Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Submitted by наталья витальевна неплохова on чт, 09/02/2012 - 23:50
Название работы
Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Форма урока: урок-исследование «Лингвистическое путешествие в Палех – край лаковой миниатюры»
Автор работы: НЕПЛОХОВА НАТАЛЬЯ ВИТАЛЬЕВНА
Место работы: МБОУ СОШ №5
Должность: учитель русского языка и литературы
Дата рождения: 25.12.1971
Cтаж работы в данной должности 17 лет
Категория высшая
Контактная информация , e-mail
Пояснительная записка к уроку
Урок направлен на открытие новых знаний учащихся о правописании суффиксов имён прилагательных («Правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных»), отработку умения применять на практике орфографические правила, определять роль прилагательных в художественном тексте; способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, совершенствованию навыка выразительного чтения, формирует интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам, воспитывает любовь к родному краю, уважение к труду.
Занятие построено в форме заочного путешествия в Палех – край лаковой миниатюры (осуществляется интеграция учебных предметов: русский язык, литература, краеведение и живопись).
Один из этапов урока — исследовательская работа по созданию проекта правила «Правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных». На мой взгляд, это один из самых важных моментов занятия, так как ориентация современной школы на разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задания
Данный урок является первым в изучении темы «Правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных». Это довольно трудный материал для изучения детьми 6-го класса, а потому желательно максимальное наглядное сопровождение. Этой цели служит форма урока-путешествия в Палех (в течение урока ребята работают с текстами, посвящёнными истории Палеха, палехской лаковой миниатюре, иконописи). Для этой цели предназначено электронное сопровождение урока. Электронное приложение (презентация Power Point) позволит разнообразить формы работы с учащимися, сделает урок более зрелищным, позволит ученикам легче запомнить грамматический материал, стимулирует познавательный интерес к предмету. Для работы с электронным приложением потребуется компьютер, мультимедийный проектор и демонстрационный экран. Приложение позволит более наглядно продемонстрировать новый материал и закрепить уже изученный.
Тема урока
«Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: урок–исследование «Лингвистическое путешествие в Палех – край лаковой миниатюры»
Цели урока
Обучающая: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных».
Развивающая: развитие навыков работы с текстом, умения работать с информацией.
Воспитывающая: воспитание чувство патриотизма, гордости за свой край, уважение к труду.
Задачи урока
Cформулировать правило правописания Н-НН в именах прилагательных, выявить слова исключения из правила.
Научиться применять правило правописания Н-НН в именах прилагательных на практике.
Познакомиться с культурным наследием родного края на примере работ мастеров Палеха.
Оборудование
АРМ учителя
Проекционный аппарат
Экран (Смарт доска).
Программное обеспечение:
Операционная система – Windows
Microsoft Office
Презентация Power Point
Windows media player
Оформление кабинета:
Выставка книг (открыток, календарей и т.д.), оформленных в стиле палехской живописи
Выставка изделий палехских мастеров (шкатулки, броши и т.п.)
Выставка детских рисунков, выполненных в стиле палехской росписи
Конспект урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Организационный момент 1 мин.
ЦЕЛЬ ЭТАПА
Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.
ЦЕЛЬ ЭТАПА
Эмоциональный настрой на урок.
Деятельность 1
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Улыбнёмся друг другу, мысленно пожелаем удачи. Я верю, что у нас сегодня всё получится! Итак, начнём урок. Ребята, сегодня мы будем работать не в тетрадях, а на специальных рабочих листах. Подпишите, пожалуйста, их.
Деятельность 1
Приветствие. Дети подписывают рабочие листы
2.Повторение 10 минут.
Цель этапа
Положительный психологический настрой на урок .
Повторение изученного.
Цель этапа
Положительный психологический настрой на урок .
Повторение изученного.
Деятельность 2
Слайд №2
БЕСЕДА
Посмотрите, пожалуйста, на карту Ивановской области. В каких населённых пунктах области вам довелось побывать?
А знаете ли вы, что на территории Ивановской области есть посёлок, название которого известно всему миру?
Хотели бы вы сегодня, на уроке русского языка, отправиться в путешествие в это удивительное место? Итак, в путь….
Деятельность 2
Ответы детей
Деятельность 3
Слайд №3
ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА «ПАЛЕХ»
Деятельность 3
ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА «ПАЛЕХ»
Деятельность 4
Беседа.
Ребята, чем прославился Палех?
Деятельность 4
Дети отвечают на основе просмотренного видеофрагмента
Деятельность 5
Сообщение учителя о Палехе
Русские люди не только в песнях воспевали красоту родной земли, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой, нарядной росписью. Это и пламенеющие цветы Хохломы, и голубые отблески Гжели, и лаковая миниатюра Палеха.
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Палехские мастера расписывают шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы. В 1925 году на Всемирной выставке худождественно-декоративного искусства в Париже коллекция шкатулок из Палеха получила гран-при.
Поэт Евгений Синявский посвятил Палеху одно из своих стихотворений.
Деятельность 5
Дети слушают сообщение учителя.
Деятельность 6
Учитель предлагает учащимся прослушать стихотворение Синявского «Палех».
Обратимся к дидактическому материалу с заданиями, который у каждого лежит на партах(Приложение №2, задание №1)
Учитель предлагает детям самостоятельно прочитать только что прослушанное стихотворение, восстановить деформированный текст, графически указав условия правописания прилагательных
Деятельность 7
Дети восстанавливают текст, обозначают орфограммы
Деятельность 8
Слайд №4
Учитель предлагает проверить и прокомментировать работу
Деятельность 8
Учащиеся проверяют работу по эталону на слайде презентации, комментируют.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 20 минут
Цель этапа: сформулировать правило правописания Н-НН в именах; прилагательных, выявить слова исключения из правила
Цель этапа: сформулировать правило правописания Н-НН в именах; прилагательных, выявить слова исключения из правила
Деятельность 9
Фиксирование затруднения в пробном учебном действии
Попытка восстановления деформированного текста, сопровождаемая беседой
Деятельность 9
Фиксирование затруднения в пробном учебном действии
1)О правописании какой части речи мы продолжаем разговор?
1)О правописании прилагательных
2) Художник рисует красками, а писатель – словом. Русская зима – излюбленный сюжет палехских живописцев.
Я прошу вас выразительно прочитать текст задания №2 (Приложение №2, задание 2)
2)Ученик вслух читает текст
3) Что затрудняет понимание текста?
3) Пропущенные буквы затрудняют понимание текста
4) Я предлагаю вам вставить пропущенные буквы
4)Дети вставляют пропущенные буквы
5)ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ Слайд №5
У всех задание выполнено правильно?
Я прошу вас объяснить ваш выбор.
5) Дети легко объясняют правописание слов ЛУННЫЙ и СОННЫЙ, но правописание других слов вызывает недоумение
Деятельность 10
Выявление места и причины затруднения
Постановка проблемы
Правописание каких букв вы объяснить не можете? В какой морфеме какой части речи?
Деятельность 10
Выявление места и причины затруднения
Постановка проблемы
1)Н-НН в суффиксах прилагательных
2)Сформулируйте лингвистическую проблему, которую нам предстоит решить в течение урока
2)Правописание Н – НН в суффиксах имён прилагательных
Деятельность 11
Определение темы урока
Слайд №6
Итак, какова тема нашего урока?
Деятельность 11
Определение темы урока
Правописание Н – НН в суффиксах имён прилагательных
Деятельность 12
Определение задачи
Что мы должны сделать, чтобы узнать, когда в суффиксах прилагательных пишется одна Н, а когда – две?
Деятельность 12
Определение задачи
Ответ: сформулировать правило
Деятельность 13
Построение проекта выхода из затруднения
Работа в группах
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА(Приложение №3)
Деятельность 13
Построение проекта выхода из затруднения
Работа в группах
Слово учителя:
1)Палех еще с допетровских времен славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века .
Я прошу вас внимательно прочитать текст задания №3(Приложение№2, задание 3)
1) ученик читает текст
2)Учитель предлагает поработать в группах
(на столах у каждой группы лежит лист с групповым заданием (Приложение №3), листы для построения проекта, маркер и фломастер)
2) дети работают в группах с заданием (Приложение №3) в течении 4 минут, оформляют ответы на задания на листах А4 маркером или фломастером, закрепляют листы магнитами на доске
3)ВЫВОД ПО ИТОГАМ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ ЛИСТОВ, ПРИКРЕПЛЁННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ГРУПП К МАГНИТНОЙ ДОСКЕ
Сделаем вывод:
- в каких суффиксах прилагательных пишется одна Н?
- Приведите примеры.
- в каких суффиксах прилагательных пишется две Н?
Сделаем вывод:
- в каких суффиксах прилагательных пишется одна Н?
3) Сделаем вывод:
- в каких суффиксах прилагательных пишется одна Н?
(ин,ан,ян)
- например….
Соболиными Лебедиными Серебряными Песчаными
- в каких суффиксах прилагательных пишется две Н?
(енн,онн, и если прилагательное образовано от существительного с основой на Н)
- например….
Революционных
Длинными
Бесчисленными
Деятельность 14
Формулирование правила
Слайд №7
Суффиксы прилагательных ИН АН ЯН пишутся с одной Н, ЕНН ОНН с двумя Н, также с двумя Н пишутся прилагательные, образованные от существительных с основой на Н
Деятельность 14
Формулирование правила
Ученик, пользуясь схемой (на слайде) проговаривает правило
Вернёмся к заданию №2.Вставим пропущенные буквы, используя полученные знания
Деятельность 16
Практическое применение правила
Дети возвращаются к заданию №2, исправляют допущенные ошибки, завершают работу по восстановлению деформированного текста (Приложение №2, задание 2)
Деятельность 17
Проверка по эталону
Слайд №9
Проверьте себя.
Деятельность 17
Проверка по эталону
Проверяют по эталону (Слайд №9)
Деятельность 18
Фиксирование затруднения
У всех из вас правописание слов с одной и двумя Н в суффиксах прилагательных совпадает с материалом слайда?
Деятельность 18
Фиксирование затруднения
1)Затруднение вызывает правописание слова СТЕКЛЯННЫЙ
Деятельность 19
Выход из затруднения
1.Можем ли мы, пользуясь правилом, объяснить правописание слова СТЕКЛЯННЫЙ?
Деятельность 19
Выход из затруднения
1. нет
2.Как называются слова , которые «не подчиняются» правилам
2.Слова исключения
3.Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании таких слов?
3. запомнить, обращаться к орфографическому словарю
4. Но, следует заметить, что слов исключения из данного правила несколько
Деятельность 20
Работа в парах
Выявление слов исключения
1.Однако продолжим разговор о мастерах Палеха. Палехские иконы высоко ценились в России. Делали их необычным способом.
Деятельность 20
Работа в парах
Выявление слов исключения
2.Прочитайте текст задания №4 (Приложение №2, задание 4)
2.ученик читает текст вслух
3.Предлагаю поработать в парах.
Выпишите слова исключения:
1и3 ряд- прилагательные, которые не подчиняются первой части данного правила (суффиксы ИН,АН,ЯН пишутся с одной Н)
(деревянный, оловянный )
2 ряд – прилагательные, которые не подчиняются второй части данного правила (суффиксы ЕНН, ОНН – с двумя Н) - ветреный
3.дети ищут и выписывают слова исключения, называют слова исключения вслух, один ученик записывает слова исключения на доске
4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 5 минут
Цель этапа: первичное закрепление полученных знаний
Цель этапа: первичное закрепление полученных знаний
Деятельность 21
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Слайд №10
1.учитель проговаривает правило ещё раз, демонстрируя слайд презентации
Деятельность 21
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Слайд №10
Ученик проговаривает правило вслед за учителем
Деятельность 22
Гимнастика для рук (работают мышцы плеча, предплечья, кисти рук)
Игра «Согласен-Не согласен»
Руки согнуть в локтях, поставить параллельно груди, ладони сжать в кулачки, большие пальцы повернуть к груди. Учитель читает слова, называя количество Н в суффиксе («Травяной – одна Н»), иногда намеренно ошибаясь. Если дети согласны – то большие пальцы поднимают вверх, не согласны – опускают вниз.
Гимнастика для рук (работают мышцы плеча, предплечья, кисти рук)
Дети выполняют гимнастику
Деятельность 23
РАБОТА С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
(Наблюдение)
1.На доске появляется запись
ЖИВОПИСЬ ТРАДИЦИОННА
УЗОРЫ НЕОБЫКНОВЕННЫ
СЮЖЕТЫ ТОРЖЕСТВЕННЫ
Слово учителя
1.Cегодня на уроке вы познакомились с живописью, которая традиционна для Палеха; её узоры необыкновенны, а сюжеты торжественны.
Деятельность 23
РАБОТА С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
(Наблюдение)
2.Назовите прилагательные. Определите форму прилагательных (учитель указывает на запись): полная или краткая.
2.Краткая форма
3.Преобразуйте словосочетания, употребив прилагательные в полной форме, запишите
3.Традиционная живопись
Необыкновенные узоры
Торжественные сюжеты
4.Сделаем вывод: сколько букв Н пишется в кратких прилагательных (найдите соответствие между полной и краткой формой)
4.В кратких прилагательных пишется столько букв Н, сколько и в полных.
5.ВЫВОД ПО ТЕМЕ УРОКА 1 минута
Цель этапа: подвести итоги урока
Цель этапа: подвести итоги урока
Деятельность 24
закрепление с проговариванием во внешней речи
С какой орфограммой вы познакомились?
В каких суффиксах прилагательных пишется одна Н?
В каких суффиксах прилагательных пишется две буквы Н?
Назовите слова исключения.
Сколько букв Н пишется в суффиксах кратких прилагательных
Деятельность 24
закрепление с проговариванием во внешней речи
1-5.Дети отвечают на вопросы
6.Ребята, какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? Смогли справиться?
6.сформулировать правило
Деятельность 25
Сравнение с эталоном
Предлагаю сверить наши выводы с материалом учебника:
Стр.132, параграф 56
Деятельность 25
Сравнение с эталоном
Ученик читает правило вслух
РЕФЛЕКСИЯ 6 минут
Цель этапа: на данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности
Цель этапа: на данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности
Деятельность 26
Мотивация к выполнению самостоятельной работы
- А зачем нам надо знать правило?
Деятельность 26
Мотивация к выполнению самостоятельной работы
- чтобы грамотно писать
- Предлагаю проверить, насколько хорошо вы поняли материал. Выполним задание №5 (Приложение№2, задание 5)
- дети выбирают задания для самостоятельной работы
Деятельность 27
Самостоятельная работа (дифференцированное задание Приложение№2, задание 5)
Деятельность 27
Самостоятельная работа (дифференцированное задание Приложение№2, задание 5)
Дети выполняют задание
Деятельность 29
САМОПРОВЕРКА БАЗОВОЙ ЧАСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СЛАЙД 11
Деятельность 29
САМОПРОВЕРКА БАЗОВОЙ ЧАСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СЛАЙД 11
Дети проверяют
Деятельность 29
Самооценка
У вас на партах лежат смайлики (Приложение №4), оцените свой результат урока (насколько хорошо вы поняли материал):
учитель открывает заранее подготовленную запись на доске
«отлично» - ошибок нет
«хорошо» - допущена 1 ошибка
«не очень» - допущены 2 ошибки
«плохо» - допущены 3-4 ошибки
« не понял» - с работой не справился
Прикрепите выбранный смайлик скрепкой к рабочему листу и сдайте мне
Деятельность 29
Самооценка
Прикрепляют смайлики к рабочим листам, передают работы по цепочке с последних парт учителю
Деятельность 30
Вывод по теме краеведения
Ребята, сегодня мы совершили заочное лингвистическое путешествие. Где вы побывали? Что нового узнали?
Деятельность 30
Вывод по теме краеведения
Дети отвечают
7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1 МИНУТА
Цель этапа: повторение дома материала, необходимого для закрепления новой темы, с учётом индивидуальных особенностей учащихся
Цель этапа: повторение дома материала, необходимого для закрепления новой темы, с учётом индивидуальных особенностей учащихся
Деятельность 31
Дифференцированное домашнее задание
«4» - упражнение324
«5» - сочинение на тему «Палех – край лаковой миниатюры» (объём не менее 50 слов)
Деятельность 31
Запись домашнего задания
8.Положительный эмоциональный настрой в конце урока 1 минута
Цель этапа: формирование чувства удовлетворённости уроком
Цель этапа: формирование чувства удовлетворённости уроком
Деятельность 32
Наш урок подошёл к концу .Мне хотелось бы отметить работу следующих ребят………и поставить отметки……….
И в конце урока игра «ДА-НЕТ»
Я задаю вопрос, вы отвечает «ДА» или нет»
Урок сегодня был удачный?
Не прошёл для вас он зря?
Вы все очень постарались?
Вам понравилось, друзья?
Задание №2. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы
Серебря.ая сказка
Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима.
В звездные ночи лун ... ый свет колдует на сон ... ым лесом, над звери ... ыми тропами. Все вокруг торжестве .. ое. Травинки похожи на стекля ... ые цветы. Кусты оплетены искусстве .. ыми кружевами. Шишки сосен напоминают ледя ... ые кудри великана. Березки кажутся таинстве … ыми призраками в этих тума … ых далях.
Задание №3. Работа в группах
Начало иконописи Палеха относится к временам татаро-монгольского нашествия. Когда татары разграбили исожгли Владимир и Суздаль ,оттуда бежали в дремучие леса монахи-иконописцы.
После революционных событий 1917 года художникам пришлось искать новое применение своим способностям. Так родилась палехская лаковая миниатюра, радующая глаз красавицами с соболинымибровями и длиннымиресницами, лебединымистаями, бесчисленнымизолотыми звёздами, серебрянымиотблесками рек над песчанымиволжскими берегами.
Задание №4. Выпишите слова, которые «не подчиняются» правилу
(1 и 3 ряд - в суффиксе должна быть буква Н, а пишется НН;
2 ряд - в суффиксе должны быть буквы НН, а пишется Н)
Деревянные иконы делали ручными инструментами или вытачивали на станке. Станок был ручным или водяным (работающим за счёт давления речной воды лишь в ветреную погоду). Иконы сначала просушивали, а затем покрывали слоем льняного масла. Они становилась похожи на глиняные. Затем их покрывали оловянным порошком, и лики святых светились, будто стеклянные.
«3» Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы
«4» Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы, приведите примеры (не менее 2 слов) на изученную орфограмму
«5» Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы, составьте предложение, используя выписанные слова.
Искусство лаковой росписи зародилось в монастырях.
В XVI веке Троице-Cергиев монастырь становиться центром художестве..ой деятельности. В XVII веке на всю Россию славилась "троицкая" деревя..ая посуда, сверкавшая яркими красками и серебря..ыми переливами.
Огне..ая красота Хохломы, торжестве..ая роспись Палеха, изысканность Гжели берут своё начало в православных монастырях Древней Руси.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4100/itemid,0 Интегрированный урок русского языка и искусства в 6 классе с использованием ИКТ :
" Хохлома- это часть культуры родной земли"(Н, НН в суффиксах прилагательных)