Submitted by Светлана Давыдовна Бойко on пн, 20/02/2012 - 18:33
Тема урока:Средневековье: Русь и Европа.
Тип урока:Итоговое обобщение.
Цель урока: Формирование целостного представления о периоде средневековья на примере Европы и Руси.
Задачи: Обобщить знания по истории Средних веков и истории России с древнейших времен до 17 века.
Развивать навыки работы в группах, умения вырабатывать общее решение, согласовывать действия и ответы, объединять усилия для достижения цели.
Придать эмоциональную окраску представлениям учащихся об исторических личностях и событиях Средневековья
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики в ходе урока: В ходе урока учащиеся повторяют в игровой форме основные события и исторические личности 9-15 веков.
Учатся обобщать знания о разных событиях, странах, составлять на их основе графические схемы (кластер)
Развивают умения ставить учебные и коммуникативные задачи и отслеживать их выполнение. Таким образом, формируется умение прогнозирования деятельности.
Закрепляют навык групповой работы.
Творчески осмысливают целый период истории.
Необходимое оборудование и материалы:1)Компьютер, проектор,
2)карточки с заданиями: 1
882г.
Верденский договор
862г.
Покорение Олегом Киева. Начало истории Древнерусского государства
843г.
Создание славянской азбуки
863г.
Призвание варягов
988 г.
Поход Святослава на хазар и Византию
962г.
Поход Олега на Византию
907 г.
Образование Священной Римской империи
968
Крещение Руси
2
1054г.
Русская Правда (Правда Ярослава)
1066 г
Первый крестовый поход
1096 г
Разделение церкви на православную и католическую
1019-1054
Нормандское завоевание Англии
1163
Первое упоминание о Москве
После 1125
3 крестовый поход
1189-1192
Начало раздробленности на Руси
1147
Начало строительства собора Парижской Богоматери
3
1199
1204гг
«Великая хартия вольности»
1223г.
Невская битва
1242г.
4 крестовый поход
1240г.
Образовании е парламента
1215
Битва на Калке
1265
Ледовое побоище
4
1302г.
Битва на Косовом поле
1389г
Восстание Уота Тайлера
1381г.
Первые Генеральные штаты
1358г.
Столетняя война
1380г.
Жакерия
1337-1453г
Куликовская битва
5
1453г.
Стояние на Угре
1480г
Создание печатного станка Иоганном Гуттенбергом
1454г
Присоединение Великого Новгорода к Московскому княжеству
1478г
Гуситские войны
1420-1434
Падение Константинополя
Рабочий лист на каждого ученика (либо один на группу)
Рабочий лист
Тема урока:
Задачи урока: Обобщить…………..
Узнать …………….
Определить …………………….
(современники, знания, события, общее)
Состав группы:
Ход урока:1. Игра - презентация «Средневековье: Русь и Европа».
Ваша задача: Соотнесите на карточке дату и историческое событие.
2. «Своя игра».Договоритесь, с какой темы вы начнете, какой вопрос выбираете. Обсудите вопрос в группе. Ответьте. Соберите все фрагменты.
3. Составление кластера «Средневековье». Ваша задача : с помощью слов – подсказок определить, какие явления, процессы были характерны для средневековой Европы и Руси.
Войны, централизованное, власть в руках, церковь, объединение, раздробленность, восстания
Средневековье
4. Подведение итогов урока. Посмотрите на наши задачи и определите, что мы с вами смогли сделать: Мы обобщили ……………, узнали………….., определили………………….
Составьте синквейн об эпохе Средних веков.
Соберите цитату. Что у вас получилось?
Мотивация обучающихся: Курсы Истории средних веков и Истории России до 17 века в соответствии с программой изучаются последовательно и отдельно друг от друга. Обобщающий урок, проведенный в игровой познавательной форме, позволяет во–первых, создать целостное впечатление у шестиклассников о большом и значимом периоде средневековья, сопоставить по принципу современников разных исторических деятелей (это задания олимпиадного уровня для сильных ребят).
Во–вторых, это создает эмоциональный зрительный образ исторической эпохи, что соответствует возрастному восприятию детей 6 класса.
В-третьих, позволяет повторить достаточно большой объем знаний.
Ход урока: 1. Вызов. Слово учителя. Формулирование задач урока для учащихся. 3 минуты.
Сегодняшний урок называется «Средневековье: Русь и Европа»(1слайд). Это один из последних уроков курса. Перед началом работы давайте вспомним принципы работы в группе(ответы детей – не выкрикивать , не якать, выслушивать мнение других ,уважать товарищей, стремиться к общей победе)
Наш урок необычный. Каждая команда по ходу урока будет зарабатывать себе трофеи: отрывки из цитаты. Чем больше трофеев, тем легче соберется цитата.
Итак, начинаем работу. Как вы считаете, какие задачи мы сможем решить на уроке (работа с раздаточными листами). Ребята определяют цель: Объединить знания по истории, узнать, кто был современником, определить, что было общее в истории разных стран.
2 Игра - презентация «Средневековье: Русь и Европа». 15 минут. Итак, вспомним, что такое период средневековья? (слайд 2)
Он достаточно насыщен и событиями и историческими личностями. Выполняем задания п. 1 рабочего листа. Прочтите задание. Выполните его на карточке. Работу сдайте моему помощнику
.
1 вариант (класс среднего уровня подготовки) Дети сопоставляют даты и события веков, самопроверка осуществляется по ходу презентации с комментариями учителя. Максимум баллов - 3(без ошибок), 2 – 1 ошибка, 1 – 2 ошибки
2 вариант (класс хорошей подготовки). По ходу презентации ребята узнают по портретам историческую личность данного времени, вспоминают, чем данный деятель известен. Данная форма предусматривает четкую фиксацию кадров учителем: Щелчок, ребята смотрят на портрет, называют личность, щелчок – появляются комментарии.
На данном этапе урока происходит активизация знаний учащихся, формирование умения логически мыслить, строить предположения на основе известных исторических фактов.
-Я рада, что период средневековья не остался в вашей памяти темным пятном, а теперь предлагаю ответить на вопросы викторины «Своя игра». Прочтите задание 2 рабочего листа. Команда выбирает тему и вопрос (за правильный ответ на 10 1 фрагмент, на 20 – 2 и т.д.)
2 вариант . В классе с высокой мотивацией возможен переход на личные ответы учащихся (тогда ответ засчитывается и индивидуально, и команде)
4. Рефлексия. Составление кластера «Средневековье»5 минут.
- Период средневековья это целая эпоха в развитии разных стран, но есть в них и общие черты. Определите их. Работа с раздаточными листами. Задача ребят: с помощью слов – подсказок определить, какие явления, процессы были характерны для средневековой Европы и Руси.
5. Подведение итогов урока. Синквейн. 7 минут.
-Итак, изучив период средневековья, мы составили определенное мнение об этой эпохе. Давайте, выразим его синквейном (при недостатке времени можно задать на дом) ребята составляют все вместе, учитель фиксирует на доске.
- Мы завершаем урок, вернемся к целям урока, смогли мы их достичь. Работа с рабочими листами. Анализ целей.
-И завершим урок цитатой. Соберите из выигранных группой фрагментов слова известного испанского писателя М.Сервантеса. Что получилось? «История – это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего.»
Работа с рабочими листами. Анализ целей.
Домашнее задание. На следующем уроке мы продолжим разговор о средневековье. Подготовьте подтверждение позиций по теме «Средневековье – мрачная эпоха», «Средневековье – пора рассвета».
Поверка знаний и оценивание учениковСложность оценки учащихся при групповой форме работы состоит в том, что отвечать стремятся сильные ученики, а остальная группа может получить лавры без усилий. Поэтому внешней формой оценки является зарабатывание группой как можно большего количества фрагментов цитаты. Учитель же долен фиксировать ответы конкретных учащихся, плюс умение работать в группе(не перебивать, не выкрикивать, объединять усилия).
Таким образом, по ходу урока приветствуется группа – победитель, а наиболее активным учащимся выставляется оценка .
Материалы данного урока целесообразно использовать (изменив форму подачи) для подготовки учащихся к Олимпиадам разного уровня (задания «определи современников»). Также для уроков повторения в 10 классе (как правило, старшеклассники слабо ориентируются в этой эпохе), для подготовки к ЕГЭ(личности и события)
Мультимедийные материалы позволяют наглядно продемонстрировать образ события или исторической личности, закрепить этот образ в памяти, тем самым, создав целостное эмоциональное впечатление от эпохи.
Игровая ситуация «Своя игра» позволяет четко видеть и осознавать вопросы, выбирать уровень сложности заданий, погрузиться в отвлеченно – игровую атмосферу, тем самым, снижая ощущение сложности от большого объема повторяемого материала. В подведении итогов урока необходимо сказать, что сегодня мы увидели, как связана история России с событиями средних веков в Европе, следующий урок мы посвятим народам Азии, Африки, Америки и нашей России
Литература:
Е.В.Агибалов, Г.М.Донской «История средних веков» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России с древнейших времен до конца 16 века»М. «Просвещение»
В.В.Сухов.Э.Н.Абдулаев,Е.Г.Жигирева, А.Ю.Морозов «История древнего мира и средних веков. Дидактические материалы» «Дрофа» 2000г.