Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Исследовательская работа по теме «Духовно-нравственные искания в творчестве В.Г.Распутина»

Submitted by Наталья Николаевна Крупкина on вс, 26/02/2012 - 12:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Крупкина Наталья Николаевна
Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №42 ЭМР Саратовской области

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Исследовательская работа по теме &laquo;Духовно-нравственные искания в творчестве В.Г.Распутина&raquo; &nbsp;</p>

 

Исследовательская работа по теме 

«Духовно-нравственные искания в творчестве В.Г.Распутина»

 

 

 

                                                                    Автор работы: учитель русского языка

                                                           и литературы МБОУ «СОШ № 42»

                                            ЭМР Саратовской области

                                                      Крупкина Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Содержание

  1. Введение. Проблемы духовности и нравственности в современной литературе……………………………………………………………….3-4
  2. В.Г.Распутин – «писатель, болеющий судьбами своего Отечества»..5-6
  3. Духовно-нравственные искания в творчестве В.Г.Распутина (по повестям «Прощание с Матёрой»,«Пожар»…………………………6-11
  4. Заключение. Высокий уровень философского осмысления событий, происходящих не только в деревне, но и в стране…………………….12
  5. Список используемой литературы……………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

В мире существуют общечеловеческие ценности, не зависящие от национальности народа, географического положения страны и её строя. Они едины для всех. Что же ценится так высоко? Прежде всего – любовь к своей родине, где человек родился, вырос и живёт, к окружающей природе, родителям, семье, уважение к своему народу, культуре, истории своей нации, почитание всех людей, живущих на нашей Земле. Существует человеческая мораль, то есть законы, по которым живет общество. Делать людям добро, не причинять боль другим, заботиться о детях и стариках, уважать и соблюдать нормы поведения, принятые в обществе, чтить обычаи и традиции своих предков – считается в высшей мере нравственно. Гуманность, человеколюбие, проявление чувства сострадания к другому, оказавшемуся в беде, - это должно стать неотъемлемой чертой каждого человека. И наоборот, творить зло, отказывать страдающему и обижать беспомощного – безнравственно.

В.М. Шукшин говорил: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность , трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».

Духовность…Нравственность…Сейчас, в наш ядерный век, век машин и скоростей, новых технологий, мы вновь возвращаемся к этим темам. В настоящее время нам необходимо задуматься над тем, что мы делаем, ради чего живем, чего добьемся, чего хотим, будем ли задавлены сверхпрактичностью, или же человеческое в нас победит скрытую жестокость? Ф.М.Достоевский считал, что «красота спасет мир». Я считаю, что именно красота человеческой души спасет нас. А пока вопросы духовности, нравственности, гуманизма и милосердия будут висеть над нами домокловым мечом и ждать своего решения.

Я выбрала тему «Духовно-нравственные искания в творчестве В.Г.Распутина» не случайно, так как многие люди в современном мире стали забывать общечеловеческие понятия, перестали думать об «экологии души». В центре моего внимания оказались две повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой» и «Пожар».

Цель моей работы: показать, как В.Г.Распутин в своих произведениях поднимает актуальные проблемы современности, утверждает вечные ценности, призывает к их сохранению.

Задачи исследования: 1) поиск путей решения проблем писателя в лучших чертах русского национального характера;

2) формирование неравнодушного отношения к проблемам свое страны, чувство ответственности за её судьбу.

 

 

 

 

 

 

 

Что же такое духовность, нравственность? Если заглянуть в словарь С.И.Ожегова, то можно прочесть следующие определения: «Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными», «Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение». 1Вот так довольно коротко и лаконично я смогла дать определение довольно сложным понятиям. Каждый человек под словами духовность и нравственность должен понимать что-то своё, те свои особые качества, которые, как он считает, могут дать ему силу с мужеством переносить все тяготы и радости нашего мира. Кроме того, человек, который занимается духовностью, всегда четко осознает своё отличие от других людей, он находит себя на уровень или пять-десять уровней выше других.

В Женеве на коллоквиуме, посвященном тысячелетию крещения Руси, писатель В.Г.Распутин призвал к «нравственному перерождению человека, самостроительству, самовоспитанию из тех духовных начал, которые мы продолжаем в себе нести». У В.Г.Распутина редкий дар – медитативный тип духовности, способность к глубинному созерцанию природы, способность, которую знали в творчестве немногие, и то преимущественно такие поэты, как Ф.И.Тютчев.

«И всё же в чём отличие писателя, вышедшего из деревни, от городского писателя? – спрашивает себя В.Распутин и отвечает: - Думаю, в более чувственном и менее рационалистическом восприятии жизни». Однако, сам он сочетает в себе в полной мере оба качества: чуткий художник (и даже поэт) родины, её природы, её особых душевных начал, которыми принизаны его знаменитые женские образы, эмоционально-лирические лейтмотивы его произведений, и одновременно писатель, болеющий судьбами своего Отечества, взывающий к совершеннолетней ответственности перед прошлым, настоящим и будущим, прозаик и социальный критик.2

Слово писателя – интервью, публицистическая статья или художественное произведение – всегда отмечено высокой нравственной требовательностью к себе и к соотечественникам. Пристально вглядываясь в противоречия современ­ного мира, Распутин видит истоки бездуховности в социаль­ной действительности (человека лишили чувства хо­зяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем писатель предъяв­ляет высо­кие требования как к самой личности, так и народа в целом. Для него неприем­лемы индиви­дуа­лизм, пренебрежение такими народ­ными национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэти­чес­кой манере. От повести к повести усиливается в распутинском творчестве трагизм автор­ского мировосприятия.

В повести «Прощание с Матёрой» автор показал трагедию расставания с прежним укладом жизни. Матёра – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Для жителей она – первооснова, «стержень», на котором держится их бытие: прошлое, настоящее, будущее. Когда В.Г.Распутина спросили: «А Вы верите, что Матёра всплывёт когда-нибудь?», он ответил: «…Я верю в то, что возродится Матёра, не всплывёт, в возродится в другом, может быть, качестве, в другом виде. Я больше верю в духовную и нравственную Матёру, которая обязательно будет. Иначе зачем все наши старания, зачем тогда мы бьёмся, как рыба об лёд? Вот в это надо верить, и думаю, что вера моя не напрасна».3

Повесть «Пожар» - это то, что стало с новым посёлком, куда переехала Матёра, когда обрублены все корни, когда ничего не осталось от этой земли, на которой веками жили. Ни от жилищ, ни от дедовских могил, ни от

Местных святынь, ни от традиций. «Как это отразилось на человеческой жизни, на нравах наших, на отношениях к земле? – пишет В.Распутин. – Земля – ведь она, в сущности, единая, это тоже наша земля, на которую перебрались.Но не согретая предыдущими поколениями, согревать её предстоит нам с нашим нравственным и духовным багажом. Вот это мне как раз и хотелось показать: насколько влияет на нас история, старина, как она сказывается на нашем настоящем и как она скажется на будущем…».4

Сейчас можно удивляться прозорливости писателя. Повесть «Пожар» как предтеча сегодняшних событий. Горят уже не леспромхозовские склады и не отдельное село, а исподволь пламенем занялась вся страна.

Я считаю, что в повестях В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой» «Пожар» объединились взаимоисключающие стихии (пожар-потоп, огонь-вода), чтобы уничтожить самое главное, основное для человека – связь с родной землей. «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе проводишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». И вот одну из этих подпорок человек выбивает из-под себя сам, обрекая на гибель родовую землю.

Значит, смерти предаётся не только земля, а гораздо большее – родовая память, прошлое, история. Не случайно огонь своё страшное шествие начал именно с кладбища: «Те, кого Богодул называл чертями, уже заканчивали своё дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты в кучу, чтобы сжечь их одним огнём». Хозяин Матёры «видел дым на кладбище, тот самый, который старухи не дали добыть…Но он видел и дальше…» Видел дым над Сосновкой, видел «огонь», съедающий сердце Ивана Петровича. И понятное становится странным, как кажется Андрею, желание Дарьи перенести родные могилки к новому месту жительства. Чувствует она ответственность перед предшествующими поколениями за то несчастье, которое обрушилось на Матёру: «Седни думаю: а ить оне с меня спросют. Спросют: как допустила такое хальство, куды смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и

ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальёт, навроде тоже как я виноватая».

А Ивану Петровичу («Пожар») не даёт покоя мысль о том страшном водоразделе, который за последние годы прошёл по душам людей: «Что такое теперь хороший или плохой человек? А ничего. Устаревшие слова, оставшиеся в языке как воспоминание о дедовских временах, когда с простотой и наивностью человека оценивали по его душевным жестам, по способности или неспособности чувствовать, как своё собственное, чужое страдание».

Один из главных пороков нашего мира – смешение вековых понятий добра и зла, совестливости и бессовестности. «Раньче её (совесть) видать было: то ли есть она, то ли нету. Кто с ей – совестливый, кто без её – бессовестный. Тепери холера разберёт, всё сошлось в одну кучу – что то, что другое». Но по совести можно и нужно было жить на Матерее, а Сосновка совести не терпит. Всю свою жизнь старался Иван Петрович поступать по совести, но те, «с кем бок о бок жито и работано под завязку, научились косо смотреть на всякого, кто по старинке качает права и твердит о совести». Запылала банька у Андрея Солодова, изведена была его кобыла, трудяга, «на которой вспахивали половину огородов», и только за то, что, болея душой за дело, наложил штраф на халтурную работу на леспромхоз. Изрублены тормозные шланги к прицепу на «КрАЗе» Ивана Петровича, потому что он «был устроен по-другому», не мог молчать, когда видел нечестность, бессовестность, ведущие к бездуховности. Мучают Ивана Петровича потерянные и погубленные души, ибо видит их бессчетное множество. Самое страшное – раздор с собой, беспорядок внутри себя. Начинается он тогда, когда человеку не нужна совесть. Потому – то мучается, разрывается Павел между Матёрой и посёлком, хочется ему в последнее матёринское лето покосить на родной земле, но боится, что заставят жечь деревню и леса. Он не понимает, почему нужно уничтожать остров, всё естество его восстает против бессмысленности происходящего, но он молчит, смиряется, покоряется. Иван Петрович «расставался с Егоровкой тяжело, как всякий человек, имеющий память на сердце, и в то же время с тайным удовлетворением, что не он решал, а за него всё решилось».

«Не он решал, а за него всё решилось…»Не эти ли слова, на мой взгляд, как нельзя более точно соотносятся с позицией большинства учёных, писателей, представителей творческой интеллигенции в период разработки печальной памяти грандиозного «проекта века» - поворота сибирских рек (сколько «Матёр» пришлось бы затопить в случае его реализации, кто считал?)5

Пепел Матёры и Егоровки не даёт спокойно жить Павлу («Прощание с Матёрой») и Ивану Петровичу («Пожар»). «Одно дело – беспорядок вокруг, и совсем другое – беспорядок внутри себя. Страшное разорение чувствовал в себе Иван Петрович, будто прошла в нём иноземная рать и всё вытоптала и выгадила, оставив едкий дым, оплавленные черепки и бесформенные острые куски от того, что было как – никак устоявшейся жизнью». Забыли люди вековые заповеди, душу свою истерзали, потратили и не заметили, как потеряли сами себя, свою память и историю. Так и не дойдут руки у Павла перенести родовые могилы, забудет он о них. Как тут не мне не вспомнить глубоко философские пушкинские строки: «Два чувства близки нам – в них обретает сердце пищу – любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам!»

Духовность, «пища сердца», любовь к могилам родителей, родине…При всём невежественном атеизме нашего общества именно душа и сейчас считается средоточием высокого, присущего человеку. В сердцах говорит Дарья своему внуку: «Пуп вы щас не надрываете – чё говорить! Его – то вы берегёте. А что душу свою потратили – вам и дела нету! Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть? Андрей улыбнулся: - Есть, говорят такая. – не надсмехайся, есть. В ком душа, в том и бог, парень. И хошь не верь – изневерься ты, а она в тебе же и есть. Не на небе. А боле того – человека в тебе держит, чтобы человеком ты родился и человеком остался. А кто душу вытравил, тот не человек, не-е-е-т! На чё угодно такой пойдёт, не оглянется».

Страшно становится Дарье: видит она, как истончается понемногу душа у её внука Андрея, рвущегося на строительство ГЭС, которая принесёт смерть Матерее, и оправдывающегося тем, что, когда он начнёт работать на строительстве плотины, вода уже зальёт ложе водохранилища; как беспомощен перед надвигающимся злом её Павел.

«Нелюди» - таков жестокий приговор Дарьи и себе, и сыну. Но они – жертвы какой-то другой, страшной силы.

Разорение и осквернение захоронений – последняя степень деградации человека. Так разорение кладбища в «Прощании с Матёрой» Жук объясняет заботой о туристах: «Вы знаете, на этом месте разольётся море, пойдут большие пароходы, поедут люди…Туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши (!) кресты. Их вымоет и понесёт, они же под водой не будут, как положено, на могилах стоять. Приходится думать и об этом…» Какая забота о людях! Эта «забота» о пока ещё предполагаемых туристах, чужих матёринцам людях, путешествующих из праздности, забвение памяти покойных и пренебрежение чувствами, настроениями жителей Матёры буквально взрывают Веру Носарёву. Она закричала: «А о нас вы подумали? Мы живые люди, мы пока здесь живём…»

Не будет для туристов святой земли, где они пребывают временно. «Осатаневшие туристы» в «Пожаре», пуская дым в двери, разжигают в домах костры. А ведь дом для человека, как и земля, - основа основ, нечто большее, чем просто жильё.

На мой взгляд, архаровцы («Пожар») – это символ бездуховности, нравственной гибели человека. Не созидать, а разрушать – вот способ их существования. В Сосновку они «явились сразу как организованная в одно село сила, со своими законами и старшинством». Что же за законы, по которым живут архаровцы? Работать – только бы урвать побольше. В посёлке – «в клубе бильярд на деньги, в магазине для всех очередь, для них – посторонись. А скажи – оборвут так, что недели не хватит, чтобы собрать себя по кусочкам». В архаровцах люди столкнулись «с какой-то невиданной сплоткой, держащейся не на лучшем, а на худшем в человеке».

И вот горит Матёра, пылают товарные склады в Сосновке. Не смог противостоять человек пожирающему огню, оказался перед ним бессильным. Пожар с Матёры перекинулся не только на сосновские склады, не только в душу человека, он заполыхал в обществе. Матёринцы лишь наблюдают за пожаром. « В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения, что они и не пытались совсем, когда ещё можно было, спасти избу, - ни к чему было пытаться». Не находится в Сосновке никого, кто сумел бы организовать людей в «одну разумную твёрдую силу, способную остановить огонь». Празднует «свою буйную сатанинскую радость» полымя и на Матерее, и в Сосновке. Не выдерживают люди испытание огнём. Но если в «Прощании с Матёрой» их скорбное бездействие жутко и трагично, то в «Пожаре» бурная имитация деятельности кажется не настоящей. «Настоящим был только огонь, сосредоточенно и беззатейно перемалывающий всё, что подворачивалось на его пути».

Я считаю, что есть надежда на спасение в «Пожаре»: пока не было огня, «тужились» Иван Петрович и Афоня только вдвоём, а «налетел огонь – сбежались и люди», да и архаровцы «при большой общей беде могли показать себя людьми – не совсем же пропащее племя». Хочется верить, что не напрасен призыв писателя: «Смотрите, думайте! Человек не един, немало в нём разных, в одну шкуру, как в одну лодку, собравшихся земляков, перегребающих с берега на берег, и истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и сострадания – он и есть, его и запомните…»6

 

 

 

 

 


 

«Жизнь, вводимая В.Г.Распутиным в свои повести, - пишет С. Семёнова, - всегда берётся в моменты перерыва своего естественного течения, когда вдруг с неизбежностью нависает большая беда, грядёт катастрофа, смерть. Такие ситуации получили название «Пограничных», но искусство всегда знало цену из возможностям: снять с мира и человека успокоительные, привычные, а то и обманные маски, отделить плевелы от пшеницы, встряхнуть и активизировать сознание на более глубокое проникновение в суть бытия».7

В.Г.Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных

ценностей, традиций, памяти. Его герои порой ощущают бессмысленность существования: «К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом…». Но надежда всё же преобладает: «Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она всё перенесёт и примется везде, хоть на голом камне и в зыбкой трясине….»

В заключении мне бы хотелось сказать, что произведения В.Г.Распутина нужны нам, особенно сегодня. Проблема защиты и охраны природы и окружающей среды, ставшая в настоящее время наиболее актуальной в связи с последними событиями в Японии, произошедшими в марте 2011 года, неразрывно связаны с проблемами «экологии души» людей. Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок получше, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодар-ность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношений поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В.Г.Распутин в своих произведениях изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные и экологические.


 

Список используемой литературы

1. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века.-М.: Вики, 2004.

  1. Ковбасенко Ю.И., Полино Л.В. Апокалипсис, сотворенный людьми// Русский язык и литература. Киев – 1991 - № 5- с. 20-25.
  2. Куземский В.С. Крушение мечты о «всеобщем счастье»// Русский язык и литература. Киев – 1990 -№ 12 – с. 17-22.
  3. Иванова Т. Простится ли нам наше смирение?// Книжное обозрение – 1988-17 июня (№ 25) – с. 8-9.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык.-1988.
  5. Полухина А.В. Современная литература.- Саратов- 1996.
  6. Распутин В.Г. Натяжение таланта.: (Беседа с В.Г.Распутиным/ Из бесед и встреч на родине писателя, в Иркутске, 1986 год).-М.- 1989-с.208.
  7. Семёнова Св. Преобразить себя и жизнь…(О творчестве В.Распутина)// наш современник.-1987 -№ 3-с.172.
  8. Семёнова Св. Талант нравственного учительства. (В мире проблем и образов В.Распутина)//Знамя.- 1987-№ 2-с. 211.

Тексты

  1. Распутин В.Г. «Пожар».
  2. Распутин В.Г. «Прощание с Матерой»
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык.- 1988
  4. Семёнова С. Преобразить себя и жизнь. (О творчестве В.Распутина)// Наш современник.- 1987 -№ 3, с.172
  5. Распутин В.Г. Натяжение таланта (Из бесед и встреч на родине писателя, в Иркутске, 1986 год). М.-1989-с.209
  6. Распутин В.Г. Натяжение таланта (Из бесед и встреч на родине писателя, в Иркутске, 1986 год). М.-1989-с.210
  7. Ковбасенко Ю.И., Полино Л.В. Апокалипсис, сотворённый людьми// Русский язык и литература.-1991-№ 5- с.22
  8. Ковбасенко Ю.И., Полино Л.В. Апокалипсис, сотворённый людьми// Русский язык и литература.-1991-№ 5- с.25
  9. Семёнова С. Талант нравственного учительства (в мире проблем и образов Валентина Распутина)//Журнал «Знамя». – 1987 - № 2

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн