- Как об этом говорится в задании на с.37(Р. т.) ?
-Давайте проверим кроссворд из этого задания дальше.
- Мы говорили, что на борьбу с вражеской армией поднялся весь народ России. Скажите, как назывались простые люди, создавшие отряды для борьбы с захватчиками? (партизаны)
- Кто командовал русской армией?
(на слайде – портрет М. И. Кутузова)
- Как звали императора Франции, чьи войска вторглись в Россию?
(на слайде – портрет Наполеона)
- Как называется поле, на котором произошло самое кровопролитное сражение за всю историю войны? А само сражение?
(на слайде – иллюстрация Бородинского сражения)
III. Постановка проблемы. Определение темы урока.
Цель: создать проблемную ситуацию, сформулировать тему урока, выдвинуть гипотезы.
- Ребята, портреты Наполеона и Кутузова вам хорошо знакомы.
- Как вы думаете, кто изображен на третьем портрете? Ваши версии?
(Слайд 2 – портрет Александра II)
- Вы правы, судя по внешнему виду – это император, а точнее император - освободитель.
Как вы догадались, это тема сегодняшнего урока.
(Слайд 2) Запишите ее в тетрадь.
- Какие вопросы у вас возникли, когда вы узнали тему урока?
(Учитель записывает на доске вопросы детей.
Предполагаемые вопросы:
- Как звали императора?
- Когда он правил?
- Почему его назвали освободителем?
Попробуйте ответить на свои вопросы. Ваши версии?
- Где мы можем проверить свои версии? (в учебнике)
- Итак, открываем учебники…
IV. Совместное “открытие” новых знаний.
Цель: проверить гипотезы с помощью учебника посредством побуждающего диалога.
Чтение вслух 1 абзаца на с.84 .
Вопросы после чтения:
- Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?( Да. Императора звали Александр II)
- А на другие вопросы мы можем ответить? Тогда я помогу.
- Когда правил Александр II?
(на слайде: Александр II, 1856-1881)
- А почему же его прозвали освободителем, нам предстоит узнать в ходе урока.
- Какие противоречия в рассказе вы заметили?
-Чем объяснить, что за первые 50 лет построена одна железная дорога, а за следующие – десятки?
Слайд 4 с фильмом
Вы вспомнили железную дорогу.
- Что видели на ней? (рельсы, шпалы..)
- Из каких материалов всё изготавливалось?
- Что необходимо для того, чтобы двигаться? (уголь)
- Откуда брать все материалы, топливо, технику ? (искать, а затем изготавливать на заводах)
- А кто занимается всем этим? ( Рабочие)
- Сколько их надо? А они есть в России? Почему?
На слайде 5 : отмена крепостного права
- Что вы знаете о крепостном праве?
- Когда оно было отменено?
на слайде 6 : 19 февраля 1861 года)
- Как вы думаете, это было важным событием для России? Почему?
(дети высказывают свои мнения)
- Если крепостное право мешало развитию всей России, значит она отставала в своем развитии? От кого? (От Европы)
- Давайте выясним, что говорится о Европе и России второй половины XIX века.
(Слайд 7 - Европа: много железных дорог; много фабрик и заводов; производили и продавали разные товары. Россия: одна железная дорога; мало фабрик и заводов; покупали товары в Европе)
- Смотрите, как отличалась по своему развитию Россия от Европы во второй половине XIX века.
- Но при чем же здесь крепостное право? (дети высказывают свои версии)
- А почему же крепостное право мешало развитию России?
- Как вы понимаете выражение: “работать из-под палки”?
- Александр II 19 февраля 1861 года отменил крепостное право. Крестьяне стали свободными. Значит, они зажили хорошо? (Дети высказывают свои версии)
- Прочитаем, как об этом говорится в учебнике?
5. Чтение вслух параграфа «Отмена крепостного права» до конца (с. 85)
Вопросы после чтения:
- Что узнали о жизни крестьян после отмены крепостного права? (Хорошо зажили только богатые крестьяне, большинство же с трудом могли прокормить свои семьи)
Чтение стихотворения
- Почему так произошло? Ваши версии?
6. Рассказ учителя и подготовленных учеников
- Богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики (на доске), при освобождении значительную часть земли оставили себе. Из-за этого крестьяне остались малоземельными. (на доске) Они с трудом могли прокормить семью, даже работая не покладая рук. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права, - в темных избах.
- Какой у вас возник вопрос?
(Александр II зря освободил крестьян? Жизнь в России не изменилась?)
- Выскажите ваши версии.
- Найдите ответы на вопросы в учебнике.
7. Чтение текста на с. 86- 87 «Россия обновлённая»
Вопросы после чтения:
- Изменилась ли жизнь в России?
- Кто такие “капиталисты”? (на доске)
- Кем становились крестьяне?
- Найдите главное предложение в этом абзаце. (Россия стремительно догоняла развитые Европейские страны)
V. Первичное закрепление.
Цель: ответить на вопросы в процессе фронтальной работы; сформулировать основную мысль урока.
- Почему же Александра II прозвали освободителем?
-Когда это произошло?
- Это важно было для России? Почему?
- Как изменилась жизнь в России во второй половине XIX века?
- Сделайте вывод о правлении Александра II?
- Прочитаем вывод на с. 45.
(показ слайда 9)
VI. Самостоятельное применение знаний.
Цель: применить полученные знания при выполнении задания в тетради.
Выполнение задания 2 на с. 39 в рабочей тетради.
(проверка по эталону - слайд)
VII. Рефлексия деятельности.
Цель: подвести итог урока; учить детей самоанализу и самооценке.
- Какие вопросы у вас возникли в начале урока?
- Смогли ли вы найти на них ответы?
- Что нового узнали?
- Как по-другому бы вы озвучили тему сегодняшнего урока?
(Реформы Александра II)
- Оцените свою работу на уроке?
- Как работал класс в целом?
- Спасибо за урок!
Домашнее задание. С. 85-87 (читать, отвечать на вопросы), с. 40, № 3-4(р.т)