Submitted by Наталья Минаевна Балуева on чт, 23/02/2012 - 13:35
Ход урока:
I.Мобилизующий этап.
1. Устный счёт(слайд № 1).
1) Продолжи ряд.
11;13;15... 17;19;11;13;15...
- Дайте характеристику этим числам. (Д. Двузначные, нечётные)
2) Прочитайте выражения разными способами (слайд № 2).
24+12; 67-45; 10·4; 15:3;
- Найдите значения выражений, запишите ответы на дощечках. Покажите результаты вычислений.
- Запишите в тетрадь выражения (под диктовку):
2х6:3 =4 10-7+5 = 8
- Проверьте правильность записи по образцу (открывается на доске) и найдите значения выражений. На дощечках запишите полученные результаты.
- Объясните, как считали? (Д. По порядку, слева направо).
- Запишите на дощечку пример (на доске) и решите его, фиксируя промежуточные результаты:
8-4:2+3·4=18
- Покажите, что у вас получилось. (Ответы, как правило, получаются разные).
2. Постановка проблемы, формулирование темы урока.
- Объясните, как считали. (Сначала выслушиваются объяснения детей, у которых получились различные неверные ответы, походу исправляются вычислительные ошибки. Затем объясняют решение дети, получившие верный результат).
- Почему же получились разные ответы? (Очевидно, есть правило о порядке действий, которое мы еще не знаем).
- Какой же порядок действий считается правильным?
- Над этой проблемой мы будем работать?
- Сформулируйте тему нашего урока.Примеры с дощечек не вытирайте, мы еще не знаем, какой ответ верный.
- Откройте стр.25 в учебнике, найдите тему нашего урока.
Тема: «Порядок действий в выражениях без скобок».
На доске под темой определяются задачи урока ЗНАТЬ и УМЕТЬ
ЗНАТЬ
алгоритм порядка действий в выражениях без скобок.
УМЕТЬ
применять данный алгоритм на практике.
II. Изучение нового материала.
Актуализация знаний, знакомство с новым материалом.
- Пример, записанный на доске, вызвал затруднения. Малыши из Цветочного города тоже столкнулись с этой проблемой, и Знайка решил помочь и вместе с Винтиком и Шпунтиком. Они создали робота, который поможет нам и малышам решать примеры на порядок действий.
Робот строго действует по правилам.
- Прочитайте Iправило в учебнике. Мы его знаем? (Д. Да)
- Прочитайте IIправило. А его мы знаем? (Д. Нет)
- Итак, какие действия мы вместе с роботом будем выполнять первыми? (Д. Умножение или деление).
- Какие действия выполняем после умножения или деления? (Д. Сложение или вычитание)
На доске открывается алгоритм (опора).
- Давайте теперь попробуем вместе с роботом решить наш пример, пользуясь заданным алгоритмом? (Один ученик решает на доске с комментированием, остальные записывают пример в тетрадь.)
- Давайте сверим наш результат с ответом, который получил Робот. (слайд № 3) Но для начала робот требует код – необходимо выбрать действия первой ступени. (Щелкнуть по нужной табличке. Если выбор сделан неверно, презентация по гиперссылке переходит к слайду, предлагающему подумать еще. Если выбор правильный, появляется правильный ответ).
- Теперь возьмите дощечки и сверьте ответы с решением на доске. У кого на дощечке верный ответ, встаньте. Давайте похлопаем нашим умникам и умницам.
2. Применение знания на практике.
- Кто уже чувствует в себе силу самостоятельно справиться с решение примера по новому алгоритму и получить звание «умников» и «умниц»? Кому нужна помощь? (Как правило, никому)
- Сейчас робот предлагает поработать в парах с № 3 (а, б). Прочитайте, что нужно сделать (пользуясь алгоритмом, расставьте порядок действий).
- Проверьте правильность на слайде (слайд № 4).
- Встаньте все, кто не сделал ни одной ошибки (аплодисменты).
- Какой алгоритм использовали?
- Пришёл Незнайка, он хочет вместе с нами выполнить задание 4 (в, г).
- Давайте научим его, какой алгоритм надо применять?
- Проверим, как справился с примерами Незнайка. (Д. Он допустил ошибку).
- Почему он не справился с заданием? (Д. Забыл или не выучил правило о порядке выполнения действий).
- Напомним Незнайке правило. Давайте поиграем, а Незнайка пусть посмотрит и запомнит алгоритм.
3. Физминутка.
- Я буду называть действия. Если это умножение или деление — прыгаем, поднимаем руки вверх. Если сложение или вычитание — приседаем, обхватывая руками колени.
- Я уверена, что после игры Незнайка обязательно запомнил порядок выполнения действий.
- Знание алгоритма поможет нам в решении задач.
4. Первичное закрепление. Решение задач.
1 Работа с раздаточным материалом № 1 (раздаточный материал у каждого ученика).
- Жители Цветочного города решили разбить клумбы у своих домов. Все герои сделали клумбы прямоугольные или квадратные. У Незнайки получилась клумба вот такой формы (слайд № 4).
- Что это за фигура? (Д. Трапеция, четырёхугольник).
- Помогите Незнайке найти длину бордюра, если первая сторона равна 10 дм, вторая — 7 дм, третья сторона в 2 раза меньше первой, а четвёртая в 3 раза больше второй.
- Решаем задачу по действиям у доски и в тетрадях.
- Что значит найти длину бордюра? (Д. Найти периметр).
- Что такое периметр? (Д. Сумма длин всех сторон многоугольника).
- Давайте запишем формулу. Р= а+b+c+d
- Можем сразу найти периметр? (Д. Нет, мы не знаем длины 3-й и 4-й стороны).
- Можем найти их? Что сказано о 1-й стороне?...
1) 10:2=5 (дм)- длина 3 стороны.
2) 7х3=21 (дм)- длина 4 стороны.
3) 10+7+5+21=43 (дм)-Р.
Ответ: 43 дм длина бордюра.
- В парах попробуйте составить выражение к задаче. Выражение запишите на дощечку. Какой алгоритм поможет вычислить результат?
2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом № 2 .
Когда малыши разбили клумбы, они стали сажать на них цветы. Незнайка посадил на клумбе 9 роз, Авоська — 12 роз. Синеглазка в 3 раза больше, чем Незнайка, а Цветик в 2 раза меньше, чем Авоська. Сколько всего роз посадили малыши?
- Кто уже знает, как решить задачу? Кто попробует решить выражением? Кто затрудняется, решайте задачу по действиям.
- Кому нужна помощь – карточки-опоры (1-й уровень – краткая запись условия, 2-й уровень – план решения в вопросах).
- Проверка задачи (слайд № 5).
Каким правилом пользовались при решении выражения?
- Сверим ответ с ответом Робота.
III.Итог урока.
- Нужен нам ещё помощник-Робот. (Д. Нет, мы научились решать выражения по заданному алгоритму).
- Давайте скажем ему «спасибо» и «до свидания»! Помашите Роботу рукой. Пусть он помогает малышам из Цветочного города, а особенно Незнайке.
-Обратимся к плану, составленному в начале урока, сделаем отметки о выполнении:
ЗНАЕМ алгоритм...
УМЕЕМ применять его на практике?
Молодцы! Спасибо за урок!
Домашнее задание.
№ 6 (одну задачу по выбору стр. 26, № 10 стр. 27, № 9 стр. 27 (по желанию).
Если остался резерв времени. Решение примеров наперегонки, применяя изученный нам алгоритм. (слайд № 6).