Тип урока:освоение и закрепление нового материала.
Вид урока:урок теоретической и практической самостоятельных работ.
Метод обучения:проблемный.
Цели урока:
Обучающие:
учащиеся должны знать понятие абсолютная адресация;
уметь решать задачи в ЭТ с использованием относительной и абсолютной адресации.
Развивающие:
развитие представлений об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности, навыков анализа и синтеза, умений работать с источником информации, логического мышления, навыков обобщения.
Воспитательные:
развитие навыков межличностного взаимодействия, взаимопомощи.
ТСО:ПК, мультипроектор
Программная поддержка:электронные таблицы Microsoft Excel.
Ход урока:
Организационный момент
приветствие
отметить отсутствующих
знакомство с порядком проведения урока.
Повторение
Фронтальный опрос:
Что такое относительная ссылка? (адрес ячейки, автоматически изменяющийся при копировании формулы)
В ячейке электронной таблицы А3 занесена формула =А1*А2. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку F3?
В ячейке электронной таблицы D3 занесена формула =А3*(B3+C3). Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку D11?
3. Абсолютная адресация.
1. Создание проблемной ситуации:
На демонстрационном экране представлена таблица для расчетов стоимости туристических путевок в рублях по цене, указанной в долларах, и по курсу доллара.
Курс доллара:
34,27
рублей
Страна
Цена в долларах
Цена в рублях
Англия
236
Болгария
178
Бельгия
185
Бразилия
259
Как выполнить эти расчеты?
Учащиеся по аналогии с предыдущими задачами ответят, что в ячейку С3 нужно занести формулу =В3*В1, а затем ее скопировать в остальные ячейки. Учитель выполняет эти действия на компьютере, и учащиеся видят на демонстрационном экране следующую картинку:
Курс доллара:
34,27
рублей
Страна
Цена в долларах
Цена в рублях
Англия
236
8087,72
Болгария
178
#ЗНАЧ!
Бельгия
185
43660
Бразилия
259
46102
Почему это произошло?
Учащиеся, щелкая по ячейкам, смотрят, как изменились относительные ссылки. Затем ученикам предлагается записать те формулы, которые должны быть в ячейках В3, В4, В5 и В6 (одновременно фиксируем на доске): =В3*В1, =В4*В1, =В5*В1 и =В6*В1. Обращаем внимание, что только одна ссылка должна изменяться, вторая же должна оставаться без изменения.
Как этого добиться?
2. Учащиеся получают листы с теоретическим материалом и практическим заданием, самостоятельно знакомятся с материалом и выполняют задание в парах.
Выдаваемый лист:
В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действие относительной адресации для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся. В таком случае применяется приём, который называется замораживанием адреса. Для этой цели в имени ячейки употребляется символ $. Для замораживания всего адреса значок $ ставиться дважды, например: $B$2. Можно заморозить только столбец ($В2) или только строку (B$2). Тогда часть адреса будет изменяться при переносе формулы, а часть – нет. Такой адрес получил название абсолютной ссылки.
Выполните задание:
Откройте документ с именем «Путевки», находящийся на Рабочем Столе.
Выполните расчет стоимости путевок в рублях, используя абсолютную ссылку.
Результат покажите учителю.
Откройте документ «Газеты»
Выполните расчет ежедневной выручки за проданные газеты и недельной выручки за каждую газету. Обратите внимание, где будет использоваться относительная ссылка, а где абсолютная и абсолютная частично или полностью?
Учитель контролирует выполнение работы, и в случае возникновения трудностей в одной из пар просит оказать ей помощь учащегося из пары, успешно справившейся с заданием.
3. Открываем тетради, записываем число.Учитель просит учащихся сформулировать тему урока, исходя из полученных знаний при необходимости задавая наводящие вопросы. Затем учащиеся формулируют определение абсолютной ссылки (в этом может помочь определение ссылки относительной).
Примерно должно получиться следующее:
Абсолютная ссылка – это адрес ячейки, полностью или частично не изменяющийся при копировании формулы.
4. Затем на демонстрационном экране разбираем задачу «Газеты».
"Известия"
"Комок"
"Ореол"
"Комс.правда"
Выручка за день
понедельник
23
10
5
34
вторник
15
40
7
32
среда
18
32
54
19
четверг
29
30
43
18
пятница
24
14
27
13
суббота
5
5
23
22
воскресенье
6
8
13
17
стоимость 1 экз
5,5
6
4,5
5
Выручка за каждую газету
Важный момент: при подсчете ежедневной выручки ссылку на ячейки со стоимостью 1 экземпляра каждой газеты учащиеся могут сделать полностью абсолютной, а здесь возможна частично абсолютная ссылка: только с сохранением номера строки.
5. Решение задач№21 и №22 из задачника-практикума «Информатика» под ред. И.Семакина, Е.Хеннера, том 2, на стр. 121.
Домашнее задание
Задачник-практикум «Информатика» под ред. И.Семакина, Е.Хеннера, том 2, задача 33 на стр. 123.
Обычный рабочий урок, это и привлекает. Не люблю образцово-показательные выступления учителей: считаю, что коллегам гораздо интересней и полезней знакомиться с методикой проведения "обычного" урока.
—
"Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами" (Али Апшерони)
На: Абсолютная адресация в изучении Excel
Для меня электронные таблицы одна из любимых тем.
А вот абсолютная адресация детьми, как правила малолюбима, поэтому думаю, что ваш урок поможет учителям информатики при рассмотрении данного понятия.
На: Абсолютная адресация в изучении Excel
Обычный рабочий урок, это и привлекает. Не люблю образцово-показательные выступления учителей: считаю, что коллегам гораздо интересней и полезней знакомиться с методикой проведения "обычного" урока.
"Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами" (Али Апшерони)