«Конфуций и его учение. Китайская живопись и литература».
Submitted by Таисия Николаевна Храмцова on Tue, 21/02/2012 - 23:07
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Кто мне напомнит, о чем шла речь на прошлом уроке? Мы начали разговор о художественной культуре Китая.
2. Опрос домашнего задания.
3. Мотивация.
Слайды 1.Исследователи установили, что истоки художественной культуры Китая, как и многих других восточных цивилизаций, уходят в глубокую древность, в IV тыс. до н. э. За многовековую историю китайский народ не утерял самобытности, а китайское искусство сохранило неповторимый колорит древних традиций, которые со временем превратились в канонизированные представления о жанрах, формах, символах художественного творчества. Как говорил китайский мудрец Лао Цзы: То, что глубоко посадил, нельзя выдернуть.
То, что крепко обхватил, трудно отнять.
Поэтому нельзя положить конец ритуальным подношениям сыновей и
внуков своим предкам.
Сегодня на уроке мы поговорим о великом китайском философе Конфуции, узнаем, в чем заключается суть его учения, познакомимся с такими видами художественной культуры, как живопись, литература.
Слайды 2- 4.
4. Изучение нового материала.
Жизнь человека в Китае постоянно соизмерялась с жизнью природы, ее циклами, ритмами. Трудолюбивые и практичные китайцы представили Вселенную логично и достаточно просто – в виде гармонии двух начал. Первое начало «инь» - земное, женское, темное (луна, Земля). Второе – «ян» - небесное, мужское, светлое (небо, солнце). Ян и Инь не противопоставлены друг другу, они дополняют друг друга, они взаимодействуют в полном согласии, определяя все законы мироздания. Значительное влияние на развитие китайской культуры оказали религиозно – философские учения, и в первую очередь конфуцианство и буддизм. Древнекитайский философ Конфуций (ок.551 – 479 гг. до н.э.) создал учение, согласно которому поведение человека должно определяться его местом в общественной иерархии. Он полагал, что люди станут счастливее, если в любой социальной роли будут сохранять чувство собственного достоинства, чтить предков, уважать старших. Учение Конфуция и его труды стали достоянием национальной художественной культуры Китая. Философ требовал, чтобы искусство возвышало людей и привносило в их жизнь нравственные идеалы. Средством воспитания он считал три вещи: песню, обряд и музыку.
Слайды 5 -10.
Китай — удивительная, необычная страна, она всегда манила к себе странников и чужестранцев. Зародившись тысячелетия назад, искусство Китая процветает и сегодня. Рано изобретя бумагу, китайцы записывали свои наблюдения и составили каталог всех гор и пустынь на территории Китая, перечислили названия земель и морей, находящихся на окраинах или за пределами страны. Из древних книг наиболее почитаемы: «И цзин» («Книга перемен»), «Шуцзин» («Книга преданий»), «Шицзин» («Книга песен»).
Слайд 11.
Наряду с великими шедеврами архитектуры, скульптуры здесь родились такие легендарные поэты, как Лу Танг, Ван Вэй, Ли Бо, Тао Юаньмин, Ду Фу. Я предлагаю вам познакомиться с творчеством некоторых их них.
Слайды 12 -15.
Обучающиеся вслух читают произведения Ли Бо, Ду Фу.
5. Физкультминутка.
Традиции Китая, его культура и искусство разительно отличаются от западных. Китайские картины — это живопись акварелью по шёлку, тушью на особой бумаге из мягкого тонкого волокна. С необычайной убедительностью китайские мастера сумели передать поэтическую красоту природы, свои представления о совершенной гармонии и величии Вселенной. В основном живопись представлена вертикальными или горизонтальными свитками из шелка или бумаги. Вертикальные свитки развешивались по стенам и не превышали 3 м. Горизонтальные свитки с изображением пейзажей, жанровых сцен и городских видов предназначались для долгого рассматривания и порой достигали нескольких десятков метров. Медленно разворачивая подобный свиток, зритель как будто читал длинную книгу путешествий. В китайской живописи используются кисти разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким как облако или мощным, как дракон.
Слайд 16.Основа китайской живописи отнюдь не философия или религия, как это может показаться на первый взгляд. Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершенным творением.
В Китае не существовало натюрморта в привычном для нас смысле, неподвижные предметы с точки зрения китайцев мертвы без динамики движения жизни и времени. Если рисовали камни или фрукты, то рядом с камнем всегда растение, а фрукты всегда на ветке. В древнем Китае родилась особая техника живописи У-Син. У-Син — это система пяти первоэлементов (вода, огонь, дерево, земля и металл). Этим первоэлементам придается огромное значение во всей традиционной китайской философии, науке и медицине; упоминания о них часто встречаются в китайских текстах; без них не мыслим китайский фольклор и искусство.
Слайд17. Китайская живопись на шелке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. Самыми ранними изделиями, известными на сегодняшний день, являются рисунки на шелке из погребений времен царства Чу; на одном изображены человеческие фигуры, драконы и птицы феникс, на другом — люди верхом на драконах.
В царствование династий Цинь и Хань (221 — 220 вв. до н. э.) получила развитие фресковая живопись. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. Бурный расцвет храмовой живописи падает на период династий Вэй, Цзинь.
Слайды 18-19.Китайская живопись представлена различными жанрами: пейзажным, портретным и историко-бытовым. Особое значение в китайской живописи приобрел пейзаж. Пейзажная живопись Китая не отличается богатством и разнообразием красок. Зачастую она монохромна (одноцветна), но сколько в ней едва уловимых оттенков и сочетаний! Мастерам блестяще удавалось передать воздушное пространство, кутанное туманными облаками, пронизанное порывистым холодным ветром или залитое ярким солнечным светом.
Живописцы Ли Сысюнь и Ли Чжаодао пользовались особой декоративной системой и писали наполненные ощущением радости, яркие по колориту картины с нагромождением дворцов и персонажей.
Слайд 20.Другой художник Ван Вэй первым стал писать только черной тушью с размывом. Поэт, художник и отшельник, он явился родоначальником нового направления, качественно нового этапа в пейзажной живописи. Китайская живопись тушью не теряет своей популярности по сей день.
Слайд 21-22.В пейзажах китайских художников много символов, зачастую непонятных европейцу: пара уточек символизировала семейное счастье, фазан – удачную карьеру, цветок лотоса – символ чистоты, вечнозеленая сосна- долголетие. Настоящим символом китайской живописи стала мейхуа, розово-белые цветы которой раскрываются, когда повсюду еще лежит снег. Цветущая слива мейхуа – символ благородства и стойкости.
Слайды 23-26. Особый интерес представляет пейзажная живопись, в которой выделяют изображения типа «горы - вода» и «цветы -птицы». Особое место среди растений занимали орхидеи, дикая слива мейхуа, бамбук и хризантемы.
Слайд 27.Жанр портрета – один из древнейших в китайской живописи. Он известен еще с 5в до н.э. и связан с культом предков. Написать портрет для китайского художника означало «выразить душу», «писать образ», «писать истинную природу человека». Наиболее популярны были изображения буддийских святых, исторических и государственных деятелей, знаменитых людей.
Слайд 28.Китайская живопись представляет собой объединение художественного искусства с поэтическим. Нередко картины сопровождались каллиграфическими надписями, поясняющими суть картины.Художник или цитировал классические строки поэзии, или сам сочинял стихи. Органическое слияние поэзии и живописи отметил Чжан Янь-юань,
китайский критик, живший в 9 веке: «Когда они не могли выразить свою мысль живописью, они писали иероглифы, когда они не могли выразить свою мысль через письменность, они писали картины».
6. Закрепление.
Итак, ребята, о чем же мы говорили на уроке? (Ответы детей). А теперь, я предлагаю вам разгадать этот кроссворд. (На доске – кроссворд).
с
в
м
и
п
е
й
з
а
ж
т
й
о
я
х
ш
к
о
н
ф
у
ц
и
й
а
ц
з
и
н
ь
н
Вопросы по горизонтали:1. Какой жанр в китайской живописи приобрел
особое значение? (пейзаж). 2. Древнекитайский мудрец, философ, основоположник религиозно – философские учения, ставшего достоянием национальной художественной культуры Китая. (Конфуций). 3. Вселенную китайцы представляли в виде гармонии двух начал. Как называется начало, характеризующее всё земное, женское, темное (луна, Земля)? (инь).
Вопросы по вертикали:1. Рулон из шелка или бумаги, на котором китайские художники писали свои картины. (Свиток). 2. Как называется начало, характеризующее небесное, мужское, светлое (небо, солнце)? (Ян).
3. В пейзажах китайских художников много символов. Что является символом благородства и стойкости? (Мейхуа). 4. Древняя Книга песен. (Шицзин).
И еще несколько вопросов:
-В чем заключается суть учения Конфуция?
-Каковы принципы китайской живописи?
-Что вы можете сказать о китайской поэзии?
-Какие жанры китайской живописи вы запомнили?
- В чем особенность китайской живописи?
7. Подведение итога урока.
Хорошо, ребята, справились с заданием. К каким же выводам можно прийти, исходя из того материала, с которым вы сегодня познакомились на уроке?
(Обучающиеся формулируют свои выводы, вместе с учителем подводят итог урока).
Выводы:
1. Учение Конфуция о человеке содержит общечеловеческие ценности,
Поэтому его взгляды интересны и для современности.
2. Особенность древнекитайской мифологии состоит в том, что устройство Вселенной определяют не боги, а абстрактные понятия Ян – Инь и пять взаимодействующих первоэлементов: огонь, вода, дерево, металл, земля.
3. Образ человека был неразрывно связан с природой. Он ощущал ее как часть космоса, при этом в творчестве проявлялось личностное начало.
4. Характерным явлением средневековой культуры Китая было тесное взаимодействие словесного и художественного творчества, каллиграфии и живописи.
5. Почитание предков и традиций – характерная черта китайского образа жизни.
8. Оценки за урок (комментарии учителя).
9. Задание на дом:стр. 69- 73, прочитать и ответить на вопросы в конце параграфа;
Творческое задание:представьте себя на месте китайских художников и нарисуйте рисунки в жанрах «горы - вода» и «цветы -птицы» (кому что больше понравилось).