поведением животных они знают;
- узнать из Интернета о повадках диких животных.
Были посмотрены видеофильмы о жизни различных животных. Все ребята класса включились в работу: кто-то выяснял, кого больше: рыб, пресмыкающихся, млекопитающих, земноводных или насекомых. В результате подсчёта возник вопрос: «А почему у нас в крае огромное количество грызунов?» Нашли ответ: «Наш край степной, много полей, на которых грызуны находят себе пищу». Провели микроисследование: «Добрые дела и плохие поступки животных нашего края». Кто-то задался вопросом: «Кто сколько лет живёт?». Кто-то выявил рекордсменов среди зверей. Оказывается, в нашем крае есть свой рекордсмен по бегу – сайгак! Одна из групп ребят наблюдала за птицами нашего края и записала народные приметы:
- Ворона кричит зимой – к метели.
- Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
- Зимой вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
- Вороны и галки зимой вьются в воздухе – перед снегом.
- Поздний отлёт птиц – к поздней зиме.
Узнали, что у нашего зайца уши длиннее, чем у арктического и очень обрадовались!Оказывается, большие уши помогают зайцу улавливать малейшие признаки опасности и регулировать температуру тела. Поскольку кровеносная система зайца проходит под тонкой кожей его ушей, он быстро теряет тепло. Поэтому у зайцев, живущих в жарком климате, особенно большие уши, в то время как у арктических зайцев уши маленькие.
В результате исследования пришли к выводу:
- Каждый объект живой природы по-своему красив и полезен.
- Животные украшают нашу жизнь.
- Всё в природе взаимосвязано и взаимозависимо, поэтому мы должны бережно к ней относиться.
Одна из групп ребят результат своего исследования выразила словами стихотворения Б.Заходера «Про всех на свете»:
Все-все,
Все на свете
На свете нужны!
И Мошки
Не меньше нужны,
Чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд-
Кто делает мёд
И кто делает яд
У Кошки без Мышки,
У мышки без Кошки
Не лучше делишки,
И, если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
Все на свете
На свете нужны!
И это все дети
Запомнить должны!
Б. Заходер
Выполняя исследования в группах, дети имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности стимулирует у ребят интерес к фундаментальным наукам, повышает уверенность в себе,что позволяет им успешнее учиться.
После защиты проектов провожу рефлексию проектной деятельности, предлагая учащимся ответить на следующие вопросы:
- Была ли достигнута цель проекта?
- Что нового ты узнал для себя?
- Что получилось у тебя лучше всего?
- Что ты сделал бы по-другому?
Особое внимание обращаю на нацеленность проекта, на примеры работ учащихся, созданных как результат их познавательной, исследовательской, творческой деятельности.
Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, принимают участие в школьных и районных научно-практических конференциях младших школьников.
|