Submitted by Раиса Арсентьевна Шихалеева on Wed, 22/02/2012 - 21:56
Цели:
Проверить умения и навыки приведения многочлена к стандартному виду.
Развивать у учащихся память, логическое мышление, познавательную активность, правильную устную и письменную математическую речь.
Воспитывать способность к самооценке, организованность, высокую работоспособность, интерес к предмету, формирование уважительного и бережного отношения к хлебу, к труду, к людям труда;
Тип урока: комбинированный
Оборудование:Компьютер, мультимедиа проектор, экран, тарелка с кусочком хлеба в 5 грамм.
Ход урока
I. Организационный момент
Постановка цели перед учащимися
Девиз урока: "Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять" (Р.Декарт) (слайд №2)
II. Актуализация опорных знаний
Учитель:Ребята, мы сегодня с вами вместе совершим путешествие по стране знаний. В этой стране жизнь идет по временам года, а начинается она 1 сентября. С началом учебного года мы связываем многое.
Запишите дату, классная работа, тему урока: “ Многочлен и его стандартный вид ”.
Сейчас вам дается задание: прочесть мои пожелания вам: Упростите выражение (по вариантам). Покажите свои знания по теме «Степень с натуральным показателем» (слайд №3).
1 вариант: cч2 а23сm(ь я)3
6 а ь2 я 2
2 вариант: зд2 2 о3 4ро в2 ь я
8 д о2в
3 вариант: у (с2п е3)34 х о4 в5
4 с5п2е8о3в4
III.Учитель: Осенние месяцы мы также связываем с дождями. Сейчас на вас польётся вопросный дождь: (слайд №4)
1. Что называется одночленом?
2. Представьте одночлен 8 ав 5 аав в стандартном виде. Назовите его коэффициент и степень одночлена.
3. Что называют многочленом?
4. Что называются членами многочлена?
5. Какие слагаемые в многочлене называется подобными?
6.Что значит привести подобные слагаемые?
7. Многочлен 6а5 + 4ах – 2а5 - 2ах приведите к стандартному виду и назовите степень многочлена.
IV. Осень мы также связываем с уборкой урожая, где вы, ребята, принимаете самое активное участие. Как вкусен хлебный каравай, вы все знаете. Каким трудом он достается, вам также знакомо. При посещении пекарни с экскурсией вы видели труд пекарей, как он сложен, трудоёмок, тяжел. Также мы обратили внимание на одну надпись на стене «Тестоведы! В каждом невывернутом мешке остаётся 150 г муки». Я также вас знакомила с таблицей расчета цены одной буханки хлеба.
А сейчас Люда ознакомит нас с результатами вычислений, которые ей были даны как домашнее задание. А задание было такое «Во что обходится, если каждый ученик в день отправит в отходы 5 г хлеба».
1). Если каждый ученик в день допустит отходы хлеба в 5 грамм, то за день в отходы учениками нашей школы будет отправлено:
0, 005 900= 4,5 (кг) хлеба.
2). 4,5 204 =918 (кг) – за учебный год (204 дня).
3). 0,005 3200 = 16(кг) –за один день учениками всех школ района
4).16204= 3264(кг) – за учебный год
5). А это значит, если считать район получает 15-20 ц с 1 га, то потерять урожай
32.64 ц :15 = 2,176(га)
32,64ц : 20 = 1,632 (га), то есть примерно от 1,6 до 2,2 га посевов.
6). Этим хлебом можно было бы накормить в день
3264 : 0,5 = 6528 (человек).
Учитель: А значит, мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, тех, кто причастен к выращиванию и выпечке хлеба. Это же мы можем отнести ко всему, с чем прикасаемся: школьной мебели, учебникам, одежде и т.д. (слайд №5)
А за осенью идет зима. Дожди сменяются снегопадами. Сейчас мы построим снежную крепость. Из маленьких снежных комочков – одночленов – слепим большой ком: (слайд №6)
Задание: Привести к стандартному виду многочлен
Решаем № 24.7; №24.10 (стр. 114)
V. Чтобы выполнить следующее задание: взять крепость штурмом знаний, нужны силы. Физкультминутка (слайд №7)
Потрудились - отдохнем,
Встанем - глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз, затем поднять,
Руки плавно опустили, всем улыбку подарили.
Чтобы взять эту крепость мы должны выполнить №.24.14 и №24.15. Каждый правильный ответ делает взятие крепости ближе.
Молодцы! Какой девиз нашего урока? А девиз урока: "Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять" (слайд №2)
VI. А вот и жарко нам стало. Растаял снег, побежали ручьи, а по речке поплыли пароходики. С ними «старик Равняло» нам прислал новое задание (слайд № 8).
Учитель. Жил в избушке на лесной опушке дед по прозвищу Равняло. Любил он над числами подшучивать. Выстроит дед по обе стороны от себя числа, соединит их знаками, а самые резвые в скобки возьмет, но следит, чтобы одна часть равнялась другой. А потом какое-нибудь из чисел спрячет под маской ИКС и попросит свою внучку, маленькую Равнялку, найти его. Равнялка хоть и мала, но дело своё знает: быстро перегонит все числа, кроме «ИКСа» в другую сторону и знаки не забудет у них изменить на противоположные. А числа слушаются её, быстро выполняют по её приказу все действия. И вот уже ИКС известен. Дед смотрит на то, как ловко у внучки всё получается и радуется: хорошая ему смена растет. Как уже догадались, что следующее задание будет решить линейные уравнения. Применяя правила раскрытия скобок, и приведение подобных членов многочлена решить линейное уравнение.
Вопросы к решающим у доски:
1. Как раскрываем скобки, если перед скобкой стоит знак «+» ?
2. Как раскрываем скобки, если перед скобкой стоит знак « - » ?
а). 23 + 3х + (8х – 41) = 15
Ответ: 3
б). 19 + 2х – (5х – 11) = 6
Ответ: 8
в). 3,2х – 1,8 – (5,2 х + 3,4) = - 5,8
Ответ: х = 0,3
VII. А вот и травка зеленеет, появляются цветочки. Давайте наберём ромашек. (Ребята выбирают ромашки, на обратной стороне их – задания, которые также показываются на слайде №9).
1. Назовите каждый член многочлена 7х2 – у3 + 5у – 15;
2. Приведи подобные члены многочлена:
8в3 – 3в2 + 17в2 – 3в3 - 12
3. Представить в стандартном виде многочлен:
вав + а2в – 3 аав
4. Раскрыть скобки -(а2 + 3в +6ab) ;
5.Найти значение двучлена 2а – в, если а=2; в=1.
6. Какова степень многочлена х4 – 17а5 + 3а +5
7. Привести многочлен к стандартному виду:
а) x•yx + y•7 x;
VIII. Закрепление изученного материала (слайд №10)
IX. Учитель: А теперь, ребята, вам предстоит маленькое испытание в конце урока. Пишите в тетради. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа (слайд №11)
1) Привести многочлен к стандартному виду:
а) x•yx + y2 x2; (2m6+ 5m6 – 8m6)
б) 3a5+5a5−4a5+1. ( 4a2x+ xa6 – 3 ax)
2) Привести подобные члены и указать степень многочлена:
8b3 − 2b3 + 15b − 5b3 − 7b − 4. (-2ab2+ 5 b2a– 4bba)
3) Найти значение многочлена при y = 20; x= −2
−14y − x − 2 + 15y. ( -2y+ x-4 + 12y).
Выполнить самопроверку и оценить результат.
“4 верных ответа” – “5”
“3 верных ответа” - “4”
“2 верных ответа” - “3”
X. Домашнее задание
Домашнее задание прокомментировать.
№ 24.16; № 24.11;
XI. Итог урока
1. Если все члены многочлена имеют стандартный вид, то следует ли из этого, что многочлен имеет стандартный вид?
(Ответ: Нет, не всегда. Так как могут быть подобные слагаемые.)
2. Если среди членов многочлена нет подобных членов, то можно ли сделать вывод, что многочлен имеет стандартный вид?
(Ответ: Нет, не всегда. Так как среди членов многочлена могут быть члены не стандартного вида.)
Учитель: Закончилось наше путешествие. Заканчивается и учебный год. Пора подводить уроки (выставление оценок за работу). А сейчас – каникулы (перемена). Спасибо всем за работу на уроке.
Литература.
Используемые учебники и учебные пособия:
1.А.Г.Мордкович. Алгебра - 7. В 2 частях. Учебник и задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.
Л.А.Александрова. Алгебра-7. Самостоятельные работы/ Под ред. А.Г.Мордковича.