1.В каждом столбике укажи союз: а) то же; б) так что; в) что же; г) и так; д) также; е) так же;
2.В каждом ряду выдели сочинительный союз: а) также, так как, что; б) если, то…то, будто; в) едва, потому что, но;
3.Определи
причинный союз: как будто, словно, потому что
временной: чтобы, пока, точно
изъяснительный: как скоро, что, оттого что
4.Части какого предложения связаны сочинительным союзом?
а) Что легко достается, то дёшево ценится.
б) В комнате было тихо, во всем доме тоже не было звуков.
в) Необходимо выйти рано, чтобы вовремя достичь перевала.
г) Учитель похвалил ученика за то, что он хорошо подготовился к зачёту.
5.Выпиши номера, где необходимо поставить запятые.
а) Мы очень поздно вышли из дома(1) вследствие чего(2)не успели к открытию спартакиады.
б) Слышится(1)то шёпот(2)то осторожный шелест.
в) Отряд остановился(1)так(2)как впереди была отвесная скала.
г) Для того(1)чтобы добраться до озера(2) потребовалось немало времени.
Самопроверка и подведение итогов тестирования:
Ключ к тесту: 1) б, д
2) тоже, то..то, но
3) потому что, пока, что
4) б
5) а)-1; б)-2; в)-1; г)-1; д)-2;
Оцените по шкале: «5» - нет ошибок «4» - одна ошибка «3» - две ошибки «2» - более двух ошибок
(Материал взят Жукова Людмила Фаттаховнаhttp://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/druzhim-s-soyuzami )
5. Повторение материала по теме «Сложные предложения». (15 мин.)
1) Самостоятельная работа.
Учащиеся, заранее (до начала урока) разбившиеся на три группы, получают задание изучить материалы ресурса и обобщить полученные сведения для сообщения другим.
Задание 1-ой группе: Изучив материал, сделать вывод, чем отличается сложное предложение от простого. Ссылка на ресурс: http://www.orfo.ru/Tutorial/html/Def_SentType.htm
Задание 2-ой группе: Изучив материал, сделать вывод о средствах выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Ссылка на ресурс: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/part-038.htm
Задание 3-ей группе: Изучив материал, сделать вывод о средствах связи между частями сложного предложения. Ссылка на ресурс: http://www.lingvotech.com/sredstvovyr
2) Обобщение знаний. Учащиеся заполняют ментальную карту по результатам своей работы, добавив самостоятельно выводы к уже имеющемуся материалу. Ссылка на карту: https://www.mindmeister.com/139548983#
3) Отработка умений и навыков.
Комментированное письмо с дополнительным грамматическим заданием.