Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Презентация обобщения опыта "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности"

Фото пользователя Мария Ришатовна Каримова
Submitted by Мария Ришатовна Каримова on Sat, 25/02/2012 - 06:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Каримова Мария Ришатовна
Место работы, должность: 

Детский сад комбинированного вида №5 "Умка",воспитатель.

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> Обобщение опыта работы по внедрению детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.</p>

 

 

 

 

Есть у него шестёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что видит он  вокруг,-

Всё знает он  от них.

Они по знаку ,по его

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

 

Вы меня спросите: «Вы про кого?»

Конечно, про воспитанника, про моего.

В моей маленькой, маленькой стране

Таких почемучек хватает вполне.

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у него возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить отве

А передо мной встали вопросы:

-Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?

-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?

-Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?

И вот нахожу я в методиках совет:

Экспериментировать с детьми, и лучшего нет.

Пусть тот, кто ставит свои вопросы

Сам и находит на них  ответ.

Экспериментирование  является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Основываясь на  практику, утверждаю, что дети очень любят экспериментировать.

        Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.

 Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Проанализировав работу по познавательной активности детей, я заметила, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Таким образом,  проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для меня стала актуальной.

  Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.    Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.    

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?»,  позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать  себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель:

 -практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Исходя из цели, поставила задачи.

Моя модель развития экспериментирования включала в себя несколько этапов:

На 1-м этапе  я изучила личностные качества детей, их индивидуальные возможности, провела диагностику знаний детей о живой и неживой природе.

На 2-м и 3  этапах – создала предметно-развивающую среду и составила учебно-тематические планы.

4-й этап - основной,  это вся моя работа с детьми развитию познавательной активности средствами экспериментирования.

Наряду с работой с детьми продумала и работу с родителями.

Для решения поставленных задач  мною в группе создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

  Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудована  детская мини – лаборатория «Эврика», где представлены все материалы для исследования,  отвечающая всем требованиям организации уголка экспериментирования.

Мини – лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.

Здесь же находятся дневники наблюдений, условные символы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная  литература и различные  макеты. 

В помощь для самостоятельного воспроизведения опытов я предлагаю детям алгоритмы, которые служат для развития способностей, для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.

Постоянным руководителем  нашей мини-лаборатории является сказочный персонаж – кукла – учёный Галилео Галилей. Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.

Галилео нам в мир дверь открывает,

Его опыты в путь за собой увлекают.

Учёный поможет нам знания добыть,

На все «почему» ответ получить.

           Реализацию поставленных перед собой задач я осуществляю в непосредственно образовательной  деятельности, во время лабораторных  работ, проводимых детьми  в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями), во время «Часа самостоятельности»,  проводимого один раз в неделю, во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов.

Очень интересно проходила «Неделя маленьких учёных», организованная для обмена опытом с коллегами .На каждом занятии перед детьми был поставлен проблемный вопрос. Малыши самостоятельно выдвигали гипотезу, искали пути  доказательств выдвинутой гипотезы, проводили опыты и эксперименты, делали вывод. В момент поиска детская активность, инициативность и познавательный интерес были настолько  высоки, что радость от маленького детского открытия передавалась гостям. 

    Я  являлась  руководителем кружка «Маленькие исследователи». На занятиях кружка мы с детьми очень много экспериментировали, познакомились с различными свойствами веществ, получили элементарные знания об основных физических и химических явлениях. Свободное общение на занятиях кружка тоже способствовало развитию познавательной активности.

Эксперименты я подбираю  самые разнообразные, но самое главное-они  интересные и привлекательные  для моих детей, а также они соответствуют их возрасту.   Это  запланированные эксперименты, которые  требуют от меня определения  текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке , сравнительные эксперименты, позволяющие   мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений  и обобщающие эксперименты , проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.

По содержанию я делю все опыты на 3 группы.

Живая природа (функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений).

Неживая природа.Цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимка-воздух» «Удивительный магнит», «Свет и цвет», «Звук».

Мир материалов.

 Знакомство детей с металлами,  с некоторыми свойствами бумаги, ткани.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для просвещения родителей я провожу консультации, тренинги, практические занятия, распространяю  буклеты, памятки, привлекаю к созданию энциклопедий, фотоальбомов.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.  Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций,  экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.

Стать настоящим учёным  непросто,

Я  много тренируюсь!

Да познавательной литературой интересуюсь!

Для популяризации детского экспериментирования в ДОУ постоянно обобщаю опыт своей работы по внедрению детского экспериментирования как средства развития познавательной активности на педагогических советах и методических объединениях, в сетевых сообществах интернета.

В 2009 году в журнале «Обруч» №2 обобщила опыт использования алгоритмов в опытно-экспериментальной деятельности.

В целях обобщения опыта работы по детскому экспериментированию я  провела для воспитателей открытые занятия: «Какая бывает вода?», «Этот удивительный воздух».

В моей группе проведение экспериментов  стало нормой жизни, мы их рассматриваем не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.    

  Перед вами диаграмма, которая показывает повышение познавательного и интеллектуального развития детей, развития речи в результате применения экспериментирования, то есть эффективность моей работы.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной

 

жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Ведь, по словам  американского философа Ральфа Уолда Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

И своё выступление я хочу закончить словами известного китайского мудреца Конфуция:

То, что я слышу – забываю.

То, что я вижу – я помню.

То, что я делаю – я понимаю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
CIMG4718.JPG 42.72 KB
Детское экспериментирование 3.pdf 4.92 MB

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн