Submitted by Наталья Викторовна Максимова on Wed, 15/02/2012 - 23:23
Начинается интеллектуальный марафон…
В нашей школе в течение ряда лет проводится замечательная познавательная игра – интеллектуальный марафон. В ней принимают участие ребята 3-11 классов. Эта игра помогает нашим воспитанникам проявлять свои умственные способности, формировать у них стремление к умственному развитию, к самосовершенствованию, к реальной самооценке, развивает положительную учебную мотивацию.
Для каждой параллели были предложены вопросы по предметам, изучаемым ребятами в школе: русскому языку и литературе, истории, математике, иностранному языку, биологии, химии, физике, географии.
Дидактический материал для учащихся составляется педагогами школы с учётом возрастных особенностей учащихся, включает в себя задания различной трудности с той целью, чтобы каждый учащийся, выразивший желание участвовать в марафоне, мог получить хотя бы минимальное количество баллов. Учителя-словесники для подготовки заданий использовали различные занимательные пособия по русскому языку и литературе, а также «олимпиадные» задания городского тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе. Содержание заданий дало возможность педагогам оценить умственные способности учащихся, свойства их мышления, памяти, воображения, эрудицию. Большая часть заданий была интересна для детей, занимательна, содержала элементы парадоксальности, проблемности.
Интеллектуальный марафон в нашей школе проводится так. Начинается игра с общей линейки, на которой выступает организатор марафона и каждому участнику раздаются «бегунки», содержащие следующую информацию: фамилию и имя участника, класс, в котором он учится, список предметов, по которым учащийся может показать свои знания, и номера кабинетов, где проводятся «испытания» по предметам. Руководит каждой предметной «станцией» учитель-предметник. Он сразу же обрабатывает результаты.
Каждый участник марафона выбирает для себя сам, в какой кабинет пойти и на какие вопросы он будет отвечать: ученик может показать свои знания по всем образовательным предметам, а может выбрать лишь некоторые из них. Определяется также время проведения марафона. Начинается и заканчивается познавательная игра по школьному звонку.
Результаты интеллектуального марафона подводим в этот же день, и на линейке, которой заканчивается марафон, награждаем победителей. Подвести итоги марафона так быстро помогает инициативная группа, состоящая из старшеклассников школы. Во время марафона они постоянно обходят кабинеты и берут результаты выступлений участников у учителей. Данные результаты заносятся в компьютер и сразу же обрабатываются.
Педагоги отмечают интерес детей к этому мероприятию, их стремление получить максимальное количество баллов на всех этапах.
В данной статье представлены некоторые дидактические материалы по русскому языку и литературе, которые были подготовлены членами методического объединения учителей-словесников и использованы на познавательной игре «Интеллектуальный марафон». Хочу ими поделиться с коллегами, так как считаю, что этот материал может быть использован на различных внеклассных мероприятиях по русскому языку и литературе, а также на уроках.
Дидактический материал
Русский язык
5 класс
№ 1 Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова ЗВЕРЬ, второй звук от словаПЯТНО, звук, который повторяется дважды в слове ВОКРУГ, и безударный гласный от слова СВЁКЛА. Какое слово у вас получилось?
Подберите к нему не меньше 5 однокоренных слов.
№ 2Запишите слова, лексическое значение которых дано ниже.
1. Место на реке, где её можно перейти.
2. Отверстие вулкана.
3. Наука о небесных светилах.
4. Место, в котором улицы сходятся и расходятся.
5. Речь, произнесённая одним человеком.
№ 3Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя и Сева. Как их будут звать, когда они вырастут (назовите их полное имя).
№ 4Укажите части речи, к которым может относится слово ЖГУТ. Приведите примеры словосочетаний или небольших предложений, иллюстрирующих ваш ответ ( по 1 примеру).
№ 5 Определите, сколько раз встречается в предложениях:
звук [ж] - Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
звук [ш] - Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
звук[т] - Директор предприятия подписал документ, отдал его представителю подшефной фабрики.
№ 6Слово КОЛО в древнерусском языке означало окружность, обод, обруч. Запишите 10 русских слов, образованных от этого корня.
Ответы
№ 1Получилось слово РЕКА. Однокоренные слова: речной, речушка, речник и т.д.
№ 1Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина:
…Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт.
№ 2Какое из существительных (МАСТЕР, ДОКТОР, ДИРЕКТОР, ИНЖЕНЕР, ПРОФЕССОР) в именительном падеже множественного числа имеет окончание – Ы?
№ 3Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения точно такие же, как в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи
Сурепая рашка зажугила квинячий торщ.
№ 4На вопрос матери: «Эти тарелки чистые?» - дочка ответила четырьмя местоимениями (но это лишь одно слово). Что именно она сказала?
№ 5Составьте небольшие предложения со словом ЯЗЫК, но так, чтобы оно было разными членами предложения.
№ 6Можно ли вне текста определить часть речи данных слов: ПРОРЫВ,МАССА, ВЫПИЛИ, СТИХ, ПОКРОЙ? Обоснуйте своё мнение и приведите примеры.
№7 Запишите примеры предложений, в которых словосочетание ВДВУХ СЛОВАХ
1) было бы употреблено в прямом значении;
2) являлось бы фразеологическим оборотом.
№8 Какой смысл приобретут слова БЛОК, НАПОЛЕОН, РОЗА, ОРЁЛ, ДЕСНА, если их записать с большой буквы?
№9 Запишите каждое из следующих предложений, исправив речевые и грамматические ошибки:
1. Вини-Пух громко пел песенку, который уже поднялся к дуплу.
2. Вечером стало холодно, поэтому пришлось одеть пальто.
Ответы
№ 1Витязи – воины, четами – парами, сединами – седыми волосами, ко граду – к городу
№ 2Инженеры
№ 3 прил сущ глаг прил сущ
Сурепаярашказажугилаквинячийторщ.
№ 4Вымыты
№ 5Дети приводят примеры
№ 6 Нет, нельзя, так как эти слова могут быть как существительными, так и глаголами.
№ 7 В двух словах Петя сделал целых 4 ошибки.
Я расскажу вам об этом быстро, в двух словах.
№ 8 Блок – фамилия русского поэта.
Наполеон – имя великого французского императора.
Роза – женское имя.
Орёл – название города.
Десна – название реки.
№ 9 1. Вини-Пух, который уже поднялся к дуплу, громко пел песенку.
2. Вечером стало холодно, поэтому пришлось надеть пальто.
7 класс
№ 1Прочитайте три утверждения, которые даны под буквами А, Б, В, и из списка слов выберите те, которые опровергают данные утверждения.
А. Корень – это такая часть слова, которая непременно присутствует в этом слове.
Б. Окончание – это такая морфема, которая находится в конце слова.
В. Приставка всегда стоит в начале слова.
Список слов:Воздухоочиститель, вынуть, проколоть, разгорелась, сероводород, холодок
№ 2Исправьте предложения с речевыми ошибками. Запишите правильный вариант.
1. Вот такой случай случился в семье Петровых.
2. В селе у бабушки самым приятным местом для всех ребят там была речка.
3. Для построения романа автор использует композицию.
4. Сад полон дождливой влаги.
5. Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр.
№ 3Слова каких знаменательных частей речи могут заканчиваться на –Ь? Приведите примеры – по одному на каждую часть речи. (Допустимы любые формы слов)
№ 4Какие из прилагательных, обозначающих основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный и т.д.), можно считать однозначными словами? Подтвердите свой ответ примерами, которые доказывают, что все остальные прилагательные – многозначные слова.
№5 Запишите фразеологизмы-антонимы к следующим выражениям: на словах; засучив рукава; превозносить до небес; одержать победу; на вес золота
№7Распространите предложения ( подберите к причастиям как можно больше зависимых слов) 1.Растаяли висевшие сосульки. 2.Расползлись потемневшие сугробы.
№8Придумайте и запишите по два слова с указанными ниже морфемами (частями слов). Укажите часть речи, к которой относится каждое слово.
1.–ащ- 2. –вш- 3. –ешь- 4. –ость-
№9Исправьте речевые ошибки в каждом из следующих предложений.
1. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.
2. Генерал взял мальчика на воспитание, но по дороге он заболел.
3. У ворот стоял пожилой старик и смотрел на дорогу
Ответы
№ 1 А. Вы+ну+ть (-ну- - это суффикс)
Б. Раз+гор+е+л+а+сь (-а – это окончание, оно находится не в конце слова)
В. Воздух+о+чист+и_тель (-о- - это приставка, она находится в середине слова)
№ 4К каким частям речи могут относиться слова: ДАЛИ, ПРОСТОЙ, МОРОЖЕНОЕ, УСТАВ, СВЕЖО? Составьте словосочетания или небольшие предложения, поясняющие ответ.
№ 5Укажите, какие варианты расстановки знаков препинания могут быть в предложении «ВНЕЗАПНО ПРОСНУВШИСЬ СРЕДИ НОЧИ В ИСПУГЕ ВСКОЧИЛ ОН С ПОСТЕЛИ».
№ 6Объясните лексические значения следующих слов иноязычного происхождения: МАРКЕТИНГ, СИТУАЦИЯ, МИССИЯ, ДЕБАТЫ, КОРРУПЦИЯ
№ 2ЗАВОД, НОРКА. С каждым из этих слов составьте не менее 2 словосочетаний, употребив их в различных лексических значениях.
№ 3Составьте словосочетания или предложения, иллюстрирующие различные написания:
С ПЛЕЧА – СПЛЕЧА, НА ЧИСТОТУ – НАЧИСТОТУ
№ 4В каждом пункте вместо многоточия вставьте слово, которое могло бы означать то же самое, что и слова, стоящие в скобках:
1. (ГРИМАСА) - … - (СНАРЯД)
2. (РУКА) - … - (ГРОЗДЬ)
3. (ДОЛЖНОСТЬ) - … - (ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ПИЩИ)
№ 5Подберите русские пословицы, поговорки или фразеологические обороты, сходные по смыслу со следующими пословицами и поговорками, кратко сформулируйте их обобщенный смысл:
1. И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинский)
2. Быть под большим пальцем (у кого-либо) (английский)
3. Это пока еще написано на звездах (немецкий)
4. Когда на ладони вырастут волосы (польский)
№ 6Составьте предложение с однородными членами, употребив в качестве обобщающего слова УЧЕНЫЕ – ЯЗЫКОВЕДЫ.
№ 7 Покажите, какие звуки обозначаются выделенными буквами в словах:
№ 1 Отгадайте, из каких сказок А.С.Пушкина эти отрывки:
А)Вот проходит восемь дней.
А от войска нет вестей.
Было ль, не было ль сраженья,
Нет Дадону донесенья.
Б)От первого щелка
Подпрыгнул поп до потолка.
От второго щелка
Лишился поп языка.
В)На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркалом своим,
Перемолвилася с ним.
Г)Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Ещё пуще старуха бранится
№ 2Напишите не менее 2 четверостиший о каком-либо времени года. Укажите автора.
№ 3Соотнесите автора и произведение:
«Аленький цветочек»
«Стрекоза и Муравей»
«Дядя Фёдор, пёс и кот»
«Огниво»
«Муму»
Андерсен
Аксаков
Успенский
Крылов
Тургенев
№ 4
Сказка, загадка – это жанры устного народного творчества. Какие ещё жанры фольклора вы знаете?
Ответы
№ 1 А) «Сказка о золотом петушке»
Б) «Сказка о попе и его работнике Балде»
В) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Г) «Сказка о рыбаке и рыбке»
№ 2Запись четверостиший по выбору учащихся
№ 3 Крылов «Стрекоза и Муравей»
Андерсен «Огниво»
Аксаков «Аленький цветочек
Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
Тургенев «Муму»
№ 4Потешки, частушки, былины, сказы и т.д.
6 класс
№ 1Вставь пропущенные слова:
1. «……….. и сорок разбойников»
2. «Мы с ………… (имя девочки) ходим парой»
3. «Белеет парус …………..»
4. Ганс Христиан …………..
5. …………….. Юрьевич Лермонтов
№ 2Перечисли известные тебе литературные ЖАНРЫ (не менее 5).
№ 3Какие существа олицетворяют нечистую силу в мифологии (и сказках) древних славян? Перечисли. В творчестве каких русских писателей и поэтов можно найти эти образы? Обязательно напиши названия произведений.
№ 4В какую сказку надо вернуть эти вещи:
А) подснежники, собранные зимой;
Б) волшебное зеркальце, умеющее говорить;
В) старое разбитое корыто;
Г) кольчуги из крапивы.
Не забудьте написать авторов сказок!
№ 5Знаете ли вы басни И.А.Крылова? Назовите басни, из которых взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы:
А) У сильного всегда бессильный виноват.
Б) Ты всё пела? Это дело, так поди же попляши!
В) А Васька слушает да ест.
Г) Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!
Д) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
№ 6Какое слово складывал Кай, находясь во дворце Снежной королевы (сказка Андерсена «Снежная королева»)?
№ 3Чёрт, ведьма, леший, русалка, кикимора, водяной, бес, домовой, Баба – Яга, Кощей Бессмертный, злыдни, вий и др. Эти образы встречаются в произведениях А.С.Пушкина («Сказка о попе и о работнике его Балде», стих-е «Бесы» и др.), Н.В.Гоголя («Ночь перед Рождеством», «Вий», «Майская ночь, или Утопленница» и др.). Может быть, ребята вспомнят и другие произведения других авторов.
№ 4 А) Падчерице (Маршак «Двенадцать месяцев»)
Б) Царице-мачехе (Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
В) Старухе ( Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» )
Г) Братьям-лебедям (Андерсен «Дикие лебеди»)
№ 5 А) «Волк и Ягнёнок» Б) «Стрекоза и Муравей» В) «Кот и Повар»
Г) «Слон и Моська» Д) «Лебедь, Рак и Щука»
№ 6Слово «вечность»
№ 7А) Золушке (Андерсен «Золушка»)
Б) Царице-мачехе (Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
В) Старухе ( Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» )
Г) Братьям-лебедям (Андерсен «Дикие лебеди»)
Д) Падчерице (Маршак «Двенадцать месяцев»)
№ 8Не менее 4 героев.
7 класс
№ 1Какие выражения и слова из различных литературных произведений, ставшие крылатыми, ты помнишь. Приведи как можно больше примеров.
№ 2Почему повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» называют героической?
№ 3Какие строки М.Ю.Лермонтова будут повторять защитники Москвы во Время Великой Отечественной войны?
№ 4Перед вами фамилии известных писателей и имена героев их произведений. Запиши имена героев и рядом укажи фамилию автора этого произведения.
1. Немой Герасим
2. Степан Калашников
3. Кузнец Вакула
4. Маша Троекурова
5. Демьян, который сварил уху
1. Н.В. Гоголь
2. А.С. Пушкин
3. М.Ю. Лермонтов
4. И.А.Крылов
5. И.С. Тургенев
№ 5Приведите одну или более строчек из стихотворения, где употребляется слово Россия или Русь
№ 6Знаете ли вы детских писателей? Назовите их (не менее пяти), укажите произведения, которые они написали.
№ 7Кто рассказал нам об этих героях?
· Муму
· Степан Калашников
· Валек и Маруся
· Остап и Андрий
· Николенька Иртеньев
Ответы
№1 Примеры крылатых выражений
№ 2Повесть названа героической, так как Н.В.Гоголь показал в ней самоотверженную борьбу украинского народа против «шляхтичей». Также нарисован образ героя – Тараса Бульбы.
№ 3«Ребята! не Москва ль за нами? Умрём же под Москвой…»
№ 4 Немой Герасим - Тургенев
Степан Калашников - Лермонтов
Кузнец Вакула - Гоголь
Маша Троекурова - Пушкин
Демьян, который сварил уху – Крылов
№5Примеры 3 стихотворений, где есть строки со словами Русь, Россия
№ 6Не менее пяти верных ответов
№ 7
Тургенев «Муму»
Лермонтов «Песня про купца Калашникова…»
Короленко «Дети подземелья»
Гоголь «Тарас Бульба»
Л.Толстой «Детство». «Отрочество». «Юность»
8 класс
№ 1Догадайся, какие известные русские пословицы имеют следующие «перевёртыши»:
А) С леностью достанешь птицу с дерева.
Б) Отдых – ягнёнок, из поля прибежит.
В) Долгожданный хозяин лучше русского.
№ 2Вспомни авторов повестей с названием «Детство». Какие ещё повести входят в трилогию каждого писателя?
№ 3Когда и в связи с чем В.А.Жуковский подарил А.С.Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя»?
№ 4Процитируйте (не менее 4 строк) известное вам стихотворение А.С.Пушкина. О чём рассказывается в нём? Почему вы помните эти строки наизусть?
№ 5Перечислите жанры фольклора ( не менее 5 )
№ 6«Береги честь смолоду» - к какому произведению в качестве эпиграфа взял эти слова А.С.Пушкин? Кто из героев следует этой пословице? Ответ поясните.
Ответы
№ 1 А) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Б) Работа не волк – в лес не убежит.
В) Незваный гость хуже татарина.
№ 2Л.Н.Толстой и М.Горький.
У Толстого – «Отрочество» и «Юность», у Горького – «В людях» и «Мои университеты».
№ 3В 1820 году после публикации поэмы «Руслан и Людмила».
№ 4Цитирование строк А.С.Пушкина. Пояснение, почему запомнились эти строки.
№ 5 Сказка, былина, частушка и т.д.
№ 6К «Капитанской дочке», герой Гринёв
9 класс
№ 1Соотнеси название литературных мест России с фамилиями русских писателей.
а) Холмогоры а) М.Ю.Лермонтов
б) Михайловское б) Максим Горький
в) Полтавщина в) М.В.Ломоносов
г) Тарханы г) А.С.Пушкин
д) Нижний Новгород д) Н.В.Гоголь
№ 2Какому историческому событию посвящены следующие произведения указанных авторов?
№ 4Соотнеси фамилии великих русских композиторов с названиями опер, написанных по известным литературным произведениям писателейXIXвека.
А) Н.С.Римский-Корсаков а) «Руслан и Людмила»
б) М.П.Мусоргский б) «Снегурочка»
в) М.И.Глинка в) «Борис Годунов»
№ 5Из каких произведений русских писателей и поэтов взяты эти крылатые слова? Не забудьте назвать автора!
А) Лёгкость в мыслях необыкновенная.
Б) Мы все учились понемногу…
В) У сильного всегда бессильный виноват.
Г) И крестьянки любить умеют!
Д) И какой же русский не любит быстрой езды!
№ 6Дайте определение какого-либо изобразительно-выразительного средства языка. Приведите не менее 2 примеров использования этого средства в произведениях русских писателей.
№ 7Кем написаны наиболее прижизненные портреты А.С.Пушкина?
№ 8Какие произведения М.Ю.Лермонтова вам известны?
Ответы
№ 1а – в, б – г, в – д, г – а, д – б.
№ 2 1. Отечественная война 1812 года.
2. Восстание декабристов 1825 года.
3. Отечественная война 1812 года.
№ 31 – в, 2 – б, 3 – в, 4 – г.
№ 4 а – б, б – в, в – а.
№ 5 А) Гоголь «Ревизор»
Б) Пушкин «Евгений Онегин»
В) Крылов «Волк и Ягнёнок»
Г) Карамзин «Бедная Лиза»
Д) Гоголь «Мёртвые души»
№ 6Кипренский, Тропинин
№7 Не менее 3 верных названий
10 класс
№ 1Назовите несколько исторических фигур, которые упоминаются в произведениях А.С.Пушкина. В каких именно произведениях?
№ 2Установите соответствия:
1) 1783 – 1852 а) Н.В.Гоголь
2) 1809 – 1852 б) М.Ю.Лермонтов
3) 1799 – 1837 в) В.А.Жуковский
4) 1734 – 1816 г) А.С.Пушкин
5) 1814 – 1841 д) Г.Р.Державин
№ 3Прочитайте предложенные вам определения и скажите, о каких литературоведческих понятиях идет речь?
1) Исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения – …
2) Последовательная связь описания событий в произведении – …
3) Эпический прозаический жанр, для которого характерны достаточно развернутый событийный ряд, представляющий в действии нескольких персонажей на более или менее значительном отрезке времени – …
4) Пространственное высказывание персонажа, обращенное к собеседнику или самому себе – …
5) Выразительное средство языка, обозначающее перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства – …
№ 4В центральном эпизоде пятой главы «Евгения Онегина» Пушкин пишет:
«…И снится ЧУДНЫЙ сон Татьяне…»
1) Почему А.С.Пушкин назвал сон героини «чудным»?
2) Составьте синонимичный ряд этого слова (не менее 5 синонимов).
3) Назовите автора и произведения литературы, в которых используется мотив сна (не менее 2)
№ 5Найдите терминологические и фактические ошибки в данном суждении, подчеркните эти слова:
В драме А.С.Пушкина «Горе от ума» кульминация композиции происходит в пятом действии, когда Чацкий восклицает: «Прощай, Россия! Страна рабов, страна господ!»
Запишите это высказывание, исправляя ошибки.
№ 6Можете ли вы назвать крылатые выражения, пришедшие к нам из произведений русской и зарубежной классической литературы? Из какого произведения эти слова?
№ 4Сон назван «чудным», потому что этот сон предрекает будущие события в романе: дуэль, смерть Ленского – это аллегорическая сцена, т.к. она изображает сущность уездного дворянства и характеризует положение Татьяны в этом обществе, её состояние.
В.Жуковский «Людмила», А.Пушкин «Капитанская дочка», Н.Гоголь «Невский проспект» (не менее 2)
№ 5В 1)драме 2)А.С.Пушкина «Горе от ума» 3)кульминация композиции происходит в 4)пятом действии, когда Чацкий 5)восклицает:«Прощай, Россия! Страна рабов, страна господ!»
Высказывание без ошибок:
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» кульминация происходит в четвертом действии, когда Чацкий восклицает: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок…»
ИЛИ
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» кульминация происходит в четвертом действии, когда Чацкий покидает дом Фамусова.
№ 6Не менее 3 верных ответов
11 класс
№ 1Из какого произведения эти строки? Назовите автора данного произведения.
А) Мысль изреченная есть ложь…
Б) Гений и злодейство – две вещи несовместные
В) Что имеем, не храним, потерявши – плачем
Г) Услужливый дурак опаснее врага.
№ 2«Мы все глядим в Наполеоны…» - к кому из героев русской литературы 19 века можно отнести эти слова? Ответ поясните.
№ 3Соотнесите автора и название произведения.
Чехов «Маки»
Некрасов «Квартет»
Жуковский «Фрегат «Паллада»
Лермонтов «Железная дорога»
Анненский «Мцыри»
Гоголь «Дама с собачкой»
Гончаров «Светлана»
Крылов «Нос»
№ 4А.С.Пушкин считается основоположником русского литературного языка. Однако всегда ли нам понятны его стихи? Вам представлены цитаты из произведений А.С.Пушкина. Определите значение выделенных слов в данном контексте и выберите необходимый вариант:
1) «Оставьте красный мне колпак,
Пока его за прегрешенья
Не променял я на шишак…»
а) кукиш в) саван б) меч г)шлем
2) «Был тулуп, да что греха таить?
Заложил вечор у целовальника:
Мороз показался не велик…»
а) брадобрей в) служитель церкви б) продавец вина
г) проходимец
3) « Любимцы счастья, наперсники судьбы
Смиренно ей несут любовные мольбы…»
а) властители б) грешники в) любимцы г) денщики
4) «Блажен в златом кругу вельмож
Пиит, внимаемый царями…» а) поэт б) хмельной напиток в) монах
г) благочестивый человек
5) «Но фрунт герою надоел, -
Теперь коллежский асессор…»
а) труд б) доклад в) щеголь г) войсковой строй
№ 5Дорога – это древний образ – символ. В языке выражение «жизненный путь» - пространственно – временная метафора. Дорога символизирует жизнь в её развитии.
В каких произведениях присутствует мотив дороги? Назовите как можно больше (около 10) произведений и их автора.
№ 6Перечислите все известные вам языковые средства, используемые И. Буниным в стихотворении «Старая яблоня». В качестве подтверждения приводите примеры из текста.
На: Начинается интеллектуальный марафон
Спасибо за материал. Очень интересные задания. Отдельное спасибо, что указали ответы.
С уважением Григорьева Елена