Интегрированный урок литературы, музыки и изобразительного искусства в 5 классе по теме «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века»
Submitted by Наталия Дмитриевна Хренова on Sat, 25/02/2012 - 18:11
Эпиграф: Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
С.Д.Дрожжин
Ход урока
I. Введение в тему урока. Слайды 1-4
Учитель литературы:
– Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Необычный, потому что вести его
будут сразу два учителя. Вместе со мной урок литературы будет проводить и ваш учитель музыки Татьяна Владимировна. И это неслучайно. У нас уже был урок на тему «Поэты ХIХ века о Родине и родной природе», а сегодня мы будем говорить не только о стихах, но и познакомимся с произведениями
других видов искусства о природе: музыкой и живописью. Узнаем, как они дополняют друг друга и помогают понять, что хотели выразить поэты, художники, композиторы своими произведениями.
Чтение эпиграфа урока подготовленным учеником.
II. Работа над темой урока. Слайды 5-18
Учитель литературы:
– Русская природа прекрасна в любое время года, поэтому всегда была источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. У каждого вида искусства свой язык, свои средства выражения красоты
родной природы, жизни человека, его труда, связанного с календарными изменениями в природе. Мы с вами уже знаем, как рифмованное слово может передавать эмоциональное состояние человека, его настроение. А каков язык
живописи? музыки?
Предполагаемый ответ: Музыка отражает действительность с помощью
звуков, а живопись – цветом и графическими линиями.
– Послушайте отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и скажите, какое настроение выражено в этом отрывке, какими средствами достигнуто оно?
Выразительное чтение наизусть отрывка учеником.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
Предполагаемые ответы: В отрывке выражено радостное чувство, вызванное приходом зимы. Зима для автора «волшебница», она приодела землю в праздничный наряд («рассыпалась»,«повисла клоками»,«волнистыми коврами», «пухлой пеленою»). Даже первый мороз «блеснул», не ударил, а именно блеснул на миг, обещая в будущем войти в полную силу, которая вовсе не страшна
Ведь зима-матушка, действительно, радует своими проказами: снегопадом, замерзшими реками и озерами, зимними забавами. Метафоричные эпитеты, описывающие снег, подчеркивают приподнятость настроения, торжествен-ность прихода долгожданной зимы.
– Сумел ли Кирилл передать своим чтением радость наступления зимы?
– Картина, которую вы видите на экране, написана И.И. Шишкиным. Что сближает стихотворение и картину, которая названа просто и выразительно: «Зима», – только ли название? Какие чувства вызывает картина? Помогала ли она при слушании отрывка или отвлекала? А какие образы возникали у вас в голове?
Учитель литературы:
– И.И.Шишкин – выдающийся русский художник, мастер пейзажа. Пейзаж в литературе – это словесное описание картин природы. А что такое пейзаж в живописи?
Предполагаемый ответ: Картина или рисунок, изображающий природу.
Слайд 6
Учитель:
– Перед вами картина современного художника М.А.Сатарова. Но посмотрите,
как художник ХХ века продолжил в своем творчестве традиции художников ХIХ века. Как созвучна его картина «Зимний вечер» стихотворению Ивана
Саввича Никитина «Зимняя ночь в деревне».
Выразительное чтение наизусть отрывка учеником.
Весело сияет Пусто, одиноко
Месяц над селом; Сонное село;
Белый снег сверкает Вьюгами глубоко
Синим огоньком, Избы занесло.
Месяца лучами Тишина немая
Божий храм облит; В улицах пустых,
Крест под облаками, И не слышно лая
Как свеча, горит. Псов сторожевых.
– Как сменилась интонация изображения зимы в стихотворении и на картине?
Именно это и сближает стихотворение И.С.Никитина и картину М. А.Сатарова.
Какие выразительные средства использует Иван Саввич в стихотворении?
Предполагаемый ответ: Изменилось настроение. Грустно, одиноко в деревне,
рано темнеет. Но по-прежнему картина зимнего вечера и ночи полны
очарования. Стихотворение написано простым языком, близким к разговорной речи, но несколько выразительных штрихов в нем есть – это два сравнения «белый снег сверкает синим огоньком» и «крест…,как свеча, горит», которые в сочетании с метонимией «Божий храм облит лучами месяца», создают торжественность и приподнятость. А картина приковывает взгляд своей сказочностью: избушки, занесенные снегом, таинственный полумрак, дымок из труб, речка, ещё не успевшая заледенеть, заставляют невольно любоваться пейзажем, затаив дыхание, чтобы не потревожить тишины зимнего вечера.
Слайд 7
Учитель литературы: Мы увидели зиму глазами поэтов и художников, а теперь
самое время обратиться к музыке.
Учитель музыки: Мы познакомимся сегодня с творчеством композитора Петра Ильича Чайковского.
Петр Ильич родился на Урале, в г. Воткинске. Знал и любил свою Родину.
Тонко чувствовал красоту ее природы: «Я еще не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». [1]
П.И.Чайковский – автор огромного количества больших музыкальных произведений: концертов, симфоний, балетов, опер, романсов, музыкальных пьес и т.д. Сегодня мы услышим четыре фортепьянные пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года». А весь этот цикл состоит из двенадцати пьес, по количеству месяцев в году.
Каждая пьеса носит название того месяца, впечатления которого в ней отражены. Издатель журнала «Нувеллист», в котором в течение 1876 года печатались эти пьесы, подобрал к ним эпиграфы, обратившись к стихам русских поэтов, наиболее популярных в то время.
Особенностью данного цикла является то, что вошедшие в него пьесы органически включают в себя как жизнь природы, смену времен года, так и
жизнь людей с их трудовыми буднями, сменой настроений, надежд,
разочарований, порывами к счастью, с грустью и радостью, весёлой удалью и тревогами, т.е. всем тем, чем наполнена жизнь человека, и прежде всего человека-труженика. Творчество П.И.Чайковского глубоко национально.
Слайд 8
Учитель музыки:
– Вторая пьеса цикла «Времена года», посвящённая февралю, называется «Масленица». Эпиграфом к ней служат стихи Петра Андреевича Вяземского, поэта пушкинской поры, «Скоро масленицы бойкой // Закипит широкий пир». По эпиграфу и характеру картины художника Бориса Михайловича Кустодиева вы можете понять, о чем пойдет речь в этой музыкальной пьесе. Масленица – веселый народный праздник, продолжавшийся целую неделю перед постом и сопровождаемый народными гуляниями и забавами. Радостное оживление чувствуется и в музыке пьесы. Здесь и подражание колокольному перезвону, и имитация игры гармони, излюбленного народного музыкального
инструмента, и перекличка голосов, и резкая смена регистров и темпов. Всё это рисует яркую жанрово-бытовую картину народного гуляния. Итак, слушаем и пытаемся представить образы, создаваемые звуками пьесы.
Звучит запись пьесы П.И.Чайковского «Масленица»
Учитель музыки:
– Какое настроение создаёт у слушателя эта музыкальная зарисовка? Насколько картина Б.М.Кустодиева «Веселая масленица» соответствует музыке?
Слайд 9
Учитель литературы:
– Масленицу ещё называют проводами зимы и встречей весны. И, как вы понимаете, следующая тема в нашем сегодняшнем разговоре – это тема весны.
Выразительное чтение наизусть учеником стихотворения
Ф.И.Тютчева «Весенние воды».
Учитель литературы:
Это стихотворение мы уже с вами анализировали, повторяться не будем.
Я только познакомлю вас с высказыванием Исаака Ильича Левитана: «Надо понимать разговор воды и деревьев. Иначе хорошую картину не напишешь»
Слайд 10
– Как вы думаете, насколько сам художник понимал разговор воды и деревьев?
Нравятся ли вам его картины?
Слайд 11
Учитель литературы:
– А это картина другого русского художника и собирателя картин Ильи
Семёновича Остроухова «Ранняя весна».
Голубенький, чистый
Подснежник – цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином.
Автор этого стихотворения Аполлон Николаевич Майков. Именно эти стихи стали эпиграфом четвертой пьесы из «Времен года» П.И.Чайковского.
Учитель музыки:
– Весна, апрель, появляются первые подснежники. Пьеса «Подснежник» построена в вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В пьесе три части. Первая и третья повторяют друг друга. Но в средней части нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства.
Слушаем пьесу «Подснежник» и думаем: о чём эта музыка? Показан ли Чайковским образ подснежника, удивлённо смотрящего на мир и радующегося природе?
Звучит запись пьесы П.И.Чайковского «Подснежник»
Слайд 12
Учитель музыки:
– Какая из картин наиболее гармонирует характеру музыки пьесы «Подснежник»? Почему? Ведь на картине нет изображения подснежника.
Предполагаемый ответ: Картина И.С.Остроухова «Ранняя весна» по
характеру более всего подходит к стихотворению А.Н. Майкова и музыке П.И. Чайковского. Она светлая, радостная. В ней чувствуется ожидание счастья, ожившая надежда на то, что мечты сбываются. Музыка лёгкая, радостная, соответствующая весеннему настроению безотчётной радости.
Слайд 13
Учитель литературы:
«Ах, лето красное! любил бы я тебя,//Когда б не зной, да пыль, комары, да
мухи, – сетует А.С.Пушкин в стихотворении «Осень». Но мы-то знаем, что
любимым временем года Александра Сергеевича была осень.
А вот посмотрите, как изобразил лето И.И. Шишкина. «Рожь», – называется картина. Всё в ней проникнуто чувством покоя: небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, скромные полевые цветочки,
проселочная дорога, пропадающая во ржи, наконец, сам воздух, прозрачный, неподвижный, застывший. Шишкин избирает здесь время дня, подчеркиваю- щее спокойствие в природе, – полдень. Полуденный пейзаж – это образ России, неяркой, неброской, но родной и близкой, каждому русскому человеку.
Слайд 14
Учитель литературы:
– Попробуйте и вы, ребята, нарисовать устную, словесную картину, глядя
на полотно И.И.Левитана «Берёзовая роща». Поработайте в парах, и кто-то
опишет картину устно.
Предполагаемый ответ: Картина И.И.Левитана «Берёзовая роща» близка и
понятна каждому, кто хоть однажды видел её. Молодые белоствольные
берёзки радуют глаз изумрудной зеленью листочков. Сквозь их кроны пробивается солнечный свет, который пятнами падает на траву, густым ковром покрывающую землю. Среди травы пестреют головки цветов, красные, желтые, синие, фиолетовые. Весело глядеть на их весёлый хоровод. Прохладная тень берёзок манит укрыться от жаркого солнца в глубине рощи. Радостно жить в такой земле!
Слайд15
Учитель музыки:
– Величие и красота крестьянского труда и, главное, его могучее созидательное начало – вот то, что видим мы на картине художника Григория Григорьевича Мясоедова.
Выразительное чтение отрывка из стихотворения А.Кольцова
Люди семьями В копны частые
Принялися жать. Снопы сложены.
Косить под корень От возов всю ночь
Рожь высокую! Скрыпит музыка…
А.Кольцов
Учитель музыки:
– Скрип возов по ночам была любимая музыка, для крестьянского уха. Раз скрипят возы, значит, есть что возить, дня не хватает, вот ночи и приходится прихватывать. Августовская пьеса «Жатва» – отражение жизни трудового крестьянства, обобщённый образ сбора урожая, оживлённая массовая сцена
вдохновенного труда, который прерывается протяжной народной песней о широком раздолье полей, величии родной природы. Гимном красоте труда,
красоте русской земли можно назвать эту пьесу.
Звучит запись пьесы П.И.Чайковского «Жатва»
Слайд 16
Учитель литературы:
– Знакомая, до боли близкая всем русским людям картина. Кто её автор и как она называется? И.И.Левитан Золотая осень.
– Знакомое всем стихотворение Ф.И Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Светлые стихи об увядающей природе.
Выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Учитель литературы:
– Давайте выстроим ассоциативные ряды к этому стихотворению.
Слайд 17
Предполагаемый ответ:
Дивная пора — > хрустальный день —> лучезарны вечера — > чистая и тёплая лазурь
Пусто всё — >простор везде — > на праздной борозде — > отдыхающее поле
– Какие мысли и чувства, выраженные в этом стихотворении, помогают понять
выстроенные нами ассоциативные ряды?
Слайд 18
Учитель литературы:
– Своя «Золотая осень» у художника Ильи Семёновича Остроумова. «Осень, осыпается весь наш бедный сад. //Листья пожелтелые по ветру летят…// Лишь вдали красуются, там на дне долин // Кисти ярко-красные вянущих рябин». А.Толстой.
Физкультминутка на мелодию песни «Листья жёлтые над городом
кружатся»
Учитель музыки:
– Десятая пьеса цикла – «Осенняя песнь». Месяц октябрь. Эта музыка не только об осени, о расставании с летом, сожаление об увядающей природе, но это и задумчивое, печальное настроение у человека. В мелодии
преобладают грустные интонации-вздохи. В средней части возникает
некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к печальным «вздохам», и уже к совершенно безнадежному полному умиранию. Заключительные фразы пьесы с авторской пометкой «morendo», что означает, «замирая», как бы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни. Вся пьеса – это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека сливаются воедино.
В музыке пьеса с таким настроением называется элегия.
Звучит запись пьесы П.И.Чайковского «Осенняя песнь»
Учитель музыки:
– Какие образы представлялись вам, когда вы слушали музыку?
III. Самостоятельная работа в группах.
Слайд 19
Учитель литературы:
– Осень – это прекрасное время года, и, чтобы реабилитировать его, предлагаю
вам прослушать, а затем проанализировать в группах стихотворение П.А.Вяземского «Осень».
Выразительное чтение наизусть стихотворения П.А.Вяземского «Осень»
Кокетничает осень с нами:
Красавица на западе своем
Последней ласкою, последними дарами
Приманивает нас нежнее с каждым днем.
Всё в ней мне нравится: и пестрота наряда,
И бархат, и парча, и золота струя,
И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,
Которыми она обвешала себя.
И тем дороже мне, чем ближе их утрата,
Ещё душистее цветы её венка,
И в светлом зареве прекрасного заката
Сил угасающих и нега, и тоска.
.
1) Какую картину осени нарисовал П.А.Вяземский в своём стихотворении?
2) С помощью каких изобразительных средств языка создана прекрасная
картину осени?
3) Какова роль заключительной строфы стихотворения?
IV. Отчёт групп о работе над анализом стихотворения.
Слайд 20
V. Подведение итогов урока.
Учитель литературы:
– Что объединяет поэтов, художников и композиторов в создании
произведений искусства? Какова роль искусства в нашей жизни?
– Правильно, умение видеть и чувствовать красоту природы. И поэтому именно у них нужно учиться умению видеть и ценить красоту природы в любое время года, стремиться к познанию тайны природы. Русская природа исцеляет людей своей мягкостью, добротой, красотой. Она делает людей поэтами, философами, мечтателями, заставляет людей стать лучше, чище, добрее, мудрее.
Выставление и комментирование оценок
VI. Домашнее задание
Учитель литературы:
Предлагаю вам задание по выбору:
1. Написать сочинение на тему «Уроки доброты». В нём вы должны будете в свободной форме описать свои впечатления от увиденного, услышанного на уроке.
2. Подобрать самостоятельно стихи о родной природе и подготовить их выразительное чтение наизусть или по тексту.
Учитель музыки и ИЗО:
Нарисовать пейзаж, иллюстрацию к музыкальной пьесе «Подснежник».
Сделать это лучше всего акварельными красками.
VII. Рефлексия
Учитель литературы:
– И в заключение урока я предлагаю вам оценить, как вы чувствовали себя сегодня на уроке. У вас есть на партах фигурки человечков. Поставьте, пожалуйста, их на ту ступеньку лестницы «Состояние моей души», которая соответствует состоянию вашей души.
«Состояние моей души»