(Использование игровой технологии). Тема: «Дымковская игрушка»
Цель:
• способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;
• закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке. Программные задачи:
образовательные: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, добиваясь единства формы и декора, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Обучать навыкам работы с пластическим материалом. Совершенствовать умение коллективно трудиться, радоваться результатам коллективной работы.
развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве, живучести этих образов в современных народных глиняных игрушках.
воспитательные: Воспитание чувства гражданственности и любви к Родине посредством изучения народного творчества, возрождение и развитие национальных традиций, уважительного отношения к истории и культуре народов России.
Оборудование:
Для учителя:
• оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла
• модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров)
• цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки
• таблицы с элементами узоров дымковской росписи
• образцы рисунков-упражнений
• мультимедийная презентация «Дымка»
Для учащихся:
• таблицы с элементами узоров дымковской росписи
• раздаточный материал: карты-вставки с дополнительными карточками, шаблоны
• глина для детского творчества или пластилин
• стеки
• водоэмульсионная краска для грунтовки
• краски гуашевые
• палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки
• печатки-тычки различного диаметра
Ведущий метод: урок изучения нового материала с элементами интеграции; на нем используются объяснительно-иллюстративный метод в рамках деятельностного подхода к обучению.
Литературный ряд:
стихи о дымковской игрушке В.Фафонов;
сказка о Дымке;
кроссворд «Народные промыслы»
(дополнительно для детей, которые раньше закончат выполнение работы).
Кроссворд «Народные промыслы».
Ход урока:
Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
Ребята, сегодня мы с вами на уроке будем изучать игрушки, а вот какие?
Это вам предстоит угадать.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. Как вы думаете, чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на уроке? – (ответы детей).
Чем знаменито Дымково? -
Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги!
От капелек росы...
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
Она глядит не прянично -
Ликующе и празднично!
В ней молодость — изюминка!
В ней удаль и размах...
Сияет охра с суриком
На всей земле в домах.
Сияет охра с суриком,
Чтоб всем светло не сумрачно
И злость и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымково
Растают навсегда! (В.Фофанов)
3. Постановка учебной задачи
Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
Ребята, чего бы вы сами хотели добиться на уроке?
Первое – это познакомиться с дымковской игрушкой. Научиться рисовать или лепить такую игрушку.
Молодцы, вы сами для себя поставили цель урока. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению.
Знакомство с дымковской игрушкой мы начнем с презентации (показ и обсуждение слайдов).
Обсуждение сопровождается вопросами учителя, которые направляют детей к получению новых знаний. Дымковская игрушка.
Самая знаменитая глиняная игрушка. Чем же она знаменита?
Родилась она в Дымковской слободе близь города Кирова.
Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили они из местной красной глины посуду, а ещё дудочки – свистульки.
Слепят и в печь поставят, чтобы они были крепкими и долго всех радовали. Поэтому и дымили очаги гончаров. А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину, весной, вятичи встречали весёлым свистом глиняных дудочек Ярилу (бога Солнца и плодородия). Тот весенний праздник назывался в народе «свистунья - свистопляска». Проходил он в четвёртую субботу после Пасхи.
Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки.
- посмотрите как нужно раскрашивать свистульку (показ слайдов).
- как украшается Дымковская игрушка?
- что обозначают узоры на свистульках?
Ни один праздник не обходится без ярких игрушек. Что только не лепят дымковские мастерицы. Птиц, коней, индюков (похожих на жар-птиц), баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.
- как же они получаются такими красивыми и нарядными?
Сначала игрушку лепят из гончарной глины, с добавлением речного песка. Затем она сохнет. Ее обжигают в печи, и она становится крепкой и звонкой. Затем мастера разводят мел на молоке и белят игрушку.
Расписывают игрушку используя от 4 до 10 цветов и украшают листочками сусального золота.
Как правило роспись выполняется в такой последовательности:
У фигурок барынь, кормилец, кавалеров головные уборы и одежда имеют один яркий цвет.
Широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом.
На белом лице рисуют круглые красные пятна щёк и рта, черные дужки бровей над точками глазками.
Волосы окрашивают черным или коричневым цветом.
Уши, копытца зверей, клювы, гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами. Возможности украшения Дымковской игрушки весьма разнообразны. (показ и обсуждение слайдов) Образы игрушек: разнаряженные щеголихи, няньки – кормилицы с детьми на руках, лихие всадники, кони, важные индюки, и другие образы. Цвета: желтый, синий, красный, зеленый, белый в фоне и черный цвета. Орнамент: геометрический (круги, овалы, клетки, полоски, точки).
В облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы.
На морозе лица людей украшает румянец.
На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.
Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки).
• Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем, как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
• Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
(Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии)
• Какие цвета брали для росписи игрушек?
(Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Ещё раз внимательно рассмотрите узоры на глиняных игрушках.
Что же означают узоры на Дымковских игрушках?
Кружочки, солнышки – символ жизни
Точки, крестики – начало жизни
Квадратики – жилище
Квадратики с точками – засеянное поле
Линии – покой, волнистые линии – вода.
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель: Усвоение нового способа действий
Работа по таблице «Образцы геометрического орнамента в дымковской игрушке» (на доске).
• Как в узорах расположены элементы относительно друг друга? (в ряд, в шахматном порядке, в клетке между линиями).
• Где располагаются точки? (между кольцами, на кольцах, по краю колец).
• Каково цветовое сочетание элементов в узорах? (не более 4 – 10 цветов)
А сейчас мы отдохнем, а затем продолжим работу.
Физкультминутка
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно! 6.Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.
А сейчас переходим уже к более сложной работе – лепим Дымковскую игрушку.
Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого:
1. Подготовка красной глины к работе.
2. Лепка игрушки из отдельных частей.
3. Сушка изделия
5. Беление меловым грунтом.
6. Роспись красками.
Готовая дымковская игрушка
1) фигурку дети выбирают сами из предложенных учителем: конюшок, олешек, козлик, петушок и, сложнее, водоноска и барыня.
2) Берут пластилин и вылепляют фигурку.
3) Раскладывают поделки на общем подносе, покрывают сухим крахмалом, затем стряхивают крахмал, покрывают фигурку белой гуашью или водоэмульсионной краской и раскрашивают.
Второй вариант: пальчиковая роспись шаблона.
Третий вариант: работа в графическом редакторе Paint и распечатка работ на принтере.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Давайте проверим, как вы усвоили новый материал?
Я предлагаю вам рассмотреть вырезанные из цветного картона геометрические элементы и выбрать те, которые используются в дымковской росписи. 8. Рефлексия деятельности.
Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний.
Давайте сейчас устроим выставку работ и посмотрим, какие у вас интересные работы получились. Выберете те работы, которые получились самыми интересными.
Мы оформим все работы, сделаем выставку-ярмарку и пригласим ваших родителей посмотреть на работы своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.
А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал.