Цель урока:Систематизировать, обобщить и закрепить знания
учащихся о материке Австралия.
Задачи урока:
I. Образовательные:
1). Закрепить общие представления о материке посредством выделения особенностей её географического положения, изрезанности береговой линии, климата, природных условий, занятий коренного населения.
2). Закрепить первичные навыки работы с географической картой посредством показа объектов на физической карте и нанесения объектов на контурную карту.
3). Закрепить знания о растительном и животном мире материка посредством выделения особенностей видового разнообразия флоры и фауны Австралии.
II. Коррекционно-развивающие:
1). Коррекция и развитие процессов анализа и синтеза посредством установления взаимосвязи между особенностями климата и водным режимом рек и озёр, особенностями поверхности материка с опорой на фактический материал, на работу с физической картой.
2). Совершенствовать навыки монологической речи школьников при выполнении различного рода заданий.
3). Расширять и активизировать словарный запас учащихся через закрепление новых названий и терминов.
4). Корригировать слуховое и зрительное восприятие в процессе работы с географической картой и контурными картами, иллюстрациями растений Австралии.
5). Тренировать вербальную и зрительную память через запоминание новых названий растений и животных .
III. Воспитательные:
1). Воспитывать умение работать в парах, в микрогруппах, в команде.
2). Воспитывать умение оценивать уровень своих знаний, чувство ответственности, взаимопомощи.
3). Воспитывать любовь к природе Земли, формировать представление о единстве экосистемы планеты.
4). Воспитывать толерантное отношение к людям с другим цветом кожи, другим образом жизни, со своими обычаями и традициями.
5). Повышать интерес к предмету путём проведения нестандартных форм урока.
Форма проведения урока
1). Урок – виртуальное путешествие.
2). Работа в парах, в микрогруппах, в команде, в коллективе.
Тип урока.
Урок систематизации и закрепления знаний.
Оборудование:
1. Физическая карта Австралии
2. Контурные карты.
3. Игровое поле.
4. Раздаточный материал.
5. Карточки – задания.
6. Плакаты.
7. Портреты известных путешественников.
8. Вопросы для викторины.
9. Материалы для дидактической игры «Что лишнее?»
10. Маршрутные листы.
11. Магнитная доска.
12. Материалы кроссворда.
13. Иллюстрации растительного мира.
14. Конверты.
15. Чёрная коробочка с кусочком кораллового рифа.
16. Переносные доски.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
1). Проверка готовности учащихся к уроку.
2). Проверка наличия на партах дидактического, раздаточного и наглядного материала.
II. Вводная часть урока.
Учитель говорит о том, что сегодня необычный урок. Мы совершим виртуальное путешествие на тему: «Этот удивительный материк Австралия». Поговорим о том, чем же интересен, необычен, удивителен материк Австралия. Наше виртуальное путешествие мы будем совершать по заранее продуманному маршруту-плану. Цель путешествия - закрепление знаний о материке.
На основной доске вывешена карта «Австралия» сбоку, на этой же доске – маршрут нашего путешествия. План урока представлен маршрутными листами в следующем порядке:
1). Географическое положение.
2). Очертание берегов.
3). Климат, реки и озёра, особенности природы.
4). Поверхность.
5). Растительный мир.
6). Животный мир.
7). Государство и население.
III. Основная часть урока.
Первый маршрутный лист
«Географическое положение Австралии».
Задание № 1.
Учитель сообщает некоторые сведения о материке, учащиеся должны согласиться или опровергнуть эти сведения, обосновав свои ответы. Если учащиеся считают, что учитель дал им неверные сведения, то они должны дать правильный ответ.
Сведения, данные учителем.
1. Австралия – самый большой материк (нет).
2. Австралия расположена в западном полушарии к северу от экватора (нет).
3. Австралия омывается водами Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов (нет).
4. В переводе с латинского название «Австралия» означает «южный» (да).
5. За свои небольшие размеры Австралию называют «материк – остров». (да).
6. Австралию открыли раньше других материков. (нет).
Задание № 2.
На переносной доске вывешены портреты известных путешественников, географов, мореплавателей.
Учащимся предлагается карточка – задание (для каждого ученика), на которой записаны имена: Фернан Магеллан, Джеймс Кук, Христофор Колумб, Френсис Дрейк, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Абель Тасман.
Глядя на изображения известных путешественников, с которыми учащиеся были ранее ознакомлены, они должны подчеркнуть имена тех людей, которые в разные времена исследовали побережье Австралии, осваивали южные моря, изучали острова.
Задание проверяется.
-- комментарии учителя—
Задание № 3.
На переносной доске плакат:
17 век АбельТасман о. Новая Гвинея
18 век Джеймс Кук о. Тасмания
19 век Н.Г.Миклухо-Маклай о-ва Новая Зеландия
Учащиеся стрелками указывают, кто из этих путешественников изучал определенную территорию.
Это задание учащиеся выполняют в микрогруппах, куда входят сильные. средние и слабые учащиеся одновременно. Происходит свободное обсуждение вопроса. Обсуждение всегда начинают слабые, подключаются средние ученики и только потом завершают обсуждение более сильные ребята, чтобы дать всем возможность высказать свою точку зрения.
-- комментарии учителя—
Второй маршрутный лист
«Очертания берегов».
Задание № 1.
Работа с географической картой.
На физической карте Австралии учащимся нужно показать: океаны, моря, острова, полуострова, заливы, проливы, рифы.
Задание выполняется следующим образом:
один учащийся называет географический объект, другой показывает на карте.
Таким образом, показываются все географические объекты.
-- комментарии учителя—
Задание № 2.
Учитель показывает маленькую черную коробочку и объясняет, что задавая учителю вопросы, ученики должны угадать, что находится в этой коробочке, исходя из ответа учителя. Учитель заготовил вопросы заранее. Ребята работают в микрогруппах, каждая микрогруппа получила вопросы. Происходит свободное обсуждение.
Вопросы:
1. Это можно встретить на суше? (нет).
2. Это можно встретить в воде? (да).
3. Это можно встретить как под водой, так и над ней? (да).
4. Это – морские растения? (нет).
5. Это – морские животные? (да).
6. Это – отмершие животные? (да).
7. Это – представляется опасным для кораблей? (да).
8. Это – представляет часть удивительного объекта – Большого Барьерного рифа? (да).
Что это? Ответ:
В чёрной коробочке кусочек кораллового рифа.
Задание № 3.
Работа с контурными картами.
Каждый ученик получает карточку, на которой находится контурная карта Австралии. Задание рассчитано на слабых, средних и сильных учащихся. На карточке записаны задания: указать цифрами океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова.
Слабым учащимся задание даётся с опорой на физическую карту Австралии (можно пользоваться картой в учебнике).
Средним учащимся задание даётся на их усмотрение 3 – 5 географических объектов по памяти (без использования физической карты).
Сильным учащимся предлагается отметить 3 – 5 наиболее сложных географических объектов.
Например:
· Полуостров Арнем – Ленд;
· Залив Карпентария;
· Полуостров Кейп – Йорк;
· Басов Пролив;
· Большой Барьерный риф.
Во время выполнения этого задания физическая карта Австралии на доске закрыта.
-- комментарии учителя—
Третий маршрутный лист
«Климат. Реки. Озёра. Особенности природы».
Задание № 1.
Викторина.
1. Почему Австралию считают самым засушливым материком?
2. Как долго могут длиться засухи? Что в это время происходит в природе?
3. Какой месяц самый жаркий?
4. Какой самый холодный?
5. Почему европейцы шутят, что в Австралии всё наоборот?
6. Как климат Австралии влияет на водный режим рек и поверхность?
Задание № 2.
Для каждого ученика дана карточка – задание на парте. На карточке записаны названия рек:
Нил, Муррей, Волга, Замбези, Дарлинг, Конго.
Необходимо выделить карандашом реки, протекающие на территории Австралии.
Задание № 3.
Работа с географической картой.
Показать реки на физической карте Австралии.
Задание № 4.
Дидактическая игра «Что лишнее?» (карточка)
озеро Виктория, озеро Ньяса, озеро Эйт – Норт, озеро Чад.
А для слабых учащихся это задание упрощается, им можно пользоваться картой в учебнике и найти озеро, которое находится в Австралии.
Средние и сильные учащиеся подчёркивают название по памяти и объясняют, почему озёра Австралии показаны на карте пунктирной линией.
-- комментарии учителя—
Четвёртый маршрутный лист
«Поверхность материка».
Работа с географической картой. Один ученик называет географический объект, другой показывает на карте.
· Большая песчаная пустыня;
· Большая пустыня Виктория;
· Центральная низменность;
· Большой водораздельный хребет.
-- комментарии учителя—
-- Динамическая физ. пауза –
Пятый маршрутный лист
«Растительный мир».
Задание № 1.
Работа в микрогруппах. Каждая микрогруппа получила конверт. В конверте картинки с несколькими видами растений. Это растения, которые растут и в Австралии, и в Африке. Нужно отобрать только те растения, которые встречаются в Австралии.
В микрогруппе идёт свободное обсуждение. Как всегда, начинают слабые учащиеся, а завершают задание сильные учащиеся.
Задание № 2.
Дидактическая игра «Поле чудес».
На игровом поле находится барабан. Вращая его, дети выбирают номер вопроса, читают вопрос, отвечают на него.
Вопросы.
1. Почему эвкалипт называют деревом – аптекой?
2. Почему там, где растут эвкалипты, пропадают комары, люди не болеют малярией, а воздух очень чистый?
3. Какое растение местные жители называют «чёрный лохматый мальчик»?
4. Как называется дерево, в стволе которого накапливается много влаги, и эту влагу дерево расходует в засушливое время года?
5. Какое дерево не даёт тени?
6. Какое дерево местные жители называют «рождественское»? Почему?
7. У каких деревьев корни находятся на поверхности и впитывают влагу из воздуха?
-- комментарии учителя—
Шестой маршрутный лист
«Животный мир».
Задание № 1.
Класс делится на две команды. Проводится дидактическая игра «Аукцион». Каждая команда по очереди называет представителя животного мира. Побеждает та команда, которая последняя даёт ответ. Ответы не должны повторяться.
Задание № 2.
Учащиеся получают карточки – задания (на каждого ученика). Задание рассчитано только на средних и сильных учеников.
1. Ехидна питаются только листьями эвкалипта
2. Коала выводят детёнышей из яиц, а кормят их молоком
3. Утконос огромные ящерицы
4. вараны животные похожие на ежа
Стрелками нужно указать соответствие левой и правой сторон задания.
Задание № 3.
На переносной доске задание для слабого ученика.
1 – вариант
Кроссворд «Сумчатые животные Австралии»
К
К
Е
Н
Г
У
Р
У
К
К
О
А
Л
А
К
К
Р
О
Т
Б
Б
Е
Л
К
А
или 2-ой вариант
Кроссворд «Животные Австралии»
1. Самая большая птица (страус)
2. Самое крупное сумчатое животное (кенгуру).
3. Крупное хищное животное водоёмов (крокодил).
1
С
2
К
3
К
Задания 2 и 3 выполняются одновременно.
-- комментарии учителя—
Воспитательный момент. Правительство приняло меры по охране уникальной природы материка.
Седьмой маршрутный лист
«Государство и население».
Задание № 1.
1. Кто такие аборигены?
2. Как они выглядели?
3. Чем занимались?
4. Что такое бумеранг?
Воспитательный момент. Толерантное отношение к людям с другим цветом кожи, другим образом жизни, со своими обычаями и традициями.
Задание № 2.
1. Как называется государство, расположенное на материке Австралия?
2. Назовите государственный язык.
3. Назовите столицу и покажите её на карте.
-- комментарии учителя—
IV. Заключительная часть урока.
1). Подведение итогов урока (вопросы для учеников).