Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Авторская образовательная программа «Юный инструктор детско-юношеского туризма»

Размещено: Таслим Гибадуллович Фатхуллин - чт, 01/03/2012 - 16:37
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фатхуллин Таслим Гибадуллович
Место работы, должность: 

МБОУ "Алабердинская СОШ" Тетюшского муниципального района Республики Татарстан

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Физическая культура
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> В данной программе предложена примерная тематика занятий кружка, рассчитанная на 5 лет обучения. Занятия каждого года усложняются. Первый и второй год обучения знакомят воспитанников с простейшими элементами туризма, готовят их к участию в однодневных и двухдневных походах по родному краю. Третий и четвёртый год обучения направлены на повышение спортивного мастерства. И, завершающий, пятый год обучения включает в себя подготовку юных инструкторов по туризму и судей&nbsp;</p>

 

МБОУ «Алабердинская средняя общеобразовательная школа»

Тетюшского муниципального района Республики Татарстан»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторская

образовательная программа

«Юный инструктор детско-юношеского

туризма»

 

 

 

 

 

Возраст детей:10-15 лет

                                                                                     Срок реализации:5 лет

                                                                                  Программу составил:

        Фатхуллин Таслим Гибадуллович,

                                                                        Учитель физической культуры

                                                                         МБОУ«Алабердинская средняя

                                                                      общеобразовательная школа»

                                                                      Тетюшского муниципального

                                    района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Алабердино

2009 год

Пояснительная записка

    

    Детско-юношеский туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих всестороннему развитию личности, формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения.

    В данной программе предложена примерная тематика занятий кружка, рассчитанная на 5 лет обучения. Занятия каждого года усложняются. Первый и второй год обучения знакомят воспитанников с простейшими элементами туризма, готовят их к участию в однодневных и двухдневных походах по родному краю. Третий и четвёртый год обучения направлены на повышение спортивного мастерства. И, завершающий, пятый год обучения включает в себя подготовку юных инструкторов по туризму и судей

    Для реализации данной программы  школьный спортивный зал оборудован для занятий техникой туризма: на стены прикреплены несколько опор, которые позволяют проводить районные соревнования по технике туризма в условиях спортивного зала одновременно в трех возрастных группах.  В школе очень хорошо развиты туристские традиции: практически к туризму привлекаются все учащиеся, начиная с второго класса. Сам педагог, работающий по данной программе, Фатхуллин Таслим Гибадуллович имеет богатый туристский опыт работы с детьми (свыше 25 лет). Воспитанники туристского объединения с 1989 года занимают призовые места на районных туристских соревнованиях, успешно выступают на республиканских соревнованиях по туризму. Высокие результаты юные туристы показали на открытом первенстве по туристскому многоборью в условиях спортивного зала, которое было организовано на базе Арского педагогического колледжа  Большой популярностью у детей пользуются республиканские соревнования по скалолазанию, где они тоже показывают высокие результаты, являясь призерами в личном и командном первенстве. На занятиях объединения старшие воспитанники помогают младшим в освоении туристских навыков.

    Туристское объединение имеет хорошую материальную базу для занятий техникой туризма. Данная программа составлялась на основе следующих программ: программа Минхаирова Ф.Ф. «Турист на дистанции»; программа «Туристское многоборье» (составители Замалетдинов И.В., Шакиров З.З.): Казань, 1996г.; программа для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ «Туризм и краеведение»: г. Елабуга, 1998г. и собственного туристского и педагогического опыта.   

  Цели программы:

- привлечение учащихся к систематическим занятиям туризмом;

- пропаганда здорового образа жизни через занятия туризмом;

- формирование у воспитанников нравственных ценностей и экологической культуры; 

- подготовка юных инструкторов по туризму и судей.

    Задачи программы.

1. Образовательные:

- дать необходимые знания, умения и навыки в области спортивного ориентирования, пешеходного и лыжного туризма;

- знание способов оказания первой медицинской помощи;

- изучение техники туризма.

2. Воспитательные:

- способствовать формированию интереса к окружающей среде;

- формирование нравственной и физической культуры;

- воспитывать чувство коллективизма, дисциплинированность, настойчивость в достижении цели; - воспитывать самостоятельность и активность, мужество и волю, необходимые в современной жизни;

- формирование здорового образа жизни.

3. Развивающие:

- совершенствование туристских умений, навыков;

- приобретение и использование организаторских качеств и специальных знаний при проведении соревнований и походов;

- развитие организаторских способностей, навыков руководства группами младших классов.

 

Общие положения.

    Предлагаемая пятигодичная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению школьников. Выполнение программы в зависимости от способностей учащихся даёт им возможность достичь высоких спортивных результатов, стать профессиональным спортсменом, вести здоровый образ жизни, уметь выживать в различных жизненных ситуациях, осуществлять принцип преемственности и передачи умений и навыков, приобретенных на занятиях.

    Первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю (144 часа за год), начиная со второго года по пятый - 3 раза в неделю (216 часов ежегодно), за исключением времени, отведенного на тренировки в лесном полигоне и организации походов ( 4, 8, и т.д. часов). Начальная группа состоит из 15 учащихся, иногда занятия могут проходить по микрогруппам и индивидуально.

    Каждый год обучения заканчивается летним двух- или трехдневным походом, где совершенствуется практическая часть программы. В конце четвёртого и пятого года обучения целесообразно планировать и проводить походы 1-ой категории сложности.

 

  На занятиях объединения, в походах выходного дня и многодневных походах воспитанники должны научиться:

составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;

фиксировать наблюдения во время похода;

проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы;

вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;

ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным местным объектам;

выбирать место для бивака, ставить палатку, разжигать костер, готовить пищу на костре, изготовить простейшее туристское оборудование;

- оказать первую доврачебную помощь;

организовывать и проводить школьные соревнования, судить разные этапы районных соревнований;

организовывать и проводить походы выходного дня с младшими классами.

   

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

 

За 1 год обучения воспитанник

должен знать:

-технику безопасности на тренировках и в походе;

-место Тетюшского района на карте РТ, краеведческие достопримечательности;

-простейшие условные знаки и масштабы карт;

-оказание первой доврачебной помощи в походе;

должен уметь:

-читать топографическую карту;

-разводить костры различных типов;

-измерять расход родника или ручья;

-преодолевать препятствия по технике туризма (без самонаведения) на разных дистанциях;

-завязывать туристские узлы (13 узлов);

-правильно вести себя на маршруте;
-оказывать первую медицинскую помощь при недомоганиях и незначительных травмах;

-уметь разбить правильно бивак в походе.

 

За 2 год обучения воспитанник

должен знать:

-технику безопасности на тренировках и в походе;

-перечень и содержание документов, необходимых для проведения и подтверждения походов;

-общефизические упражнения и специальные для туриста, способы закаливания организма;

-оказание различных способов первой доврачебной помощи в походных условиях пострадавшим;

-нормы нагрузки в походе, врачебный контроль и самоконтроль.

 

должен уметь:

-бегло читать туристскую карту любой местности и ориентироваться по ней;

-ориентироваться на местности;

-пройти дистанцию по технике туризма без самонаведения по всем правилам соревнований;

-оказывать первую медицинскую помощь и организовать транспортировку пострадавшего из труднодоступной местности;

-подобрать комплекс общей физической подготовки для укрепления организма.

 

 

За 3 год обучениявоспитанник

должен знать:

-требования к отчёту о совершённом походе;

-правила проведения соревнований по технике туризма и спортив. ориентированию;

-приемы и правила страховки и самостраховки;

-знать особенности видов соревнований по спортивному ориентированию;

-этические нормы поведения на природе, на соревнованиях, в незнаком. коллективе;

должен уметь:

-со страховочным и специальным снаряжением;

-составить описание природного объекта;

-работать на туристских тренажерах («Скальной стенке», Опорах для наведения переправ и перил);

-преодолевать различные этапы препятствий по технике лыжного туризма;

- уметь проходить связки этапов на дистанции по технике туризма 1-го класса;

-организовать транспортировку пострадавшего с помощью страховочных систем;

-оказать первую медицинскую помощь в различных ситуациях;

-провести ремонт снаряжения в полевых условиях;

-разжечь костёр при любых условиях, в том числе и без спичек;

 

За 4 год обучениявоспитанник

должен знать:

-правила и условия проведения соревнования;

-виды кровотечения и оказание первой помощи, раны, ушибы, растяжения, вывихи, переломы и оказание ПМП. Ожоги и обморожения. Оказание ПМП. Отравления и укусы. Оказание ПМП;

-способы транспортировки пострадавшего (с элементами спас. работ)

-способы преодоления препятствий: подъемов и спусков большой крутизны;

-способы преодоления связок этапов и дистанции 2-3 класса.

должен уметь:

-прокладывать дистанцию, составлять условия прохождения дистанции;

-оказать первую помощь, при различных видах кровотечений, ранах, ушибах, растяжениях, вывихах, ожоги и обморожения, отравлениях и укусах;

-продемонстрировать способы транспортировки пострадавшего (с элементами спас. работ)

-определять высоту дерева, расстояние до недоступного предмета, скорость течения в реке;

-проходить дистанции по технике туризма: подъемов и спусков большой крутизны;

-        проходить связки этапов на дистанции по технике туризма 2-го и 3  класса;

 

За 5 год обучениявоспитанник

должен знать:

-методику организации проведения туристских соревнований со школьниками;

-методику организации проведения туристских походов со школьниками;

-знать меры предупреждения утомляемости в походе;

-закон об охране природы;

-как проводятся краеведческие наблюдения в походе;

-виды соревнований по спортивному ориентированию, и правила проведения соревнований.

-права и обязанности младшего инструктора;

-основные приемы обучения младших школьников туризма.

 

должен уметь:

-прокладывать дистанцию, составлять условия прохождения дистанции;

-организовать и провести туристические соревнования с младшими школьниками;

- организовать  туристический поход с младшими школьниками;

-обработать краеведческие наблюдения в походе и оформить собранный краеведческий материал;

-проводить занятия в разнообразных формах по туризму для младших школьников;

-организовывать различные вечера по пропаганде детско-юношеского туризма;

-организовать проведение соревнований вида «Техники туризма» и ККМ;

-работать в судейской бригаде туристских соревнований.

Методическое обеспечение программы

 

     В школе имеется определённое количество литературы, раскрывающей методику и содержание занятий по подготовке к пешим туристическим походам, организации соревнований по технике туризма.

В школе имеется хорошая материальная база туристского снаряжения (см. ниже) для организации походов и проведения тренировок по технике туризма.   

 Для эффективного достижения целей программы планируется применение разнообразных форм и методов работы с детьми: организация походов, экскурсий, тренировки в природных условиях, соревнований, конкурсов, творческих работ с детьми. В школе оборудован спортзал для тренировок по технике туризма: укреплены специальные опоры которые используются для подготовки этапов туристских соревнований (навесная переправа, параллельные перилла, спуск, подъем и т.д. ) скалолазная стена. Туристическое объединение «Инструктор детско-юношеского туризма» стало инициаторами проведения районных соревнований по технике туризма. Большая роль в реализации программы отводится занятиям по теме «Спортивный туризм», где идет обработка навыков и умений по технике туризма, решение тактических задач в преодолении сложных этапов, отработка связок и дистанции туристских соревнований. Организация и подготовка степенных и категоричных походов занимает определенное место в данной программе. На занятиях используется различная методика по подготовке воспитанников к роли инструкторов детско-юношеского туризма и дается возможность на практике попробовать свои силы.

 

Материальная база туристского объединения:

В объединение создана хорошая материальная база для тренировок по технике туризма и для совершения походов со школьниками.

- Страховочные системы – 15 комплектов

- Карабины: простые - !2 шт.

                      автоматы – 24 шт.

- Блоки 15 шт.

- Прусики для самостраховки 15-20 шт.

- Каски 15 шт

- Веревки основные 10 мм: - 5 х 40 метров.

                                               - 4 х 30 метров.

                                               - 3 х 50 метров.

- Рюкзаки 18 шт.

- Спальные мешки 18 шт.

- Коврики 18 шт.

- Палатки: - 1 местные 1 шт.

                - 2-х местные 2 шт.

                - 4-х местные 3 шт.

- Пила туристическая 2 шт.

- Топор 2 шт.

- Костровые принадлежности – 1 комплект.

- Котлы: - 3-х литровый 1 шт.

             - 5-и литровый 1 шт.

             - 8-и литровый 2 шт

 

Учебно-тематический план занятий первого года обучения

 

 

п/п

 

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Введение.

Наш край. Охрана природы.

Организация  и проведение похода.

Туристическое снаряжение.

Топографическая подготовка.

Ориентирование в походе.

Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь.

Физическая подготовка туриста.

Туристические походы.

Подготовка к соревнованиям.

 

                                                                                       ВСЕГО

1

3

5

2

4

3

2

14

32

78

 

144

1

1

2

1

2

1

1

2

-

10

 

21

-

2

3

1

2

2

1

12

32

68

 

123

 

 

Содержание программы первого года обучения

 

1. Введение. Беседа о туризме и о работе кружка. Законы туристов. Достижения предыдущих групп воспитанников в соревнованиях. Показ видеофильмов.

2.  Наш край. Охрана природы. Село, в котором я  живу, район, республика. Географическое положение, климат, растительность, животный мир, реки, озера нашего края.

3. Организация и проведение походов. Изучение района похода. Подбор и подготовка снаряжения. Расчет питания. Организация ночлега.

Практическое занятие. Движение цепочкой, разбивка бивака, разведение костра. Движение по азимуту.

4. Туристическое снаряжение. Личное и групповое снаряжение. Распределение группового снаряжения. Правила укладки рюкзака.

Практическое занятие. Установка палатки.

5. Топографическая подготовка. Знакомство с топографическими знаками и картой.

Практическое занятие. Зарисовка простейших топографических знаков и местных предметов. Чтение карты села и района.

6. Ориентирование в походе. Знакомство с компасом.

Практическое занятие. Определение сторон горизонта по компасу и местным предметам. Определение азимута на предмет.

7. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь. Гигиенические требования к одежде, обуви, посуде, биваку. Походная аптечка.

Практическое занятие. Доврачебная помощь пострадавшему. Переноска пострадавшего.

8. Физическая подготовка туриста. Роль физической подготовки в жизни туриста. Воспитательная сторона физической культуры.

Практические занятия. Проведение эстафет, конкурсов, подвижных игр.

9. Туристические походы.  2 похода выходного дня и 1 двухдневный  поход с ночевкой в помещении.

10. Подготовка к соревнованиям. Вязка узлов, работа с веревками, движение по натянутым перилам. Правила соревнований.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план занятий второго года обучения

 

п/п

 

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Анализ работы объединения за прошлый учебный год.

  Природа и история родного края. Краеведческая работа в походе.

Организация и подготовка похода.

Организация и проведение похода.

Подведение итогов похода.

Ориентирование в походе.

Топографическая подготовка.

Физическая подготовка туриста.

Туристическое снаряжение.

Туристский быт.

Гигиена туриста. Оказание первой доврачебной помощи.

Подготовка к соревнованиям.

 

                                                                                                  ВСЕГО

2

10

12

34

10

20

20

20

6

8

10

64

 

216

2

4

6

6

2

6

8

2

4

4

4

8

 

56

-

6

6

28

8

14

12

18

2

4

6

56

 

160

 

Содержание программы второго года обучения

 

1. Анализ работы кружка за прошлый учебный год. Отношение воспитанников кружка к туризму. Результаты соревнований. Достижения и возможности. Задачи на новый учебный год.

2. Природа и история родного края. Краеведческая работа в походе. Географическое положение, природные особенности. Рельеф, климат, растительный и животный мир, полезные ископаемые. Сведения о прошлом края.

3. Организация и подготовка похода. Ознакомление с районом путешествия. Подбор группы, разработка маршрута. Набор продуктов.

Практические занятия. Распределение обязанностей. Преодоление различных препятствий. Работа с картой. Оформление документации.

4. Организация и проведение похода. Инструкция по мерам безопасности перед походом. 2 похода выходного дня и 1 двухдневный  поход с ночевкой в помещении.

5. Подведение итогов похода. Обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, оформление стенда, выпуск газеты, бюллетеней о походе.

6. Ориентирование в походе. Устройство компаса, пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута на предмет и на карте. Движение по азимуту. Определение сторон горизонта по местным предметам.

7. Топографическая подготовка. Знакомство с топографической и географической картой. Топографические знаки. Зарисовка топографических знаков. Топографический диктант. Зачет по теме «Топографические знаки».

8. Физическая подготовка туриста. Значение физической подготовки для туриста. Режим дня, закаливание организма. Общефизические и специальные упражнения для туриста. Проверка туристических навыков на время.

9. Туристическое снаряжение. Групповое и личное снаряжение в зависимости от района похода, от времени года и погодных условий. Комплектование ремонтного набора, укладка рюкзака, установка палатки. Костровые принадлежности.

10. Туристский  быт. Выбор места для бивака и ночлега с учетом правил охраны природы. Снятие бивака. Уборка мест привала. Противопожарная безопасность. Хранение продуктов.

Практические занятия. Типы костров, сушка и ремонт одежды. Приготовление пищи на костре.

11. Гигиена туриста. Оказание первой доврачебной помощи. Гигиенические требования в походе. Требования к одежде и обуви. Приемы самоконтроля. Питьевой режим в походе. Предупреждение потертостей при ходьбе. Состав походной аптечки. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в походных условиях и их транспортировка.

12. Подготовка к соревнованиям. Ознакомление с положением о соревнованиях. Работа с веревками, узлы, топознаки, спортивное ориентирование, преодоление возможных этапов по положению о туристических соревнованиях.

Учебно-тематический план занятий третьего года обучения

 

п\п

 

Наименование  темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Спортивный туризм.

Меры безопасности  в пешем походе.

Страховочное и специальное снаряжение.

Обеспечение страховки и самостраховки.

Узлы, применяемые в туризме.

Туристические тренажеры.

Преодоление препятствий (этапов).

Преодоление связок этапов и дистанции.

Спортивное ориентирование.

Костры и костровое оборудование.

Организация бивака.

Транспортировка пострадавшего.

Общефизическая подготовка.

Учебно-тренировочные походы.

Подготовка к соревнованиям и участие в соревнованиях.

Туристический вечер.

 

                                                                                   ВСЕГО

4

2

4

4

10

6

24

40

20

2

4

8

20

44

21

3

 

216

4

1

2

2

2

2

-

-

4

2

2

2

2

4

1

1

 

31

-

1

2

2

8

4

24

40

16

-

2

6

18

40

20

2

 

185

                               Содержание программы третьего года обучения

 

1. Спортивный  туризм.  Спортивные походы, соревнования, виды туризма, нормативы, снаряжения. Документация. Туристическое многоборье - классы дистанции, разрядные нормативы, снаряжение. Документация.

2. Меры безопасности в пешем походе. Обязанности участников похода. Обеспечение безопасности на занятиях и соревнованиях по туристическому многоборью. Требования к одежде и снаряжению.

3. Страховочное и специальное снаряжение. Грудные обвязки, беседки. Пояса, самостраховки. Карабины, тормозные устройства, прусики, каски, рукавицы, альпенштоки, веревки.

4. Обеспечение страховки и самостраховки. Приемы и правила страховки и самостраховки. Расположение страхующего относительно страхуемого. Средства страховки.

5. Узлы, применяемые в туризме. Прямой, встречный, брам-шкотовый, проводник-восьмерка, двойной проводник, удавка, карабинная удавка, стремя, булинь, схватывающий, узел «Бахмана».

6. Туристические тренажеры. «Скальные» стенки, опоры для наведенияпереправ и перил.

7. Преодоление препятствий (этапов). Преодоление склонов: подъем, спуск, траверс при помощи альпенштока и веревочных перил, подъем по «скальной стенке» свободным лазанием. Преодоление болота по жердям и кочкам, преодоление оврагов и рек по бревну и веревочным перилам (навесной, маятниковой, параллельные). Преодоление этапов на лыжах: подъемы («елочкой», «лесенкой», «серпантином»), спуски (скоростные, с поворотами, с торможением), тонкий лед, тропление лыжни, преодоление препятствий, впадин, бугров.

8. Прохождение связок этапов и дистанций:

Связки этапов: 1) на склоне (подъем-траверс-спуск); 2) на ровном участке (вязка узлов - определение азимута на предмет - разжигание костра - установка палатки); 3) в овраге (преодоление оврага по бревну - спуск - подъем). На всех связках перила судейские.

Варианты дистанций I-го класса:

1) вязка узлов - преодоление болота по кочкам - определение азимута - переноска пострадавшего - разжигание костра - установка палатки;

2) вязка узлов - снятие ранее установленной палатки - преодоление болота по жердям - переправа по бревну - изготовление носилок и транспортировка «пострадавшего» - разжигание костра - установка палатки;

3)вязка узлов - подъем по склону - переправа по бревну - определение азимута - установка палатки.

4) вязка узлов - тропление лыжни - подъем по склону - спуск поворотами - определение азимута - подъем серпантином - спуск с торможением в заданной зоне.

9. Спортивное ориентирование. Ориентирование в заданном направлении. Ориентирование по выбору. Ориентирование на маркированной дистанции.

10. Костры и костровое оборудование. Типы костров и их назначение: «Шалаш», «Колодец», «Звезда», «Таежный», «Нодья». Подготовка растопки, костровое оборудование: таганки, треноги, тросики, сетки, крючья. Варочная посуда.

11. Организация бивака. Выбор места для палаток и костра (безопасность, комфортность, вид на них), места для умывания, купания, отдыха, приема пищи. Яма для мусора. Охрана природы и экология.

12. Транспортировка пострадавшего. Изготовление носилок, изготовление волокуш из лыж «пострадавшего». Транспортировка пострадавшего по пересеченной местности.

13. Общефизическая подготовка. Ходьба, бег по пересеченной местности. Подвижные и спортивные игры. Упражнения на перекладине и брусьях.

14. Учебно-тренировочные походы. Один двухдневный лыжный поход и один трехдневный пеший  поход.

15. Подготовка к соревнованиям. Изучение положений о соревнованиях. Работа с веревками, тренировка по всем возможным этапам.

16. Туристический вечер. Составление программы, организация выставок, фотографий. Награждение лучших туристов. Туристические песни.

                 Учебно-тематический план занятий четвёртого года обучения

 

 

п/п

 

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

Меры безопасности на занятиях кружка «Инструктор детско-юношеского туризма».

Правила и условия соревнований.

Узлы.

Ориентирование на местности.

Медико-санитарная подготовка.

Транспортировка пострадавшего.

Поляна заданий.

Преодоление препятствий (этапов).

Прохождение связок этапов и дистанций.

Общефизическая подготовка.

Психологическая подготовка.

Учебно-тренировочные походы.

Подготовка к соревнованиям.

Туристский вечер.

 

                                                                                           ВСЕГО

2

 

10

6

20

8

10

8

20

20

10

10

48

40

4

 

216

1

 

4

-

4

4

2

2

-

-

-

2

-

4

1

 

24

1

 

6

6

16

4

8

6

20

20

10

8

48

36

3

 

192

 

Содержание программы четвёртого года обучения

 

1. Меры безопасности на занятиях объединения «Инструктор детско-юношеского туризма». Ознакомление с инструкцией по ТБ, проверка исправности тренажеров и страховочного снаряжения. 2. Правила и условия соревнований. Выбор места для проведения соревнований, прокладывание дистанции, составление условий  прохождения  дистанции. Возможные  нарушения  и  их  предупреждение.  Протесты  и  аппеляции.

3. Узлы. Вязка узлов различными способами (c закрытыми глазами, несколько узлов на одной веревке, на  время).

4. Ориентирование на местности. Ориентирование в «заданном направлении», по выбору, «открытый маршрут» и на «маркированной дистанции». Учебно-тренировочные соревнования.

5. Медико-санитарная подготовка. Виды кровотечений и оказание первой помощи. Раны, ушибы, растяжения, вывихи, переломы и оказание ПМП. Ожоги и обморожения (оказание ПМП). Отравления и укусы (оказание ПМП).

6. Транспортировка пострадавшего. Транспортировка пострадавшего на «несущем» (с использованием рюкзака и бухты веревки). Транспортировка пострадавшего по навесной переправе. Изготовление волокуш из лыж «пострадавшего» и подручных материалов, подъем и спуск пострадавшего по склону на носилках, волокушах и на «несущем».

7. Поляна заданий. Выполнение заданий по определению высоты дерева, расстояния до недоступного предмета, скорости течения реки и расхода воды в ней, условных знаков топографических  карт. Ответы на вопросы по медицине и краеведению.

8. Преодоление препятствий (этапов). Преодоление подъемов и спусков большой (от 60 до 90) крутизны. Переправы через реку (овраг) с самонаведением и снятием перил. Укладка бревна и переправа по бревну. Траверс склона.

9. Прохождение связок этапов и дистанций.

Связки  этапов: 1) подъем и спуск с самонаведением и снятием перил; 2) переправа по бревну способом «маятник»; 3) переправа по навесным перилам с наведением и снятием перил; 4) подъем свободным лазанием, спуск по наклонным перилам, навесные и параллельные перила.

Дистанция 2-3 классов:

1) преодоление «скального» прижима-подъем свободным лазанием - спуск по наклонным перилам - навесная переправа - параллельные перила - качающееся бревно;

2) вязка узлов - подъем с самостраховкой - траверс склона - спуск с самостраховкой - навесная переправа;

3) навесная переправа и спуск «Дюльфером» - подъем с самостраховкой - спуск по наклонным перилам - переправа по бревну (маятником).

10. Общефизическая подготовка. Ходьба и бег по пересеченной местности, упражнения со штангой и гирями. Подвижные и спортивные игры. Упражнение на перекладине и брусьях.

11. Психологическая подготовка. Переправа по качающемуся бревну. Подъем на скалу с завязанными глазами. Прохождение этапа или части дистанции на сломанных лыжах, с утерянным снаряжением, с выбыванием из команды лидера, сменой капитана команды после старта.

12. Учебно-тренировочные походы. Один трехдневный лыжный поход, один трехдневный пеший поход.

13. Подготовка к соревнованиям. Изучение положений о соревнованиях. Работа с веревками. Тренировка по всем возможным этапам.

14. Туристский вечер. Объявление. Программа вечера. Оформление зала, подготовка выступающих. Организация выставок фотографий на туристскую тематику. Исполнение туристских песен. Демонстрация  видеофильмов.

                       Учебно-тематический план занятий пятого года обучения

 

 

п/п

 

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

6

7

8

 

9

 

10

11

12

13

14

 

Массовый туризм.

Правила туристических соревнований школьников.

Топографическая подготовка.

Организация и проведение туристических походов.

Краеведческая и другая общественно-полезная работа в школе.

Охрана природы.

Первая доврачебная помощь.

Организация и судейство соревнований вида «Спортивное ориентирование».

Организация и судейство соревнований вида «Контрольно-комбинированный маршрут».

Организация и судейство соревнований вида «Техника туризма».

Организация и судейство незачетных видов и конкурсов.

Физическая подготовка туриста.

Работа младшего инструктора.

Туристический вечер.

 

                                                                                                ВСЕГО

2

4

20

20

20

6

10

32

 

24

 

24

8

16

24

6

 

216

2

4

6

4

4

2

4

6

 

6

 

6

2

4

8

2

 

60

-

-

14

16

16

4

6

26

 

18

 

18

6

12

16

4

 

156

 

 

Содержание программы пятого года обучения

 

1. Массовый туризм. Роль туристических походов, путешествий в формировании мировоззрения, нравственных принципов, патриотизма. Роль органов образования, ЦДОд, Союз Наследников Татарстана в развитии детско-юношеского туризма. Понятие о самодеятельном и плановом туризме. Станции юных туристов, туристические базы. Виды туризма: пешеходный, велосипедный, водный, горный, лыжный. Туристические нормативы.

2. Правила туристических соревнований школьников. Правила соревнований - основной документ. Основные разделы правил туристических соревнований школьников, заявки на участие в соревнованиях. Возрастные группы. Допуск участников к соревнованиям. Протесты и заявления, порядок их подачи и рассмотрение. Документация (положение, условия их проведение, план подготовки и проведения, отчет), ее составление, обсуждение и утверждение. Согласование вопросов проведения соревнований с местными органами. Правила соревнований по различным видам туризма, их общее положение и различие. Инструкция о присвоении судейских званий по туризму и спортивному ориентированию.

3. Топографическая подготовка. Значение топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства. Значение топографической карты для туриста. Топографические знаки, масштаб карты. Генерализация карты. Типичные формы рельефа на топографической карте. Характеристика местности по рельефу. Комплексное чтение карты. Измерение расстояния на карте, курвиметр. Общие черты и различия топографической и спортивной карты. Порядок обеспечения соревнований картографическими материалами. Компас, приемы работы с ним. Азимут истинный и магнитный. Определение сторон горизонта по местным предметам. Определение расстояния на местности. Средний шаг, его измерение. Измерение расстояния шагами. Копирование карты.

4. Организация и проведение туристических походов со школьниками. Определение целей похода. Комплектование группы, предварительный медосмотр. Продолжительность, протяженность и сложность похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода, разработка маршрута. Понятие о технике и тактике похода. Оформление походной документации. Порядок оформления категорий похода по  порядок постановки на учет . Рацион и организация питания, закупка и хранение продуктов на маршруте. Групповое, личное и специальное снаряжение. Обеспечение безопасности при преодолении естественных препятствий. Меры безопасности при купании, при устройстве бивака. Подведение итогов похода.

5. Краеведческая и другая общественно-полезная работа в походе.  Краеведческие наблюдения в походе. Программа наблюдений по метеорологии, геологии, биологии, минералогии. Изучение истории и поисковая работа в походе. Ведение дневника, составление описания маршрута, сбор документального материала и др. Обработка и оформление собранных краеведческих материалов. Специальное снаряжение для исследовательской работы по краеведению (папки, бумаги, геологические молотки). Приборы для метеонаблюдений: термометр, барометр, анемометр. Работа туристов среди местного населения (беседы, встречи, концерты художественной самодеятельности, выпуск газет и т.д.).

6. Охрана природы. Закон об охране природы, краткий обзор о природе родного края. Природоохранительная деятельность туристов. Соблюдения правил противопожарной безопасности в лесу, сохранность водоемов. Оборудование мест старта и финиша, мест общего пользования. Питьевая вода и места для купания. Сохранность природы на время постановки дистанции. Помощь в посадке деревьев, отчистка водоемов.

7. Первая доврачебная помощь. Врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования в походе. Требования к одежде и обуви. Меры предупреждения утомляемости. Медицинская аптечка. Признаки заболевания. Травматизм. Способы транспортировки пострадавшего. Виды кровотечений и способы их остановки. Оказание первой помощи при растяжениях, ушибах, переломах, ожогах и обморожениях. Профилактика желудочных и простудных заболеваний. Укусы собак, ядовитых насекомых и змей.

8. Организация и судейство соревнований вида «Спортивное ориентирование». Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию. Допуск участников к соревнованиям. Состав судейских бригад. Права и обязанности судей. Работа главной судейской коллегии, секретариата. Служба дистанции, ее состав. Судья на старте и финише. Требования к дистанции, к карте. Контрольное время прохождения дистанции. Определение результатов соревнований. Медицинское обеспечение.

9. Организация и судейство соревнований вида «Контрольно-комбинированный маршрут». Содержание соревнований: длина маршрута, количество этапов, состав участников. Организация старта и финиша. Судейская коллегия и её обязанности. Разработка маршрута, расчет прохождения дистанции. Порядок определения результатов соревнований, картографическое обеспечение соревнований, необходимая документация.

10. Организация и судейство вида «Техника туризма». Туристская полоса препятствий, оборудование этапов. Требования к месту старта и финиша,  Работа судейской коллегии и секретариата. Подведение итогов соревнований.

11. Организация и судейство незачетных видов и конкурсов. Организация и проведение конкурсов: на лучшую туристическую самоделку, лучший лагерь, фотографию, видеофильм, эмблему, газету. Организация и проведение краеведческой викторины. Организация конкурсов поваров. Организация конкурса туристической песни. Меры безопасности при проведении конкурсов.

12. Физическая подготовка туриста. Значение физической подготовки для туриста. Утренняя гимнастика, рекомендуемые комплексы физической зарядки. Закаливание организма. Виды спорта, способствующие занятиям туризмом. Нормы нагрузок в походе. Врачебный контроль и самоконтроль. Разрядные нормативы.

13. Работа младшего инструктора. Права и обязанности младшего инструктора, требования к нему. Работа младшего инструктора в школе. Его роль в проведении туристско-краеведческих мероприятий: соревнований, вечеров, конкурсов и д.р. Основные формы занятий, проводимых младшим инструктором: беседы, практические занятия. Основные приемы обучения: объяснение, показ, закрепление, разбор. Подготовка к занятиям: составление плана-конспекта, расчет времени, подбор пособий, обеспечение безопасности занятий. Пробные занятия с группой в помещении и на местности. Наглядные пособия и их использование. Обзор основной литературы, необходимой младшему инструктору.

14. Туристический вечер. Объявление. Программа вечера. Подготовка выступающих и оформление зала. Организация выставок фотографий и туристического снаряжения. Награждение лучших туристов. Вручение удостоверения «младший инструктор по туризму». Исполнение туристических песен, показ видеофильмов.                                                                                                                                                                                                                                  

                                                   Список литературы

1.В.М.Алешин, А.В.Серебреников  - Туристская топография.- 1985 г.

2.В.М.Алешин – Карта в спортивном ориентировании. – 1983 г.

3.К.Антропов, М.Расторгуев – Узлы – 1992 г.

4.С.Ф.Богатов, О.Г.Крюков – Спортивное ориентирование. – 1982 г.

5.Л.А.Вяткин – Организация и проведение туристских пешеходных походов со            школьниками. – 1994 г.

6.В.Н.Ганьшин – Простейшие измерения на местности. – 1973 г.

7.П.И.Истомин – Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики.

8.Карманная книга натуралиста и краеведа. – 1961 г.

9.Ю.С.Константинов – Туристические соревнования учащихся. – 1995 г.

10.Б.И.Огородников, А.Л.Моисеенко, Е.С.Приймак – Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. – 1980 г.

11.Ориентирование на местности. Правила соревнований. – 1989 г.

12.Основы безопасности в пешем походе.(Центральный совет по туризму и экскурсиям) – 19983 г.

13.Л.П.Пронтишева – Истоки мастерства. – 1990 г.

14.Русский турист. (Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 г.) – 1998 г.

15.А.Н.Стрижев – Туристу о природе. – 1986 г.

16.В.А.Уваров, А.А.Козлов – В поход пешком – 1988 г.

17.В.М.Шимоловский, В.М.Топольский – Питание в туристическом путешествии.

18.Ю.В.Штюрмер. Краткий справочник туриста – 1985 г.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн