Размещено: Ольга Сергеевна Кашпирова - пт, 17/02/2012 - 22:26
Ход урока:
I.Организационный момент.
Цель: Сегодня на уроке будем учиться различать предлоги и приставки, учиться правильно употреблять их в речи и писать.
II.Повторение изученного материала.
Цель: Начнём урок с повторения изученного материала. Даня, Юля, Ира будут работать самостоятельно на карточках. Задание записано на карточках. Даня, вспомни правило, как проверить безударную гласную в корне слова.
- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
-Правильно, садись и выполняй задание на карточке.
-Юля и Ира прежде чем выполнять задание, внимательно прочитайте текст и вспомните правила.
Карточка 2
Вставь пропущенные буквы.
Хоро_ пру_ около нашего сада. К пруду ведёт у_кая доро_ка. На б_регу ст_ит ни_кая бесе_ка. Вокру_ пруда растут ли_ки, бере_ки и ду_ки. На лугу у пруда с_неют незабу_ки. В-да в пруду прозрачная, гла_кая.
- Когда сделаете работу, отложите карточки и продолжайте работать с нами.
- Остальные работают с сигнальными карточками. На доске записан текст. В словах этого текста пропущены буквы. Необходимо показать, какая буква пропущена, объяснить почему.
Закрутила метель. Белка посп_шила к гн_зду. Гн_здо у зв_рька тёплое. Забр_лась белка в гн_здо, прикрылась пуш_стым хвостиком. Х_лодный ветер и мороз не стр_шны зв_рьку. Утихла непогода. Выл_зла белка из гн_зда. Она ловко поск_кала с дер_ва на дер_во.
-Прочитайте первое предложение, какая буква пропущена во втором слове? Покажите на карточке эту букву.
-Почему вставили букву е?
-Так как проверочное слово «спешить».
-Кто считает по-другому?
- Проверочное слово «спешка».
--Какая буква пропущена в третьем слове?
- Пропущена буква е, так как проверочное слово «гнёзда».
- Прочитайте третье предложение. Покажите, какая буква пропущена в первом слове?
-Правильно. Какая буква пропущена во втором слове? Почему буква е.
-Так как проверочное слово «зверь».
- Прочитайте третье предложение. Покажите букву, пропущенную в первом слове. Почему буква а?
- Так как проверочное слово «забрал».
- Ребята, забрал, значит взял, а белка забралась, значит залезла. Какое проверочное слово у слова «забралась»?
-Пишем букву а, так как проверочное слово «забраться».
-Какую букву надо вставить в четвёртое слово, покажите.
-Какая буква пропущена в следующем слове, покажите. Как проверить это слово?
- Сочетание жи - ши пиши с буквой и. Буква и.
- Какая буква пропущена в следующем слове, покажите. Как проверить это слово?
- Проверочное слово холод, поэтому буква о.
- Какая буква пропущена в следующем слове, покажите. Как проверить это слово?
- Буква а, такая как проверочное слово «страшный».
- Какая буква пропущена в следующем слове, покажите.
- Прочитайте следующее предложение. Есть слова, которые надо проверять?
- Какая буква пропущена в следующем слове, покажите. Как проверить это слово?
- Проверочное слово «деревья», значит, пишу е.
- Какая буква пропущена в следующем слове, покажите.
- Ребята, какое правило помогло нам правильно вставить буквы в слова? Расскажите его ещё раз.
- Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
- Верно.
Итог: - Справились с заданием верно. Работали хорошо.
III.Каллиграфия.
Цель: - Свою работу мы продолжим в тетради. Сядьте правильно. Откройте тетради. Запишите число. Будем писать соединения со строчной буквой «п». (па, пу, пи, пы, по)
1. Запись.
- Посмотрите на доску, как написано у меня. Сядьте правильно. Запишите целую строчку.
- На следующей стоке, будем записывать слова с этими соединениями. Прочитайте первое слово, запишите. Прочитайте второе слово, запишите. Прочитайте третье слово, запишите. ( палка, пятница, пуговица) (Слова записаны на доске.)
- Первое слово с красной строки, с большой буквы, остальные слова через запятую. Запишите слово «пальто». Прочитайте на карточке. Проверьте, как вы записали.
- Запишите слово «помидор». Прочитайте на карточке. Проверьте, как вы записали.
- Запишите слово «пенал». Прочитайте на карточке. Проверьте, как вы записали.
- Запишите слово «погода». Прочитайте на карточке. Проверьте, как вы записали.
- Запишите слово «потом». Прочитайте на карточке. Проверьте, как вы записали.
- Запишите слово «праздник». Прочитайте на карточке. Проверьте, как вы записали.
Итог: -Поднимите руку те ребята, кто допустил ошибки при записи слов. Даня прочитай ещё раз это слово, постарайся запомнить, как оно пишется. А что необычно го увидели в своих записях? Правильно, эти слова начинаются на букву «п».
V.Физ. Минутка.
Цель: Чтобы работать дальше, необходимо отдохнуть.
Мы топаем ногами топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками хлоп, хлоп, хлоп.
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки разведём
И побежим бегом.
Итог: Молодцы! Тихо садитесь на место.
VI.Изучение нового материала.
Цель: Приступим к изучению нового материала. Научимся различать предлоги и приставки и правильно их произносить в речи и писать.
1.Наблюдение над предлогами и приставками.
- Что вы знаете о правописании приставок?
-Со словами пишутся слитно.
- Что вы знаете о предлогах?
- Со словами пишутся раздельно.
- Образуйте глагол с корнем – бег- и приставкой по- .
- Побежал.
- Составьте предложение с этим словом и предлогом по-.
- Заяц побежал по полю.
- Запишите предложение в тетрадь.
- Выделите приставку по- и предлог по подчеркните.
- Посмотрите на приставку и предлог. Какие они?
-Одинаковые.
- Какие ещё одинаковые приставки и предлоги вы знаете?
- В, за, по, под.
- Правильно! Откройте учебник на стр.145. Прочитайте правило про себя.
- Прочитаем правило вслух.
- В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.
- Посмотрите на наше предложение. Что такое предлог?
- По.
- Слово.
- Что такое приставка?
-Часть слова.
- Для чего служит предлог?
-Для связи слов.
- Для чего нужна приставка?
-Для образования слов.
- Как пишется приставка в слове побежал?
-Слитно.
- Как пишется предлог?
-Раздельно.
_ А как проверить написание предлогов и приставок?
- Писатьпо правилу.
- Можно ли вставить слово между предлогом по и словом полю?
-Да.
- Можно ли вставить слово между приставкой по- и корнем – беж-?
-Нет.
-Какой можно сделать вывод?
-Приставка- часть слова, пишется слитно.
-Предлог- это слово, пишется раздельно.
-Между предлогом и словом можно вставить слово.
Итог: -Вывод сделали правильный. Необходимо запомнить всё то, о чём мы говори
VII.Закрепление изученного материала.
Цель: -Для закрепления изученного материала выполним задания с доски.
Задание 1.
-Прочитайте первое предложение.
-Лодка отплыла от берега.
-Запишите предложение в тетрадь на следующей чистой строчке. Подчеркните предлог. Выделите приставку. Докажите, что в слове «отплыла» часть слова приставка.
- От- это приставка, так как между ними нельзя вставить слово.
-Прочитайте следующее предложение.
- Солнце зашло за тучу.
- Запишите предложение в тетрадь. Подчеркните предлог. Выделите приставку. Докажите, что в слове «зашло» часть слова приставка.
- Так как между словом и приставкой нельзя вставить слово.
- Прочитайте следующее предложение.
- Всадник слез с коня
- Запишите предложение в тетрадь. Подчеркните предлог. Выделите приставку. Докажите, что в слове «слез» часть слова приставка
-Между «с» и «лез» нельзя вставить слово.
Задание 2.
-Прочитайте предложение.
- Ваза сделана из …. стекла.(прозрачного)
- Спишите предложение, вставляя по смыслу слово между предлогом и словом, к которому он относится. Подчеркните предлог. Докажите, что это предлог.
- Между предлогом и словом можно вставить слово.
- Прочитайте предложение.
-Машина подъехала к ….. дому. (кирпичному)
- Спишите предложение, вставляя по смыслу слово между предлогом и словом, к которому он относится. Подчеркните предлог. Докажите, что это предлог.
- Между словами «к» и «дому» можно вставить другое слово.
3.Выполнение упражнения 342.
- Найдите в учебнике упражнение 342.
– Прочитайте текст.
- Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Они взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андреё, ас ним его сынишка Володя. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и запустили сети. День был солнечный. Всем было весело.
- Прочитайте задание.
- Определи тему текста. Озаглавь его. Найди в тексте слова с приставками. Докажи, что это приставки. Найди слова, которые употреблены с предлогами. Спиши текст. Выдели приставки, подчеркни предлоги.
- Какова тема текста?
- Рыбалка.
- Мальчики ловили рыбу.
- Как озаглавить текст?
- Рыбалка.
- Рыбаки.
- Запишите в тетради слово «упражнение». На следующей строке название текста «Рыбалка».