2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения
диагностика понимания и фиксация затруднения деятельности
3. Проектирование нового способа действий.
Локализация затруднений. Постановка проблемы. Сообщение темы урока.
|
- Математическая разминка – это движение мысли.
Слайд № 6
18009м 6027дм 4078кг 5407км 3080см
Какая величина лишняя? Объясните почему? ( клик мышкой)
Слайд № 7
-Расставьте в порядке возрастания. ( клик мышкой)
-Все ли единицы длины вспомнили?
- Единицы длины ещё называют расстоянием. Расстояние принято обозначать латинской буквой S ( вешается знак на доску)
Слайд № 8
- Кто знает какое расстояние надо преодолеть, чтобы попасть из Ковдора в Кандалакшу?( клик мышкой)
- узелок на память ( клик мышкой)
Вывод: Расстояние это путь, который надо преодолеть
Слайд № 9
- Продолжите закономерность.
3ч 240 мин 5ч 360 мин
- С какими величинами мы сейчас работали?
- Время движения в математике принято обозначать латинской буквой t ( вывешивается на доске)
- Все ли величины измерения времени мы вспомнили?
Слайд № 10
- Называйте в порядке возрастания 9 (по клику мышки проверять)
Слайд № 11
- Итак, расстояние между Ковдором и Кандалакшой мы преодолеваем за 3 часа. ( по щелчку мыши возникает 3 часа и по щелчку движение поезда)
Слайд № 12
Вычисли:
3дм +5 см
150км : 3ч
38сек – 19 сек
6м4см * 3
18м : 20сек
8 мин12сек+48сек
- Всё ли у вас получилось?
Проверяем по щелчку мыши.
-Почему не решили эти два выражения?
На какие группы можно разделить полученные выражения? ( по клику мышки)
Ребята , я утверждаю, что к концу урока мы сможем найти значение оставшихся выражений. Но для этого надо подумать над следующим заданием.
Слайд № 13
Недавно на уроке физкультуры мы проводили соревнования побегу. Никита пробежал 45 метров за 15 секунд, а Максим 60 метров за 20 секунд. Помните сколько было споров? Каждый считал себя Лучшим. Никита говорит, что затратил меньше времени, а Максим не согласен. Помогите разобраться.
|
Лишние кг. .Все остальные это единицы длины.
3080см 6027дм 5407км 18009м
Нет, не хватает мм
150 км
7ч 480мин 9ч 600 мин
Единицами измерения времени
нет
секунда минута час сутки неделя месяц год век
До этого момента дети работали в парах, переходим к работе в группах. Дети, сидящие на нечётных партах поворачиваются на соседние парты.
Нет.
3дм +5 см = 3 дм 7 см
150км : 3ч = ?
38сек – 19 сек = 19 сек
6м4см * 3 = 18м12см
18м : 20сек = ?
8 мин12сек+48сек = 9 мин
Разные единицы измерений
Единицы длины.
Единицы времени
На этапе актуализации идёт повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Формируются регулятивные УУД.
Чертёж в тетради
|
Проводиться работа в группах, после чего все мнения озвучиваются. Поскольку это проблемный урок, то гипотезы детей могут быть весьма разнообразны. Опыт подсказывает, что у каждой группы может быть своя. Предполагаю два пути, но если ребята предложат свой, то необходимо перестроиться и рассмотреть и его, не теряя цели!
1) Если прозвучало слово «скорость», то…
– Какая тема нашего урока?
– Традиционно в математике скорость обозначается латинской буквой « v ».
Слайд 14
– Задайте мне два вопроса по теме урока, которые начинаются со слов: КАК и ЧТО. (Что такое скорость? Как найти скорость?)
2) Если не прозвучало слово «скорость», то…
– У всех получились разные ответы. Что вы сравнивали?
– Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос: кто из мальчиков бежит быстрее?
– Какая тема нашего урока?
– Традиционно в математике скорость обозначается латинской буквой « v ».
Слайд 14
– Задайте мне два вопроса по теме урока, которые начинаются со слов: КАК и ЧТО. (Что такое скорость? Как найти скорость?)
Учитель использует побуждающий от проблемной ситуации диалог, происходит обсуждение затруднений. Дети учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему, задачу совместно с учителем. Формируются регулятивные УУД – прогнозирование, познавательные УУД -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД - управление поведением партнёра, оценка его действий, личностные УУД -личностный выбор, оценивание усваиваемого содержания .
|
4. «Открытие» нового знания.»
Введение понятия « скорость»
Построение проекта выхода из затруднения.
Создание алгоритма нахождения скорости движения
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Диагностика понимания
Диагностика понимания
Вторичное закрепление
6. Контроль. Отработка действий по алгоритму
7. Рефлексия деятельности. Итог урока.
|
Слайд № 15 Физминутка
– Скорость можно измерить? Какой прибор существует для измерения скорости?
– Если скорость можно измерить, можно ли сравнить?
– Какой вывод можно сделать?
– Если скорость величина, значит, есть единицы измерения скорости. В каких единицах измеряется скорость на спидометре?
– Единицы измерения скорости отличаются от ранее изученных. Попробуйте в своих группах записать: км в час.
После работы все варианты записей ребята помещают на доску. Записи коллективно обсуждаются.
– Можно встретить разные обозначения: ; км/ ч; км в час.
– Мы будем в работе записывать так:
Слайд № 16
км/ч
Это единицы измерения какой величины?
Подберите синонимы:
А чьё измерение?
-Что обозначает данная запись?
- Что же такое скорость?
Слайд № 17
Вернёмся к нашей проблеме: кто же из ребят прав?
– Какой путь прошёл Максим? Какое время он затратил? Как узнать с какой скоростью он двигался? (Клик)
– В каких единицах будет измеряться скорость движения Максима? ( клик)
– Аналогично находим скорость движения Игоря. ( клик)
Какой вывод можно сделать?
– Обозначим расстояние, время и скорость принятыми в математике символами. Что получилось?
Слайд № 18
– Подведём итог нашей работе. Вспомним вопросы урока и дадим на них грамотные ответы.
- Что такое скорость?
- Как найти скорость?
Слайд № 19
- Назовите единицы измерения длины ( клик)
- Подберите к эти величинам единицы измерения времени, чтобы получились единицы измерения скорости.
(Клик)
Слайд № 19
- С чем связано понятие скорости? ( клик)
Слайд № 21
- давайте же выясним с какой скоростью двигается наш поезд до Кандалакши?
В чём измерим скорость?
Слайд № 22
- Посмотрите на различные летающие объекты.
- Что общего между ними?
- На какие две группы можно разделить эти объекты?
- Соотнесите объект с его скоростью.
( фронтальная работа)
Слайд № 23
С движением мы сталкиваемся на дорогах. Двигаемся мы, двигаются машины. Решим задачу. ( клик мышкой)
Ширина проезжей части дороги 18 метров. Зелёный сигнал светофора горит 20с. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с того момента, как светофор загорелся, чтобы пройти дорогу без аварийной ситуации?
( Работа с задачей, затруднение)
- Как найти скорость?
-Что же надо сделать?
Слайд № 24
- Можно ли число сделать большим, не меняя величину?
90 см /с - это примерно два детских шага. Попробуем сделать. Это большая скорость движения для вас.
Запомни: переходи улицу по переходу. Разговаривать с друзьями или играть во время движения по «зебре» опасно, у светофора ограниченное время !
Самостоятельная работа.
Теперь вы знаете, как находить скорость движения.
Слайд №25
Задачу № 1 выбирают те, кто хорошо сегодня разобрался и хочет попробовать решить более сложную задачу.
Трактор за 6 часов проезжает 240км, а машина это же расстояние за 3 часа. Во сколько раз скорость машины больше скорости трактора?
Задачу № 2 выбирают те, кто хорошо разобрался в скорости движения.
Заяц, когда ему угрожает опасность пробегает за 6 секунд 72 м, а мышь бежит со скоростью 2 м/сек. Кто из них бежит быстрее и насколько?
Задачу № 3 решают те, кто чувствует, что ещё не совсем понял тему, но хочет попробовать.
Улитка проползла 100 см за 2 минуты. Найди скорость.
Слайд №27
Проверка по клику. Обратить внимание, что 1 задача решается двумя способами.
Слайд № 26
Вернёмся к выражениям, которые не могли решить в начале урока ( клик)
Теперь вы с ними справитесь?
- Что мы узнаём в результате?
Слайд № 27
– Какие вопросы мы поставили в начале нашего урока?
– Что такое скорость?
- В каких единица измеряется скорость.?
Как найти скорость?
– Где в жизни мы чаще всего встречаемся со скоростью?
– Хочется напомнить, что дорога очень опасна, необходимо соблюдать правила дорожного движения.
– Домашнее задание будет творческого характера: составьте задачу для своего соседа по парте на нахождение скорости.
– Всем спасибо за работу.
|
Спидометр
Да
Вывод: Скорость – это величина
Длина
Время
Расстояние, путь
Ребята самостоятельно формулируют определение . Вывод: Быстрота движения. Сколько км пройдено за час
60 : 20=3
м/с
45:25=3 ( м/с)
3=3, оба мальчика были правы, они оба быстро бежали.
Формула нахождения скорости: V= S*t
Мм, см, дм, м , км
(работают в группах, варианты обсуждаются)
м/с, м/мин, км/с, км/мин, км/
На данном этапе дети учатся добывать информацию различными способами: наблюдение, чтение, слушание .Происходит открытие нового знания. Формируются познавательные УУД.
Учатся доносить свою позицию до других (строить высказывания, пользуясь математической терминологией), слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её.. Формируются коммуникативные УУД,
С понятием времени, расстояния
150 : 3 = 60
Км/ч
Передвигаются по воздуху
Природные ( бабочка, орёл) и рукотворные ( самолёт, космический корабль, вертолёт)
На данном этапе формируются познавательные УУД: использовать полученную информацию в деятельности, развитие мыслительных операций, решать задания по аналогии, используя алгоритм действий.
V= S*t, 18: 20 =?
18 м = 180 дм
180 : 20 =9 дм/с
90 см /с
Индивидуальная работа. Дети поворачиваются на свои места
На данном этапе предлагаются не только задания, при решении которых используется новый алгоритм, но и выполняются задания, в которых новое знание используется вместе с ранее изученным. Выполняются универсальные логические действия: анализ, синтез.
Дети учатся находить информацию в тексте задачи, выделять главное, применять новые знания в другой ситуации. Формируются познавательные УУД.
Да, сможем, потому что эти величины показывают скорость.
Скорость движения
В диалоге с учителем дети учатся определять степень успешности выполнения своей работы и работы все, осознание своей УД. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Регулятивные УУД.
|