Эта инсценировка может применяться в любом классе на уроках математики.
I. Подготовительный период.
На подготовительном периоде назначается старший консультант. Назначаются также старшие консультанты по рядам.
Все остальные учащиеся могут быть разделены на две половины. Одна из них консультанты, другая – ученики. Можно проводить инсценировку и без такого деления.
Работа на уроке.
1. К доске вызывается ученик с консультантом. Если позволяет пространство класса, то можно вызвать и три пары. Вызванные ученик и консультант сдают свои тетради с домашними заданиями консультанту своего ряда. Каждая такая пара получает задание на карточке или по учебнику и начинает работать.
Ученик выполняет задание, а консультант внимательно следит и в случае необходимости подсказывает алгоритмы решения задачи и т. п.
2. Одновременно с работой ученических пар у доски может проводиться фронтальный опрос учащихся, сидящих на своих местах.
Можно вместо фронтального опроса дать учащимся работу по карточкам на месте.
Итак, одновременно работают пары у доски, на своих местах, консультанты ряда проверяют домашние работы вызванных к доске учащихся, отвечают на вопросы учащиеся своего ряда, старший консультант класса наблюдает за работой, отвечает на вопросы учащихся и консультантов ряда.
3. Минут через 7-10 работа останавливается. Консультант даёт оценку работе учащегося, с которым он сотрудничал. В оценке отмечается степень самостоятельности, точность ответов на вопросы.
Учащемуся, отвечающему у доски, итоговая отметка выставляется на основе отметки, выставленной консультантом ряда за домашнюю работу, и отметки консультанта за ответ у доски.
4. После этого выставляется отметка консультанту у доски. Она складывается из отметки за домашнюю работу и за ответы на вопросы консультанта ряда. Вопросы могут задавать и педагог, и консультант класса.
5. Консультант класса может быть опрошен педагогом до занятия.
Цепочка(отработка умений)
Цели:
Отработка умений решать задачи.
Формирование умений сотрудничать.
Формирование сплочённости класса.
Подготовительный этап.
На этом этапе педагог готовит карточки. Их может быть сколько угодно
(2 варианта, 4 варианта и т. д.).
Все учащиеся получают карточки. На первом этапе они выполняют задания самостоятельно. Учитель выступает в роли консультанта. Если кто-то из учащихся успешно выполнил задания, то учитель привлекает его к консультированию других учащихся. Этот этап работы длится до момента полного выполнения заданий.
После выполнения индивидуальных заданий учащиеся начинают работать в парах. Кто-то из учащихся в паре объясняет решение первого задания своей карточки. Второй учащийся слушает.
Затем второй учащийся в каждой паре объясняет решение первого задания своей карточки, первый учащийся слушает.
После этого учащиеся обмениваются карточками, и каждый из них второе задание карточки соседа выполняет самостоятельно. Если нужна помощь, то ученик может её получить от соседа, т. к. тот знает эту карточку или от учителя, который выступает в роли консультанта.
Ученики проверяют вторые задания друг друга и, если требуется, объясняют друг другу до полного усвоения. Так как пары могут выполнять задания в разном темпе, для заполнения паузы в карточке может быть третье (или четвёртое) задание.
Рассмотрим пример приёма «цепочка», когда используются вариационные пары. Класс разбивается на группы (по 4 человека). Каждый член группы получает и выполняет своё задание, анализирует вместе с учителем. Затем проводит взаимообучение с остальными тремя членами группы.
Примерные карточки:
Вариант I- более простой, вариант VI-более сложный.
Iэтап.Все учащиеся получают карточки и решают их самостоятельно. Если кто-то из учащихся успешно выполнил задания, то он привлекается к консультированию других учащихся. Работа длится до момента полного усвоения материала заданий.
Ц. У.: Ребята сейчас вы рассядетесь по группам (группы были сформированы ранее) и получите каждый свою карточку. Вам необходимо выполнить задания самостоятельно.
Я сегодня выступаю в роли консультанта, т.е. я буду консультировать вас, давать советы, разъяснения по тем вопросам, которые у вас возникнут в ходе работы.
IIэтап. После выполнения индивидуальных заданий, учащиеся начинают работать в парах. Проводят взаимообучение с остальными тремя товарищами в группе. Один из учащихся в группе объясняет решение первого задания. Второй –слушает. Потом они меняются ролями. Первый - объясняет, второй - слушает.
Ц. У.: А сейчас, ребята, в своей группе разбейтесь на пары. Один из вас будет учителем. Ему надо объяснить партнёру решение первого задания своей карточки. Потом вы меняетесь ролями и тот кто был учителем становится учеником.
Кому не понятно, что нужно сделать? Приступили к работе.
Ц.У.: На этом этапе вы обмениваетесь карточками и каждый из вас выполняет задание № 2 в карточке соседа. Если вам нужна помощь, то вы сможете её получить от соседа, т.к. он знает эту карточку, или от консультанта, т.е. от меня. Желаю успеха.
IIIэтап. Ученики проверяют задания № 2 друг у друга и, если требуется, объясняют друг другу до полного усвоения. Т. к. пары могут выполнять задания в разном темпе, для заполнения паузы в карточке есть третье задание, над которым надо подумать.
Ц. У.: Ребята, в роли учителя побывали все при объяснении своих заданий, но учитель не только объясняет материал, но проверяет решение. Ваша задача – проверить задания под № 2 друг у друга и поставить за работу оценку. Общая оценка будет выставляться консультантом. Она будет состоять из ваших оценок и оценки за Д/з.
IVэтап.:А теперь, ребята, сдайте тетради с домашней и классной работой.