Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внедрение в практику преподавания основ безопасности жизнедеятельности информационно-коммуникационных технологий.

Submitted by Марлен Борисович Волошин on Tue, 21/02/2012 - 11:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Волошин Марлен Борисович
Место работы, должность: 

МБОУСОШ № 7 г. Североморска Мурманской области

Регион: 
Мурманская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Методическое пособие для преподавателей ОБЖ</p>

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 7  Г. СЕВЕРОМОРСКА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ

 

ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы  Волошина М.Б.

преподавателя –организатора ОБЖ

МБОУ СОШ № 7 г. Североморска.

2009 год.

 

В В Е Д Е Н И Е

 

1. Информационные технологии – плоды интеграции человеческого разума и

м а с т е р с т в а .

 

                                                        « Цивилизация – это прежде всего информация,

                                                                     информация делает народы человечеством»

                                                                      С. Залыгин. «К вопросу о бессмертии».

 

Переход в новое – ХХ1 тысячелетие, совпадает со сменой эпох в развитии общества – эпоха индустриального общества  сменяется эпохой информационных технологий, когда человечество переходит на новый этап  развития – информационный. В ХХ1 веке уровень развитости  государства будет определяться скорее всего не объемом промышленного производства, а состоянием науки и образования характеризующим качество производимых знаний.

Действительно, в современном мире нельзя сделать  какой – либо прогрессивный шаг, осуществить решение каких – то общечеловеческих или частных проблем без соответствующего информационного обеспечения , т.е. получения информации из внешней среды, её соответствующего анализа и оперативного принятия решения.

Информация стала стратегическим ресурсом общества, а совокупность знаний стала решающим фактором развития любой страны.

Академик Ю.В. Гуляев писал: « Информатизация всей страны – это важнейшее условие научно- технического прогресса  и развития нашего общества, условие того, чтобы мы не выпали на ходу из всё ускоряющего своё движение поезда

мировой  цивилизации».

Впервые за всю историю развития цивилизации у человека появились возможности усиливающие его интеллектуальные возможности: компьютер и компьютерная сеть.

Невозможно назвать ни одной другой технологии,  которая могла бы сравниться по своему влиянию на общество с информационной. Информационные технологии интегрируют в себе плоды человеческого разума  и мастерства, развивают интеллект, формируют новые трудовые умения и навыки.  изменяют формы и содержание многих актов профессиональной деятельности и их быта, помогают человеку принимать правильные решения  в сложной информационной обстановке.

а) Понятия информация и информационные технологии.

Информационное общение предполагает наличие источника информации (передатчик), канала передачи информации и приёмника. Эти средства объединяют

источник информации и получателя в информационную систему.

Информация –сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Здесь отражены некоторые  ( но разумеется, не все) важные свойства информации

соответственно предмету информационные технологии:

* во –первых. информация не является  материальным объектом, который можно передать от одного к другому, так, что первый его утратит. Наоборот, в результате

передачи оба эти человека  будут владеть переданной информацией.

* Во – вторых, для того, чтобы информация могла быть передана, она должна быть

представлена на каком – то носителе.

*И в третьих, независимо от того на каком носителе будет представлена информация, её содержание должно оставаться одним и тем же.

 

В настоящее время практически все компьютерные технологии основаны

на обработке  следующих видов информации.

К ним можно  отнести: текстовую информацию; числовую информацию; информацию о дате и времени; звуковую информацию; графическую информацию,

анимацию, и видеофильмы;  специальную двоичную информацию.

 

Под технологиейобычно понимается описание процесса  производства материальных благ, как последовательность действий над предметом труда  в целях получения конечного продукта.

Особенностью информационных технологий ( ИТ) является то, что в них и начальным, и конечным продуктом  труда является информация , а  орудиями

труда – компьютерная техника и средства телекоммуникаций.

 

2. Информатизация образования – одна из важных приоритетных задач его модернизации.

 Чтобы идти в ногу со временем, учитель  ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, РоwerPointи рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знания компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.

В своей практической деятельности, как преподаватель основ безопасности жизнедеятельности, я стараюсь активно внедрять в образовательный процесс

ИКТ ( информационно – коммуникационные технологии) исходя из следующих стратегических целей и задач.

 

а) К стратегическим целям в овладении ИКТ можно отнести:

* формирование  информационной компетенции– готовности

обучающегося самостоятельно работать с информацией из разных источников,

искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию.

 

* формирование информационных потребностей обучающихся, обеспечение каждому возможностей  фактического удовлетворения этих потребностей;

 

* ориентирование воспитания и образования на формирование ключевых компетенций, информационной культуры и потребностей, соответствующих информационному обществу;

*обеспечение информационной безопасности.

 

* превращение информационных ресурсов  в стратегический ресурс становления и

развития интеллекта, способностей  в подготовке к профессиональной деятельности, умений ориентироваться и принимать грамотные решения в сложной информационной обстановке;

 

* повышение эффективности образовательного процесса по  основам безопасности жизнедеятельности путем внедрения средств информатизации.

 

б) Для этого необходимо в процессе преподавания решать следующие задачи.

 Создать  обучающимся условия для:

 

* изучения  информационных технологий и формирования умений применять их при решении функциональных задач  в различных предметных областях;

 

* изучения  и овладения  знаниями,  ( на основе интеграции образования), основных информационных процессов на которых базируется реализация ИКТ: законов и методов  извлечения, транспортирования, обработки, хранения , представления и использования информации с помощью компьютеров и средств связи;

 

* направить процесс обучения  не на умение работать с определенными программными средствами ( хотя и это важно), а на технологии работы с различной

информацией:  аудио и видео, графической, текстовой, табличной;

 

* помогать обучающимся, используя компьютер, развивать их творческие  способности, способствовать обучению новым профессиональным умениям и навыкам, самостоятельности и личной ответственности, развитию логического мышления.

 

в) Программы и средства обеспечения внедрения ИКТ в практику работы.

В своей педагогической деятельности, на основе интеграции образования с другими

предметными областями, я стараюсь ориентировать обучающихся на изучение, закрепление знаний и отработку методики применения компьтерных мультимедийных  технологий, которые способствуют выполнению поставленных целей и задач.

  Использую программы рекомендуемые  для информатизации сферы образования,предлагаемые компанией ИВИТО ( Интеграция и внедрение информационных технологий в образование) в которых имеется разработка и постановка комплексных решений, включающих аппаратное и программное обеспечение, а также методическое сопровождение.

Эти программы помогают мне и обучающимся  обеспечить доступ к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;

обеспечить учебный процесс образными наглядными  формами представления

учебного предмета; поддерживать активные методы обучения, развивать самостоятельность и самоконтроль обучаемых.

 

В таблице представлены программы , рекомендуемые для изучения компьютерных технологий в школе.

 

 

В и д ы        т е х н о л о г и й

 

Программное    обеспечение

Технологии работы с оперативной информацией.

Camedia Master, DisкCopy

С е  т е в ы е     т е х н о л о г и и.

 

AppleShare, NetBoot

Технологии работы с операционными  системами.

Linux, Windows XP, Windows7

И з д а т е л ь с к и е     т е х н о л о г и и.

 

Acrobat, Photoshop

Технологии работы с текстовой и табличной

информацией.

Microsoft Office, Microsoft Excel

Технологии создания мультимедийных

продуктов.

Macromedia Flash

И н т е р н е т   т е х н о л о г и и.

 

Internet Explorer, Microsoft Outlook

Т е х н о л о г и и   п р о г р а м м и р о в а н и я.

 

Pascal, RealBasic, JavaScript

Т е х н о л о г и и   п р е з е н т а ц и й.

 

PowerPoint

 

Эффективность  процесса информатизации  зависит от создания  и использования

информационного ресурса, информационного потенциала школы, класса, обучающихся.

 

Какими информационными ресурсами обладает  школа ?

 

Компьютерный класс, класс с мультимедийной установкой, мультимедийный проектор, дивиди, видеомагнитофоны, телевизоры, музыкальные центры.

Школа имеет выход в Интернет и свой сайт.

В классе по ОБЖ имеется:  компьютер, телевизор, дивиди, видеомагнитофон,

в работе я использую переносной мультимедийный проектор, работаю в мультимедийном классе с использованием интерактивной доски, Интернет.

 

Мною, как преподавателем  ОБЖ, созданы следующие информационные ресурсы:

а)  Видеофильмы по темам:

- основы военной службы;   - гражданская оборона –составная часть обороноспособности страны»

- терроризм ( история и реальность) ;   - основы здорового образа жизни; и др.

б) Таблицы  по всем разделам программы курса ОБЖ( видео – таблицы сделаны с тематических таблиц,  их фотографии  перенесены на электронный носитель и

в процессе обучения,  с применением мультимедийного проектора, используются

как наглядность); 

 

в) Разработаны ситуационные задания, которые  используются для  организации проблемного обучения, отработки практических умений и навыков при изучении, например, таких тем: пожарная безопасность; терроризм;  природные аномалии и катаклизмы; техногенные катастрофы; первая медицинская помощь в различных

жизненных ситуациях ( с использованием мультимедийного проектора.)

 

г) Составлены разноуровневые тестовые заданиядля организации самоконтроля

обучающихся и контроля за уровнем подготовки  со стороны преподавателя.

 

В преподавании ОБЖ  преподаватель и обучающиеся широко используем  Интернет – ресурсы ( рекомендации даются обучающимся с целью обеспечения самообразования, выполнения домашних заданий и т.д.)

Для активизации познавательной деятельности и расширения возвможностей

самообразования, предлагаю обучающимся следующие сайты:

форумы и конференции; тематические ресурсы; Интернет – проекты; общественных организаций и  движений; информационно – справочные системы и др.

Многие практические  задания на уроках ОБЖ мы выполняем совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. Все типы заданий, используемых мною можно условно разделить на 6 групп:

1. Решите возникшие ситуации.

2. Кроссворды ( разгадай, составь)

3. Расположите в правильной последовательности ( например оказание первой

медицинской помощи при.. . и др).    

4. Установите соответствие между…

5. Соотнесите даты и события, или понятия и определения

6. Составьте карту- схему, например турпохода по заданным условиям.

Такие типы заданий повышают мотивацию к изучению предмета, воспитывают

любознательность, формируют практические умения и навыки.

 

 

3.Основные направления в организации учебно - воспитательного процесса

с использованием  ИКТ.

а) Изучение учебной программы, нормативных документов.

б) Ознакомление с учебным пособием, его структурой, содержанием с той целью, чтобы в полном объеме обеспечить должный уровень знаний по изучаемой теме,  проблемность и практическую направленность в обучении.

Это дает мне возможность своевременно, в ходе тематического планирования,

предусмотреть введение в учебный процесс дополнительного материала на основе

использования ИКТ.

в) Диагностика:  -  способствует изучению индивидуальных особенностей каждого ученика в УПД, определению  его уровня в овладении компьютером. компьютерными мультимедийными  технологиями ; 

- создает возможности для расширения базы информационных ресурсов за счет использования обучающимися индивидуальных компьютеров, а следовательно выполнения ими творческих заданий ( рефератов), проектных исследовательских работ, презентаций, отработки практических умений и навыков при выполнении домашних заданий.

г)  При подготовке к каждому уроку с использованием ИКТ,

определяющими в целях обучения, на мой взгляд, должны стать развивающие цели так как в этом случае меняется роль учителя на уроке – из транслятора готовых знаний он превращается в организатора условий для самостоятельной деятельности школьников. Наметив развивающие цели, ( образовательные и воспитательные), я планирую все возможные учебные ситуации в зависимости от  предъявляемого,  с использованием ИКТ, содержания материала: видеофильмов, таблиц, тематических лекций ( или их отдельных фрагментов) и др. источников информации.

Использование компьютерных мультимедийных технологий  позволяет мне

комплексно, в широком смысле, предъявлять информацию.

Так, например:

-- при изучении темы:  « Боевые традиции Вооруженных Сил России», видео – текстовая информация сочеталась с звуковым сопровождением ( звучали песни), что способствовало более эмоциональному восприятию материала;

 

--при изучении темы : « Терроризм», обучающиеся смотрели видеофильм  по истории  возникновения терроризма, определяли  причины его возникновения, факторы и особенности проявления в других странах и работая с нормативными документами   мультимедийных  Интернет – сайтов, составляли планы, программы по борьбе с терроризмом, учитывая ситуацию и в нашей стране;

 

-- просмотр видео – информации па уроке по теме: « Первая  медицинская помощь

при остановке сердца», сочетался с отработкой практических умений и навыков оказания медицинской помощи на тренажере изготовленном самими обучающимися;

 

-- на уроках– путешествиях, конференциях  по  теме: «Вооруженные силы РФ – защитники нашего Отечества, а также и по другим темам учебной программы, обучающиеся выступают с рефератами, презентациями, подготовленными с использованием  Интернета. При этом при подготовке рефератов, презентаций с обучающимся составляется план, обсуждаются с учителем вопросы и проблемы, которые должны найти отражение в реферате, презентации. Это обеспечивает творческий подход  ученика к составлению реферата, а не бездумное скачивание с интернет- сайтов тематического материала. Успешному решению поставленных задач  способствует также мультимедийное пособие «Энциклопедия вооружений».

Рефераты многих обучающихся носят творческий исследовательский характер.

 

-- Широкое использование видео – таблиц, числовой информации, сюжетов видео –

фильмов на  уроках  по теме « Пожарная безопасность», позволяет обучающимся успешно решать различные ситуативные задачи  связанные с угрозой жизни в случае возникновения пожаров.

 

-- Уроки – лекции в сочетании с просмотром тематических видеофиьмов, таблиц

 по теме: «Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначения» способствуют морально-психологической подготовке юношей к службе в армии и воспитанию патриотизма.

 

Уделяю должное внимание  проблемному обучению,которое является развивающим обучением,  т. е. ведущим к общему и специальному развитию.

Этому способствуют проблемные задания, решения проблемных ситуационных задач,  и др. заданий с использованием компьютерной техники, интерактивной

доски, мультимедийного проектора.

Предоставляю ученику  свободу выбора содержания образования в работе сдополнительными  информационными средствами ,при этом стараюсь, чтобы

обучающимся не только был усвоен  базовый уровень ЗУН, но и с помощью  ИКТ формировалось желание повышать свой интеллектуальный уровень,

развивать навыки коммуникации.

 

Контроль и самоконтроль – важные компоненты учебной деятельности при

использовании ИКТ.

 

В своей работе я использую несколько видов контроля:

 

а) пооперационный контрольобеспечивает осознанное выполнение задания учеником на всех его этапах. Эта форма самоконтроля и контроля преподавателя имеет большое значение при составлении презентаций. Возникшие в процессе выполнения задания затруднения ученик в состоянии не только выделить, но и самостоятельно вернуться к оценке предыдущих этапов работы, осознать ошибки и исправить их, ( при необходимости, помощь окажет учитель).

 Пооперационный контроль может относиться не только уже выполненным действиям, но и планируемым, когда ученик сопоставляет, оценивает известные ему способы  добычи информации её оформления. Этой форме контроля необходимо научить обучающихся. Важно, чтобы ученик  хорощо представлял предстоящий (конечный) продукт своего труда, ориентировался на требования учителя, возможности использования ИКТ и свой уровень овладения ими.

 

б) Контроль результатовдеятельности это – обоюдный процесс обучающихся и учителя.

Педагогическая оценка отражает не только уровень усвоения  знаний, но и  формирует у школьника положительные мотивы учения, стимулирует его самостоятельность, т.е школьная отметка – важный инструмент воздействия на ученика. Поэтому при внедрении в практику ИКТ оценку деятельности ученика важно проводить не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.  Только при таком подходе можно оценивать  уровень овладения обучающихся ключевыми компетенциями и конкретно- информационными технологиями.

Результативность в работе.

Внедрение в практику ИКТ способствует совершенствованию образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности:

* повысилась мотивация к изучению предмета; качество знаний и практических умений и навыков;

*  обучающиеся проявляют готовность  самостоятельно работать с информацией из разных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, что

способствует формированию навыков коммуникации, самообразованию, самореализации и развитию творческих способностей.

 Использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогает мне реализовать личностно-ориентированный  развивающийся  подход в обучении, разнообразить формы и методы организации учебной деятельности создать условия для подготовки жизнедеятельности обучающихся в условиях информационного общества.

                                               Л И Т Е Р А Т У Р А.

 

1. Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя / О.Б. Ставрова. – Москва: Интеллект-Центр, 2007. – 144с.

2. Комаров В.Н. Технология применения компьютерных технологий в преподавании ОБЖ. – http://www.in-n.ru.

3. Гликман И. Педагогическая технология – это одно из средств педагогической методики // Директор школы.– 2004.– № 7.– с. 46–49.

4. Масленникова А. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация // Директор школы. – 2004. – № 7. – с. 50–56.

 5.Шафрин Ю. Информационные технологии: Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2003г

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн