Submitted by Светлана Давыдовна Бойко on пн, 20/02/2012 - 18:50
Активные методы подготовки к ГИА и ЕГЭ по обществознанию и истории.
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию не является основной целью образовательной деятельности учителя. В то же время нельзя не заметить, что такую подготовку нельзя бросить на самотек, ограничившись советом для учеников "Хорошо учите и готовьтесь самостоятельно". Педагог должен суметь совместить изучение материала по программе, внеклассную работу по предмету и подготовку к аттестации. Я хочу предложить некоторые советы, как вести такую подготовку с наибольшим эффектом.
1. Организация консультаций. Такая работа начинается с сентября. В условиях школы с небольшой численностью старшеклассников (к примеру, как наша), объединяются ребята 10-11 классов. Первое полугодие набираем и систематизируем фактический материал. Для этого нужна большая тетрадь формата А-4, разноцветные ручки, карандаши. Из учебной литературы по истории я бы предложила учебники А.А Данилова, Л.Г. Косулиной "История России" за 6, 7 ,8, 9 классы. По обществознанию используем учебники А.Н.Боголюбова. Подойдут и другие учебные пособия. Что касается имеющихся сегодня в магазинах различных печатных материалов для подготовки к ЕГЭ, можно воспользоваться и ими. Кроме того, для отработки умений работы с тестами, нужно приобрести сами материалы. Подойдут печатные. Материалы можно найти и в Интернете на сайте ФИПИ - там выложены демоверсии ЕГЭ по истории и обществознанию за 2002-2011 год (это 10 вариантов с возможностью сверить ответы с образцом). Кроме того, итоговую аттестацию проходят нынче и 9-иклассники, так что для подготовки пригодятся и материалы по ГИА (государственной итоговой аттестации).
Что касается онлайн - тестов, они, конечно, тоже дают определенный навык, но вот мои выпускники зачастую по онлайн-тестам получали "5", а по пробным ЕГЭ - "2".
Систематизированный материал заносим в таблицу.
- Таблица № 1. (для этого и нужна большая тетрадь). Разворачиваем ее так, чтобы горизонтальная часть была более широкой, чем вертикальная. Расчерчиваем колонки: 1 -период (правитель), 2 - внутренняя политика, 3 - экономика, 4 - внешняя политика, 5 - разное (сюда заносим важный материал, не относящийся к колонкам). Можно добавить и материалы по культуре. Здесь и далее примеры буду приводить из учебника "История России с древнейших времен" за 6 класс.
Период Внутренняя политика Экономика Внешняя политика Разное
Древнерусское государство
Киевская Русь
Олег 879 - правление в Новгороде
882-912г.(в Киеве)
великий князь, дружина, воевода. полюдье 907 г. поход на Царьград (Константинополь)
2.Тема "Культура" достаточно обширна и сложна для запоминания. Поэтому выносим ее в отдельную таблицу№2 . Принцип тот же, колонки следующие - период, архитектура (произведение - автор- в этой и следующей колонках), литература, живопись (до 17 века - иконопись), театр и кино.
Пример:
Период Литература Живопись, ремесло Архитектура (зодчество) Театр
Древнерусское государство
Киевская Русь Былины Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Кирилл и Мефодий (славянская письменность)
Устав - строгое правило письма. Береста
Жития, Нестор "Повесть временных лет" 12 век. Миниатюры, Фрески
Зернь, скань, эмаль Десятинная церковь,
Софийский собор,мозаика Скоморохи, гусляры
3. Таблица № 3. Наука. Колонки - период, направление науки, открытия, автор (авторы).
4. Особо тяжелыми обычно бывают вопросы по внешней политике, мирным договорам. Разумно составить еще одну таблицу - внешняя политика. Колонки - век, направления внешней политики, войны, сражения, полководцы и герои, итоги. Вопросы в части "С" могут звучать следующим образом - "назовите 3 направления внешней политики 18 века и ее итоги". Поэтому анализируем таблицу, сравниваем века, войны, итоги.
К концу 1 полугодия все должно быть готово. Для чего нужно такое трудоемкое занятие? Вспомним мудрое выражение "Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я вспомню, дай мне сделать - и я пойму". Конфуций (по иным источникам - китайская пословица). Если человек сам прочитывает, записывает, отбирает материал, то и в памяти он остается надежнее. Для чего цветные ручки? Чтобы текст не сливался, выделяем красной даты, зеленой подчеркиваем исторические личности. Допустимы при работе и значки (это элементы стратегии инсерт) - плюс и минус (положительные результаты и негативные), восклицательный знак - важно! и т.д.
Программа 10 и 11 класса, подразумевает изучение всего курса истории, в том числе истории России. Поэтому обратите внимание, чтобы подготовка к урокам по данному курсу была постоянной и качественной.
Второе полугодие мы посвящаем решению тестовых заданий по истории. Как должны проходить эти занятия?
Сначала, естественно, простое прорешивание тестов, при этом возможно два способа:
Первый - прорешивание с учебником, то есть нахождение ответов в книгах. Это приемлемо на 1 этапе подготовки.
Второй способ - попытка самостоятельно выполнять задания, затем сверяя с ответами, которые обычно приводятся в материалах.
Тесты должны быть именно прорешены, а не проставлены ответы наугад. Для этого после сверки делаем работу над ошибками, то есть еще раз решаем тест (не обязательно в этот же день). Уменьшение количества ошибок и будет означать наличие положительного результата.
И еще один положительный результат решения пробных тестов, особенно демоверсий ЕГЭ. Он заключается в том, что у ученика вырабатывается навык распределения времени на экзамене. Он видит, сколько остается в запасе, как распределить время на все части работы. Кроме того, исчезает негативный эффект новизны, работа с тестами становится привычной. Можно скачать даже бланк ответов, и тренироваться заполнять и его.
Чтобы занятия по подготовке не превратились в рутинное прорешивание тестов, разнообразим формы работы.
Карточки. Обычно их делают разноцветными, заполняют с обеих сторон. Например - карточки военных сражений - красные, морских - синие, реформ - желтые и т.д. Выбор цветов должен идти на эмоциональном уровне. На карточке с одной стороны пишем крупно дату, к примеру, 1812, с другой - событие - Отечественная война. На втором этапе подготовки на карточках можно будет писать наиболее тяжелые для запоминания даты.
Также можно сделать и такие карточки: исторические деятели и их свершения, ученые и открытия и т.д.
Составим наборы карточек. На одном яркой пастой - исторический период (застой, перестройка, советская Россия, Великая Отечественная и т.д.), на 2 наборе - ключевые слова. К примеру, для "Застоя" такие - ввод войск в Афганистан, неосталинизм, Конституция 1977, геронтократия, Брежнев, Косыгин и т.д. Все карточки с эпохой составляем в одну сторону, с ключевыми словами (а их достаточно много) - в другую. Ребенок вытаскивает карточку с названием и выбирает все опоры к данному периоду. Проверить возможно по тем же таблицам.
Перестройка Ввод войск в Афганистан
"Застой" Вывод войск с Афганистана
"Оттепель" Первый полет человека в космос
"Апогей сталинизма" Индустриализация
Советская Россия ГКЧП
Что это дает? Одна из самых больших проблем в изучении истории - знаниевая перегрузка, когда вроде бы факты заучил, на связи между ними нет, все события перемешиваются в голове, а они должны выстроиться в ровную линию. Вот такие задания и помогают это сделать. С карточками работаем как индивидуально, так и группами. Это вносит несколько игровой настрой, но достаточно эффективен для повторения. Возможные варианты - Индивидуально - каждый работает самостоятельно, либо 2-3 у доски. Групповой - группа работает, передает для проверки 2 группе, сама проверяет у следующей(активный метод "карусель")
Следующий вид тренировки - кластер. Кластер - это вид схемы, который обычно применяется на уроках истории.
Реформы Избранной Рады
1549 г. Первый Земский Собор 1550 Судебник
1556 реформа местного управления
Приказы - центральные органы управления
После составления кластера, на следующих занятиях используем такой способ повторения.
Берем карточку с периодом. (1 набор) Задание: необходимо составить как можно больше опор - дат, событий, имен, явлений к данному периоду (по памяти). Пусть сначала вспоминается немного, делаем работу над ошибками - смотрим, что еще не вспомнили.
Следующий способ запоминания периода и событий - ключевые даты к каждому веку. (Вот их и надо выучить в первую очередь). Они могут быть выбраны индивидуально, я же могу посоветовать следующие 9 век - 862 г, 10 - 088 г., 11 - 1019, 12 - 1113(или 11470) гг., 13 - 1240 или 1242, 14 век - 1380, 15 - 1480, 16 - 1533, 17 - 1612 (или 1645), 18 (петровский период) ?1721, 18 (Екатерининский) - 1778, 19 - 1812 ,1853, 20 - (до революционный) - 1905, 20 (советский) - 1941, 1953, 1977, 1985, 1991. Остальные даты при заучивании мы привязываем к ключевой дате, и при вспоминании отталкиваемся от нее же.
Повторение на уроках необходимо проводить систематически. Я на уроках проводила по датам и терминам разминку на 5-7 минут. Называю классу дату, а ребята называют вам событие, или наоборот. Так активизируется и слуховая, и зрительная память. На уроках обществознания такие разминки проводим по терминам. Позднее подготовка такого задания дается одному из учеников, он же и проводит разминку.
На уроках по обществознанию в 10-11 классе даю индивидуальное задание - политминутка - подготовить сообщение о событиях недели во внутренный политике и внешней. Задаем вопросы - например, какие сферы жизни общества задействованы, какие полномочия органов власти осуществлены, дайте правовую оценку данной ситуации. Таким образов вырабатывается умение применять знания в практической ситуации.
Эти занятия, в общем, направлены на освоение знаниевой части экзаменов. Но крайне необходимо подготовиться к самой сложной части - части "С". Эта часть предусматривает работу с документом, умение сравнивать события, процессы истории (находить общее и особенное), анализировать ситуацию. Здесь возможности "угадать" нет абсолютно. Как можно подготовиться к таким заданиям? Я бы посоветовала обратить внимание на документы, приведенные в учебниках, и вопросы к ним.
На уроках обществознания в 9 классе домашнее задание определяю по 3 группам ( рядам) 1 - проанализировать ситуацию (вопросы и задания к параграфу), 2 - написать небольшое рассуждение на тему ("Мудрые мысли"), 3 - опережающее задание - составить сложный план следующего параграфа. Этот план записывается на уроке на доске. После работы над темой анализируем составленный план.
Умение находит общее и особенное можно следующим путем: выберите несколько событий (как можно больше), и в тех же тетрадях запишите общие черты и отличия. К примеру, по 20 веку: Сравните 1 и 2 мировую войну. Революцию 1905 - 1907 гг. и 1917г. (Февральскую или Октябрьскую). Политику "военного коммунизма" и НЭП. Реформы Косыгина и Горбачева. Внешнюю политику первой и второй половины 19 века, то же по 18 веку, политику Петра Первого и Екатерины Великой, реформ Столыпина крестьянской реформы 1861 г.По обществознанию - сравните тоталитаризм и авторитаризм, президентскую и парламентскую республику. Таких заданий много в тренировочных тестах по истории и обществознанию, выполняя их, ребенок анализирует событии. Задания выполняем письменно. Перед самим экзаменом можно будет освежить память по этим схемам.
Что еще может стать фактором дополнительной подготовки? Участие в Олимпиадах и конкурсах по предмету, сегодня в школах есть немалая база таких Олимпиад, они под силу и отличникам, и ребятам со средним уровнем подготовки. Просмотр фильмов. К празднику Победы обычно показывают достаточно таких фильмов и киноэпопей. Здесь акцент скорее будет идти не на фактический материал, а на эмоциональное восприятие событий. Но это не менее важно. Так неприятно, когда старшеклассники "зависают" на вопросе о том, почему мы победили в Великой Отечественной войне, и тому подобных вопросах.
Можете дать задание: расспросить родителей о жизни в период 80-Х, перестройки, реформ 90-х, а если в семье есть бабушка или дедушка, и они расскажут о других страничках 20 века. Такие факты обычно легко запоминаются. Ведь они нам с вами знакомы. А большинству сегодняшних выпускников события ранее конца 20 века так же отстраненно далеки, как и нашествие татар.