Размещено: Ольга Михайловна Кудряшова - сб, 25/02/2012 - 17:45
Предшествующая работа.
Занятия, наблюдения, рассматривание иллюстраций, слайдов, просмотр телепередач, разучивание стихов.
Ход занятия.
Дети стоят лицом друг к другу. Игра – «приветствие»:
К друг другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Все готовы заниматься?
Все готовы заниматься, будем очень мы стараться!
Под музыку входят космические роботы, исполняют танец, затем каждый из них рассказывает о своей планете.
Дети:Солнце.
Это звезда – центр солнечной системы. Оно посылает нам свой свет и тепло. Весной оно начинает греть сильнее и на земле тает снег. Вся природа оживает. Без солнца мир был бы тёмным, холодным и мёртвым.
Меркурий.
Самая близкая к солнцу планета. Он делает один оборот вокруг солнца за три месяца. Меркурий так горяч, что на нём плавятся олово, свинец и вся вода превращается в пар.
Юпитер.
Самая большая планета в солнечной системе. У неё 15 лун. Эта гигантская планета почти целиком состоит из сгустившихся газов.
Венера.
Такая же большая планета, как Земля. Она окутана облаками из едких паров. Из этих облаков на поверхность проливается ядовитый дождь.
Марс.
Он немного меньше Земли, там холоднее, потому что Марс дальше от солнца, но какая – то жизнь, может быть, там и есть. У Марса не одна, а две луны и обе очень маленькие.
Плутон.
Это девятая планета солнечной системы. Она не газовая, а твёрдая. У неё есть спутник. Плутон так далёк от нас, что один его оборот вокруг солнца длится целых 250 земных лет.
У Сатурна, Урана и Нептуна есть удивительные кольца и много лун. Кольца состоят из камней и космической пыли. Эти планеты очень велики, и состоят из сгустившихся газов. Их часто называют газовыми гигантами.
Луна – самое близкое к нам небесное тело. Она меньше Солнца, но от Солнца очень далеко, поэтому мы видим Луну такой большой. Луна светится не сама, это Солнце её освещает.
Воспитатель: Спасибо вам, роботы, за ваш рассказ. Теперь мы знаем, что жизнь есть только на планете Земля. Ребята, давайте подарим им свои рисунки, пусть увидят, как красива наша планета в разное время года, и приглашаем вас погостить у нас.
Земля – третья планета от Солнца. Она устроена так, что там есть воздух, вода, достаточно тепла и света.
Ребенок: Моя планета - моя Земля!
Родимые просторы
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
И Север есть у нас, и юг –
Сады цветут на юге!
На севере снега вокруг,
Там холода и вьюги!
Народы там – одна семья
Все – дочери и сыновья
Своей Земли прекрасной!
Воспитатель: А сейчас послушайте загадку: На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Глобус – это модель земли в уменьшенном виде. Что мы можем узнать о нашей планете, посмотрев на ее модель? Какого цвета видим больше всего? (Синего) Почему? Что обозначают зеленый, желтый, коричневый, белый цвета? Назовите, какие знаете моря? (Азовское, Черное, Красное, Белое, Каспийское, Балтийское, Баренцево)
Не зря нашу планету называют «голубой»: ее большую часть занимает вода – моря, океаны, реки, озера, ручейки.
Ребенок: На нашей Земле океанов – четыре.
Индийский – самый соленый в мире,
Океан Атлантический – славен сельдями,
Ледовитый – все время спит подо льдами,
А Тихий, конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий!
Воспитатель: Обратите внимание – на глобусе четко очерчены контуры больших и малых островов – это суша. На свете много островов.
Так много, что не счесть,
А вот больших материков
Мы насчитаем шесть.
Все вместе: Африка, Америка (Северная и Южная), Австралия, Евразия, Антарктида вьюжная.
Воспитатель: А сейчас наши ребята расскажут про каждый из материалов. Но сначала отгадайте еще одну загадку:
Города есть, но нет людей.
Реки, моря есть, но нет воды.
Пустыни есть, но нет песка. (Карта)
Да, это карта! (Дети читают рассказы).
Африка. Где-то в джунглях, на лианах,
Где-то с южной стороны
Обитают обезьяны, и жирафы, и слоны,
Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.
Африка, Африка – сказочные страны,
Африка, Африка – жаркий небосвод,
Африка, Африка – сладкие бананы,
Потому что в Африке лето круглый год!
Евразия. Азия делит с Европой один континент, который так и называется – Евразия. Границы проходят через Россию по Уральским горам. Изобретатели Азии дали миру шахматы и компас, порох и бумагу, шелк и фарфор. А в Европе родились книгопечатанье и железная дорога, телескоп, автомобиль, кино и радио.
Северная Америка. Третий по величине континент протянулся через все северное полушарие. Там живет много разных народов. Изобретатели США придумали пароход и самолет, телеграф и телефон, компьютер.
Южная Америка. Здесь живут птицы, крохотнее бабочки и бабочки с размахом птиц. Туристы приезжают сюда полюбоваться красотой тропического леса, понаблюдать за стадом диких свинок, за прыжками обезьян - капуцинов.
Австралия. Австралия – одна страна,
Но целый континент она!
Она одна из редких стран,
Вокруг которых океан!
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле – лето!
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Антарктида. Ее можно назвать большим холодильником. Это материк, покрытый снегом и льдом. Жизнь здесь теплится только на побережье, там ходят пингвины, они питаются рыбой и ловят ее в ледяной воде.
Воспитатель: А чем богата наша планета? (Славится хорошими людьми, богатым растительным миром, много редких животных, полезных ископаемых).
Физ.минутка
Подвижная игра «Совушка»
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Рассели животных на планете» (дети отбирают животных Африки, Австралии, Севера и Евразии).
Земля дарит нам тепло, ласковое солнце, чистый воздух, пение птиц. Но если мы не будем беречь свою планету – случится беда.
Ребенок: Гудят заводы, всюду пыль.
Бежит, дымит автомобиль,
А между тем деревья стонут,
В грязи и пыли просто тонут.
А чтоб построить нам заводы,
Рубят лес и губят воду.
Стала грязной наша вода,
От растений нет следа.
Отнят дом у наших зверей.
Птицам, рыбам плохо теперь.
Ребенок: Рыбы, птицы, звери
В душу людям смотрят
Как будто, просят нас,
«Люди, не убивайте зря!
Ведь море без рыбы – не море,
Ведь небо без птиц – не небо,
Земля без зверей – не земля,
А нам без земли нельзя!»
Воспитатель: На Земле сейчас столько больных мест! Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций. Дым от них загрязняет воздух, отходы с заводов сливаются в реки, нефть из танкеров во время аварий стекает в моря: гибнут рыбы, гибнут животные, болеют люди. Гибнет природа! Земля посылает в космическое пространство сигнал SOS! Как спасти нашу планету, что мы можем для этого сделать? (ответы детей: не рвать, не ломать цветы, не разорять птичьи гнезда, не разжигать в лесу костров, сажать деревья, цветы, строить заповедники, беречь редкие растения)
Если мы будем относиться ко всему окружающему бережно, то Земля будет еще краше.
Воспитатель обращает внимание детей на «дерево дружбы». Здесь вы видите кукол в разных национальных костюмах из многих стран нашей планеты. Игра «Откуда эта кукла?» (Воспитатель показывает куклу, дети называют страну)
Ребенок: Где всего прекрасней на Земле?
Солнышко, ты в блеске и тепле,
Проплываешь у любых ворот,
Где всего прекрасней на Земле
И какой понравился народ?
«Каждый - шепчет солнышко – хорош,
Не могу обидеть никого!
А где ты родился и растешь,
Там, дружок, прекраснее всего!
Горы, море или ширь полей – Родина!
Она всего милей!»
Воспитатель: Все люди Земли представляют собой единый человеческий род. Хотя у каждого народа – свой язык, своя религия, разные традиции и обычаи. Вот, например, народы Северной Америки каждый год в конце ноября отмечают День благодарения, а коренные жители вырезают из дерева фигурки – тотемы и считают, что они охраняют дом от злых духов. А в Мексике очень любят карнавалы – это шествия веселых людей в ярких экзотических костюмах. Жители Южной Америки разводят лам и овец и делают из них теплые одеяла и красивые юбки.
У разных народов Европы свои обычаи: испанцы – танцоры фламенко. Это зажигательный танец вместе с пением и игрой на гитаре. В Италии в Венеции вместо дорог каналы. По ним гондольеры водят свои лодки – гондолы и перевозят людей. Во Франции выращивают сладкий виноград и делают из него прекрасное столовое вино. Народы Азии занимаются выращиванием риса на затопленных полях. А народ Китая очень любят ездить на велосипедах и на работу, и на учебу, и на отдых. В Африке вместо шляп женщины носят на голове подносы и миски с фруктами и овощами, а пигмеи – самый низкорослый народ Африки – имеют рост всего 138 см.
Физ. минутка «Дружба» (пальчиковая гимнастика)
Дружат на планете девочки и мальчики.
Ну а мы подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать.
Воспитатель: В какой стране мы живем? (Россия) Россия очень богатая большая страна. Когда на западе нашей страны утро, на востоке уже вечер. А еще Россия славится народными промыслами. Городецкие умельцы изготавливают из дерева и расписывают короба, детские резные игрушки – коней, птиц, упряжки. Хохломские мастера расписывают деревянную посуду – золотистую, в красных ягодках, зеленых завитках. А дымковские умельцы живут на берегу реки Вятки. Их игрушки из глины – необычайно яркие, нарядные – не налюбуешься. Филимоновские игрушки делают в Тульской области. А какие вкусные пряники пекут в Туле! Вся страна о них знает. Русские матрешки, расписные павловские платки, богородские деревянные игрушки – всего не перечислишь. И все это сделано с большой любовью нашими мастерами.
Но самые главное, что берегут и любят во всех уголках нашей Земли – это дети. А чтобы дети были счастливы, смеялись, дружили и веселились – нам нужен мир! Посмотрите, это голубь – символ мира! Он летит по всей планете и напоминает людям о том, что нет ничего дороже мира, что нужно дружить и помогать, поддерживать и понимать друг друга. (Дети рассказывают пословицы: «Никого не родила, а все матушкой зовут», «Народы земли – дружбой сильны», «Родину-мать – ничем не заменишь»).
Ребята, а вы знаете, что не всем детям на Земле хорошо живется: кто-то болеет и нет денег на лекарства, у кого-то нет родителей, а кто-то не может купить своим детям еду и одежду, потому что очень бедно живет. Взрослые люди – ученые, педагоги, заботясь о детях, написали книгу «Конвенция о правах ребенка». Чтобы стать полноправным членом общества, детям нужно знать свои права, но нельзя забывать о том, что каждый должен знать не только свои права, но и обязанности. Игра «Назови свои права» (детям показывают картинки, они называют права).
Наше занятие подходит к концу. Мы говорили о нашей планете Земля, о нашей Родине – России. Мы гордимся нашей великой страной, ее разнообразной природой, богатыми недрами, в особенности – трудолюбивым хлебосольным русским народом. (Звучит песня о Земле). Предлагаем вам отведать вкусного русского пирога (Входит девочка в русском национальном костюме с пирогом).