Муниципальное казенное образовательное учреждение
« Урало–Ахтубинская средняя общеобразовательная школа»
Быковский муниципальный район
Волгоградской области
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
Жакупова Ольга Викторовна
п.Катричев
Внеклассное мероприятие
Народные праздники на Руси
Луковые посиделки
Цель проведения :
- познакомить детей с народной традицией проведения Луковой недели
- обобщить знания учащихся по разделу : «Истоки родного искусства»
- воспитывать интерес к древней культуре Руси
Оформление праздника:
На стенах в виде гирлянд косы из лука, перевитые лентами. В одном углу - стол, накрытый скатертью, на котором ржаной хлеб, глиняный горшок, яйца, крашенные луком, блюдо с луком. В другом углу – русская печка, рядом с ней лавка.
Оборудование:
Магнитофон, видеоряд (слайды с изображением народных праздников, русской избы), компьютер, экран, видеопроектор, русские народные костюмы, осенние листья, цветы, макет русской печи.
Ход праздника
Праздник начинается хороводом. Дети входят в зал под музыку, поют русскую народную песню «Ой, сад во дворе», танцуют и проходят на свои места в зале.
Учитель:
Здравствуйте хозяева, здравствуйте, гости дорогие! Раз хоровод завели, так дело к празднику. На Руси издавна праздники и обряды сопровождались играми, песнями, хороводами, плясками.
Жизнь наших далеких предков очень зависела от природы. Они верили и поклонялись силам природы: Солнцу, Реке, Земле-матушке, Грому и молнии, Водяному, Домовому. Из верований и возникли праздники, обряды. А мы знаем тому немало примеров. Предлагаю вам просмотреть иллюстрации и фотографии разных праздников. Отгадайте по фотографиям праздник, вспомните традицию его проведения и расскажите.
Демонстрация слайдов: Праздник Масленица, праздник Урожая, праздник Купалы, ярмарка Свистунья.
Предполагаемые ответы учащихся:
Масленица. Это праздник проводов зимы и встречи весны. На масленицу катали горящее колесо – символ солнца. Праздник проходил весело: разъезжали на санях, сжигали чучело масленицы, пекли блины и угощали друг друга.
Праздник Купалы. В ночь с 23 на 24 июня отмечали этот праздник поклонения воде, огню и растительности. Он сопровождался купанием в реке. Девушки плели венки и пускали их по течению. Купала изображали в виде столба, обвитого зеленью, с пучком соломы на верхушке. Вокруг столба складывали костер из дубовых веток, который поручали зажечь молодой девушке. Считалось, что для очищения от всякой скверны нужно прыгнуть через этот костер. Молодежь водила хороводы и напевала: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Считалось, что в эту самую короткую ночь, в лесу расцветал цветок папоротника. А кто его найдет, будет весь год жить в достатке.
Праздник урожая. Отмечали его осенью.В этот день пекли огромный медовый каравай. За ним прятался человек и спрашивал: «Видно меня?» Ему отвечали: «Видно немного, дай бог, чтобы на следующий год совсем не видали».
Во время жатвы последний сноп не увозили с поля, а завязывали узлом, полив водой, и оставляли как залог будущего урожая.
Зимой в конце декабря колядовали: по домам ходили ряженые с песнями и прибаутками. Хозяева должны были одаривать пришедших. Если хозяева скупились и подарки были скудные, то ряженые грозились накликать на дом беду.
Свистунья. Это ярмарка, на которой выставляли на показ и продавали предметы народных промыслов: посуду, игрушки, мебель и др. А названа так по игрушке свистульке, которая помогла жителям одной из деревень одолеть врага. Традиционно свистунья сопровождалась играми, народными гуляниями.
Учитель:
А сегодня мы познакомимся с еще одним праздником, который начинается с 21 сентября и длится целую неделю. Это луковая неделя, отмечаемая хождением в гости, широким хлебосольством. В это время начинают собирать лук с гряд. Чем урожайнее лето, тем продолжительнее праздник. Внуки нередко остаются у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника.
Сейчас мы с вами отправимся в сказочную деревню Луковка, где живут дедушка - Лука Лукич и бабушка – Лукерья Лукьяновна, а у них внучата-лучата, веселые ребята и устроим Луковые посиделки.
Лука Лукич: Смотри, Лукерья, мы из сказки попали на луковые посиделки. Здравствуйте, люди добрые!
Учитель:А где же дорогие гости, ваши внучата-лучата?
Бабушка Лукерья: Они живут далече, в городе великие Луки.
Раздается стук в дверь. Входит Лукашка – конопатенький, с нарисованными веснушками мальчик. На плече у него дорожная сумка, в руках магнитофон.
Лукашка:Здравствуй, бабуля, здравствуй, дедуля! Привет, ребята!
Бабушка Лукерья: А вот и наш любимый внучек Лукашечка пожаловал. Милости просим! Как житье-бытье, как здоровьице?
Лукашка: (зевая) Тоска зеленая. Да еще то грипп, то ангина, то ангина, грипп…
Бабушка Лукерья: Ой-ой-ой! Ну ничего, здесь у нас лук да баня все исправят. Лук от семи недуг. Лук да капуста лихого не допустят!
Лукашка: Что ты, что ты, бабушка! Я люблю мороженое, пирожное, а от лука только слезы и запах не очень приятный.
Бабушка Лукерья: (ласково) Горе ты луковое. Бабушка у тебя простая – и еда такая. Запомни рецепт самого вкусного кушанья: кусок ржаного хлеба, стакан молока, головка лука и щепотка соли.
Лукашка:Бабушка, а что сегодня за день? Все вокруг так красиво, празднично… И откуда на столе крашеные яички?
Бабушка Лукерья:Сегодня луков день , внучек. А яички покрашены луковой шелухой. Из нее получается замечательная краска для шерсти, холста, да и для волос это лучшее средство от перхоти. Посмотри, какие замечательные оттенки дает луковая краска – от желтовато-зеленого до буро-коричневого.
Лукашка: А почему здесь так много лука развешано?
Лука Лукич:В старинных русских лечебниках-травниках писали: «Во время прилипчивых инфекционных заболеваний нужно развешивать в комнатах связки луковиц, воздух от чего в покоях очистится». И еще: «Во время скотского падежа нанизывают на нитку поболе луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и др. домашним животным, чтобы не заразилось». Ну а сегодня, Лукашечка, Луков праздник. А вот знаешь ли ты загадки про лук?
Лукашка:Сто одежек, и все без застежек. Вот и все.
Лука Лукич:(обращаясь к зрителям). А может, ребята, вы знаете?
Начинается конкурс загадок.
Стоит девица на грядке, вся в заплатках, кто взглянет, всяк заплачет. (лук)
Что добро и в бою, и во щах? (лук)
Все меня любят, а как раздевать – слезы проливать. (лук)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу. (лук)
В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь, как слезы прольешь. (лук)
К столу подходит девочка :
А я знаю, как можно слезы не проливать. Прежде чем резать лук, надо смочить глаза водой.
Лука Лукич: Правильно, доченька. А вот никто из вас, наверное, не догадывается, что по луку можно узнать, какая будет зима? Если много одежек на луковицах – быть зиме холодной. Давайте разрежем несколько луковиц и посмотрим на луковые одежки.
Учитель: Вот сколько о луке мы узнали полезного. А как красиво бабушка Лукерья украсила избу к луковому празднику!
Но не только внутри и не только на праздники всегда украшали свое жилище. Делали это и снаружи. Каким образом?
Ученики: Деревянной резьбой украшали ставни, наличники окон и дверей, причелины, конек кровли.
Учитель:Из какого материала строилась русская изба и почему?
Ученики:Изба строилась из дерева, так как это очень теплый материал. А наша страна богата лесом. Избы были высокие, в два этажа. Нижний этаж – подклеть – защищает от сырости, холода, наводнений. в домах обязательно деревянные полы, на чердаках песок: все для тепла.
Учитель: А вот наш лучок, о котором мы сегодня так много говорили, и в строительство избы внес изменения в отдельных областях. Мал лук-лучок, а история и родословная у него большая. Давайте послушаем об этом рассказы внучат.
1-й рассказчик:Пожалуй, нигде в старину не увлекались луком так, как в нижегородском селе Кичанзино под Арзамасом. Занялись его посадкой там от нужды – земли было у крестьян слишком мало. Лук давал большой доход. Каждая луковица была до полукилограмма весом.
2-й рассказчик:Слава арзамасского лука разошлась далеко от Нижнего Новгорода. «Луковники» выезжали с товаром в соседние губернии – Пензенскую и Тамбовскую. В тех краях лук считался первейшим деликатесом. Его подавали на десерт на всех праздниках и приемах, а в особенности на свадьбах. Новобрачные и гости после чая хрустели «репкой».
3-й рассказчик: Вскоре и в Пензенской губернии появилась своя луковая столица. Ею стало село Бессоновка.. Бессоновцы стали строить специальные избы – в три этажа, высотою метров до девяти. Настоящие небоскребы! Средний, второй этаж занимали сами, на первом хранили «репку», третий отводили под мелкий лучок-первогодок. Его называли севок.
4-й рассказчик: А в селе Мячкове под Коломной, что на Оке, огородники вывели гигантский сорт лука. «Репка» вырастала величиной с блюдце, 13 см. в поперечнике. Мячковский лук оказался так хорош, что им снабжали не только Москву, но и далекий Париж. Сто лет парижане лакомились подмосковным луком. Закупали российский лук Англия, Германия, Скандинавские страны.
Учитель: Посмотрите, какими были избы у крестьян-луковников (показ слайдов).
Вы запомнили, как называли лук ?
Ученики: Лук называли «репкой».
Учитель: Правильно. Во время лукового праздника играли в игру «Вареная репка». Для этого нужно было два игрока, которые становились друг против друга на поставленные под них чурки. Игроки брали обеими руками концы жгута или веревки. Наблюдающие пели:
Вареная репка,
Держись крепко!
Кто обрывается,
Тому достанется!
Каждый тянет жгут к себе, стараясь столкнуть другого с чурок. Проиграет тот, кто потеряет равновесие и коснется земли.
Несколько желающих играют в игру.
Лукашечка: А я слышал, что лук еще цыбулей называли. Я даже песню такую слышал.
Лукашка включает магнитофон и начинает пританцовывать.
Бабушка Лукерья: Ой, выключи поскорее этот ящик. Все веселье испортишь, гостей распугаешь.
Лукашечка: Я как лучше хотел, чтоб веселее с музыкой было.
Учитель: Послушай, Лукашка, как ребята сами умеют петь.
Бабушка Лукерья: А вот мы сейчас частушки споем.
Дети встают в круг и исполняют частушки на слова
Г. Ладонщикова.
До глубины открытая душа.
Они плывут куда-то не спеша.
Шальные ветры водят хоровод.
С ними веселей.
Они родными стали для людей.
И от России их не отделить.
1. Л.И.Майер. «Луковые посиделки». Журнал «Начальная школа» № 8, 2006 г.
2. Е.Я.Сироткина. «Как поддержать интерес ребенка к изобразительному искусству. Журнал «Начальная школа» № 2, 1997 г.
3. http://www.astromeridian.ru/magic/20_sentjabrja_sozont_lukov_den.html