Методика проведения массовых спортивных мероприятий с учащимися различных возрастных групп.
Submitted by Татьяна Алексеевна Харина on Tue, 07/02/2012 - 18:48
Физкультурно-массовая работа в школе предоставляет широкую возможность более разнообразно использовать традиционные методы и средства физического воспитания, выполняя упражнения играя, соревнуясь. Тем самым преодолевается монотонность занятий. Соревновательно-игровой метод эффективен в физическом воспитании не только потому, что он в совокупности многогранен, но и то, что он является проверенным средством активизации двигательной активности за счет подключения эмоций занимающихся.
Внеклассная спортивная работа с детьми должна удовлетворять следующим педагогическим требованиям, учитывая их возрастные особенности:
1.Воспитательная направленность.
Главная цель всех занятий заключается в разностороннем развитии личности ребенка. Физическое воспитание должно быть направлено на формирование у учащихся таких качеств, как сознательное отношение к своему здоровью и физическому развитию;
соблюдение личной и общественной гигиены;
интерес к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;
потребность в систематических физических нагрузках;
развитие и воспитание в себе силы, ловкости, быстроты и выносливости в различных видах физической деятельности;
овладение рациональной техникой двигательных навыков;
воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
2.Массовое привлечение учащихся к внеурочным занятиям физической культурой в различных её проявлениях.
Массовые спортивные мероприятия не являются обязательными для всех учащихся. Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы, начиная с детей младшего школьного возраста и до старшеклассников, развивать и поддерживать интерес к всевозможным формам занятий физическими упражнениями и спортом.
Внеклассные спортивные мероприятия в школе проводятся не только для одаренных детей. Нужно задействовать все организаторские методы и приемы для обеспечения мотивации школьников для участия их во внеурочных физкультурно-массовых мероприятиях.
Надо привлекать всех детей: и одаренных - чтобы еще больше развить их талант, и неуспевающих - чтобы подтянуть, и недисциплинированных, нуждающихся во внимательном и индивидуальном подходе - чтобы привить им стремление работать в коллективе.
3.Свободный выбор учащимися вида занятий.
Каждый ребенок может выбрать такой вид занятий физическими упражнениями, который соответствует его склонностям и способностям. Задача учителя физической культуры предоставить детям широкий выбор упражнений из различных видов спорта, предварительно обучив их жизненно важным двигательным умениям и навыкам в зависимости от возраста.
Правильная ориентация учащихся в выборе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности – это условие высоких достижений каждого индивидуально и всей команды.
4.Привлекательность занятий.
Массовые спортивные мероприятия должны носить интересный увлекательный характер, учитывая возрастные особенности детей.
Чтобы физические упражнения не были утомительными, чтобы снизить эмоциональное напряжение (особенно у детей младшего школьного возраста) надо включать в программу спортивных праздников теоретические задания на знание видов спорта, вопросы из истории Олимпийских Игр, музыкальные конкурсы. В зависимости от времени года спортивные мероприятия, тематические праздники проводятся в оформленном спортивном зале или на пришкольном стадионе.
5.Стимулирование активности учащихся.
На внеклассных спортивно-массовых мероприятиях необходимо поддерживать инициативы детей, создавать условия для самодеятельной работы в коллективе. Для выступления участники выбирают единую форму, придумывают и изготавливают названия, девизы и эмблемы своих команд, физорги классов формируют состав соревнующихся.
Большую помощь в проведении и организации судейства оказывают учащиеся старших классов, получив инструктаж преподавателя. Все спортивно-массовые мероприятия заканчиваются торжественным подведением итогов и награждением призеров и победителей соревнований как в командном так и в личном зачете.
Рекомендуемые формы спортивно- массовых и оздоровительных мероприятий:
День Здоровья, День Первоклассника, День Защитника Отечества, День бега, День лыжника, «Сильным, ловким вырастай», «Страна Спортландия ,
соревнования по игровым видам спорта.
При выборе программы учитывается возраст детей и соответственно их знания, умения и навыки, приобретенные школьниками различных
возрастных групп.
Дети 6-9 лет (1-4 классы), как правило, отдают предпочтение играм, связанным с бегом, прыжками, метаниями и другими естественными движениями. Уровень развития двигательных способностей соответствует предложенным физическим упражнениям.
В этом возрасте дети уже подчиняются общим правилам поведения. Они могут оценивать поступки друг друга, имея определенный опыт общения и совместной деятельности в коллективе сверстников. В играх девочек и мальчиков почти нет разницы. Для них следует подбирать упражнения, которые требуют проявления ловкости и быстроты, (без больших, длительных напряжений); игры с бегом и своевременным торможением и остановкой; игры с бегом и увертыванием; игры с метанием в цель и на дальность из различных исходных положений; игры с преодолением небольших вертикальных и горизонтальных препятствий. Желательно использовать ассоциативные игры с движениями птиц и животных.
У детей возрастной группы 10-12 лет (5-6 класс) в значительно большей степени, чем у предыдущей группы, развиты волевые качества, самостоятельность, решительность, инициатива. При составлении программы спортивно-массового мероприятия для этого возраста надо учитывать некоторую неустойчивость психики и особенность физического развития, а именно: значительное ускорение темпов роста организма. Поскольку центральная нервная система у детей 10-12 лет отличается повышенной возбудимостью и неустойчивостью нервных процессов,- в связи с чем нередки вспышки резкости и нетерпеливости. Соревнования следует проводить особенно организованно, не допуская излишнего перевозбуждения.
По характеру действий и видам движений игры детей 10-12 лет разнообразны. Широко можно применять бег и прыжки через неподвижные и движущиеся препятствия (бег сквозь катящийся обруч, «чехарда»); бег с передачей, метанием и ловлей мячей различных размеров и мелких предметов в цель с уменьшенным диаметром и на дальность. Становятся доступными упражнения, связанные с более продолжительными силовыми напряжениями (игра «Гладиаторы»), а также с относительно кратковременно интенсивными движениями (борьба на руках в парах).
В этом возрасте отмечаются некоторые особенности, из-за их физиологических отличий, в выполнении физических упражнений у девочек и мальчиков. Мальчики имеют преимущество в беге на скорость, в метаниях на дальность, в упражнениях на преодоления сопротивления. Поэтому в личных соревнованиях итоги подводятся раздельно по половому признаку.
Школьники 5-6 классов начинают особенно интересоваться спортивными играми со сложными двигательными задачами: баскетбол, футбол, хоккей. Увеличиваются и усложняются физические упражнения, включаемые в соревновательную деятельность.
У подростков 13-14 лет (7-8 класс) сердечно-сосудистая система хорошо приспосабливается к упражнениям с высокой двигательной активностью.
Восстановительные процессы в организме идут с более высокой интенсивностью. В этом возрасте у детей отмечается способность к контролю за своими эмоциями. Есть все основания предъявить повышенные требования к дисциплине, тактичности по отношению к своим товарищам и соперникам на соревнованиях.
Четко выделяется разница в выполнении скоростно-силовых упражнений у мальчиков и девочек. В этом возрасте следует больше уделять внимание заданиям с более конкретным конечным результатом: разнообразные действия с предметами, лазанья и перелазанья, метание в цель, перетягивание, ориентация в пространстве, бег с преодолением препятствий.
Для решения оздоровительной задачи в школе главное не повышение уровня подготовленности физически сильных школьников выше норматива, тем более, что здоровья от этого у них не прибавится, а подтягивание отстающих до уровня удовлетворительного физического состояния. Это позволит укрепить их здоровье, повысить работоспособность, успеваемость, предупредить заболеваемость, увеличить интерес к занятиям физическими упражнениями, как в школе так и за её пределами.