Размещено: Любовь Алексеевна Павлова - пт, 17/02/2012 - 14:58
О работе муз работника в речевой группе.
Необходимо помнить, что дети с тяжелыми нарушениями речи часто бывают нервными рассеянными заторможенными или наоборот слишком возбудимыми с нарушениями координации равновесия. Поэтому нагрузка на занятиях с детьми речевых групп снижается, а задачи облегчаются. Важнейшей задачей муз руководителя является формирование у детей двигательных умений как основы коррекции речевых нарушений. Эта работа осуществляется в двух направлениях:
1. Коррекция и развитие неречевых процессов у детей с речевой патологией – развитие слухового внимания слуховой памяти – развитие чувства ритма и темпа – развитие мимики и пантомимики - развитие координации движений - развитие оптико-пространственных представлений – развитие личностных качеств.
2. Коррекция речевых нарушений и развитие речи - развитие просодических функций речи (речевое дыхание интонационная выразительность) – развитие орального праксиса (артикуляции мимики) - развитие чувства ритма и темпа .
Формы музыкально-коррекционной работы:
Музыкальные занятия с элементами логоритмики два раза в неделю . Досуги - один раз в неделю
Подгрупповая работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми по мере необходимости. Основу занятий составляет синтез слов музыки и движений. Движения сочетаются с ритмической речью пением игрой на музыкальных инструментах. Используются следующие средства:
• Ходьба и маршировка в различных направлениях
• Общеразвивающие коррекционные упражнения, направленные на – укрепление мышц спины плечевого пояса стоп – развитие функции равновесия - формирование правильной осанки
• Упражнения и игры для развития общей и мелкой моторики
• Упражнения и игры для развития мимики и пантомимики
• Упражнения для активизации внимания
• Ритмические упражнения
• Пение
• Слушание музыки
• Подвижные игры: с умеренной тонизирующей тренирующей нагрузкой с элементами спорта
• Упражнения и игры для развития творчества
Об утренниках.
Если в массовых детсадах в первом квартале начинается активная подготовка к праздникам в речевой группе, такая работа не может проводиться т.к. в группах с дизартрией и ОНР речевые расстройства столь значительны, что дети не могут (и не должны пока) справиться с требованиями программы массового детсада. Отбирая песни пляски, стихи необходимо учитывать, насколько они близки и доступны по содержанию и соответствуют их речевым возможностям и навыкам. Выступать на празднике должны все дети. Если из-за ограниченных возможностей речевого общения ребенок не может участвовать в инсценировке - ему подбирается доступное стихотворение или загадка. Если у ребенка недостаточно автоматизированы звуки, то он может выступать в хоровом чтении, принять участие в обыгрывании безречевой роли. Для детей, которые принимают пассивное участие в празднике, он имеет психотерапевтическое и ободряющее значение стимулирует к речевой активности. У них появляется желание подражать товарищам.