У детей с нарушениями речи уже на самых ранних этапах усвоения родного языка обнаруживается острый дефицит тех его элементов, которые являются носителями не лексических, а грамматических значений.
Дети с общим недоразвитием речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родной речи. Только лексическая основа слова выступает для ребенка как постоянный словесный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предметов, действий и т.п. Префиксы, суффиксы и окончания являются для него меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляя тем самым физиологически слабый словесный раздражитель, который не воспринимается такими детьми. Все это значительно ограничивает их возможности в использовании конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.
Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают также значительные трудности при усвоении предложных конструкций, служащих для связи значащих слов в предложении. Чаще всего происходит опускание предлогов, особенно если в сочетании со следующим словом они образуют стечение согласных («Я играю братиком», «Книга лежит шкафу»). Встречаются замены предлогов («Книга упала и стола», «Картина висит в стене»), их недоговаривание: «Кошка полезла а забор», «Девочка выглядывает из дерева».
Дошкольники с нарушениями речи часто делают ошибки при склонении существительных с предлогами: «Девочка рассказала праздник», «Вчера я был гости».
Больше всего затруднений вызывает у детей с общим недоразвитием речи употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Они не всегда понимают смысл этих предлогов и не используют их в самостоятельной речи.
Исходя из этого, планируя коррекционные занятия по развитию грамматического строя речи с детьми 5-7 летнего возраста, необходимо уделять особое внимание формированию у них навыков правильного употребления предложно-падежных конструкций.
При определении этапов работы над предложно-падежными конструкциями необходимо учитывать последовательность их усвоения в онтогенезе.
Сначала на занятиях отрабатывается понимание детьми простых предлогов, обозначающих местонахождение предмета, затем эти предлоги закрепляются в экспрессивной речи. Далее проводится работа над пониманием и употреблением предлогов, обозначающих место действия, направление действия и т.д.
В дальнейшем проводится работа по дифференциации словосочетаний с пространственными предлогами «с-из», «на-над», «под – из-под», «за – из-за».
Для формирования навыка правильного употребления предлогов и предложных конструкций применяются различные методы и приемы работы:
- составление предложений с предлогами по алгоритмам;
- выполнение поручений по словесной инструкции
(«поставь карандаш в стаканчик», «положи мяч под стул»);
- работа с подвижными картинками
(«птичка залетела в клетку», «птичка сидит на клетке»);
- составление предложений по демонстрации действия
(«Саша сидит на стуле», «Тоня стоит около доски»);
- составление предложений с пространственными предлогами по схемам:
- составление графических схем предложений.
Дети учатся правильно употреблять различные предлоги в играх и упражнениях:
- «Что перепутал художник?»;
- «Маша-растеряша»;
- «Поправь Мишку»;
- «Выбери правильно»;
- «Кто куда?» и т.п.
Эти упражнения на всех этапах коррекционного обучения входят в контекст изучаемой лексической темы и проводятся на специально отобранном речевом материале.
Опыт обучения детей с нарушениями речи навыкам употребления предложно-падежных конструкций показывает эффективность данной работы. Усваивая и запоминая различные предлоги, дети учатся правильно строить предложения, грамотно и связно высказывать свои мысли. К концу обучения дошкольники с общим недоразвитием речи могут правильно составить рассказ из личного и коллективного опыта, рассказ по сюжетной картине, по алгоритму.
Очевидно, что навыки правильного употребления предлогов и предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи имеют профилактическую направленность в плане предупреждения явлений дисграфии и дислексии в период школьного обучения.
|
На: Формирование навыков практического употребления предложных к
Тамара Исааковна!
Спасибо Вам за представленный материал. Показана последовательность работы, которая начинается в дошкольном возрасте и продолжается в начальной школе.
На: Формирование навыков практического употребления предложных к
Интересное дополнение к теме "Работа над произношением" можно найти в журнале "Логопед"