По данным школьных логопедов города Гатчины за 2010-2011 годы, 56% учащихся имеют диагноз «дисграфия», из них 28% - оптическая дисграфия. Предпосылки оптической дисграфии возникают уже в дошкольном возрасте, и связаны они с несформированностью зрительно-пространственных функций. В исследованиях Л.Г. Парамоновой отмечается, что предпосылки оптической дисграфии имеют 45,8% дошкольников. Эти данные указывают на важность профилактики
В обследовании ребёнка особое внимание уделяю изучению тех факторов, которые создают предпосылки данной формы дисграфии (см. приложение). Разрабатываю программу работы по профилактике оптической дисграфии, включаю разделы этой программы в перспективный, календарный план. В дневнике логопеда отмечаю динамику развития.
Работа по предупреждению оптической формы дисграфии проводится в следующих направлениях:
- Развитие зрительного гнозиса: зрительного восприятия, узнавание цвета, формы, величины.
- Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.
- Развитие зрительного анализа и синтеза
- Формирование пространственных представлений.
На разных этапах работы в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей использую различные методы, даю задания и упражнения, провожу игры,
направленные на развитие и коррекцию зрительно-пространственных функций.
Для уточнения зрительного образа использую задания на узнавание цветных предметных изображений, контурных, теневых изображений, изображений в усложнённых условиях (зашумлённых, перечёркнутых, наложенных друг на друга), задания на развитие способностей оперирования зрительными образами.
Обучение восприятию цвета состоит из нескольких этапов: сначала дошкольники овладевают такими практическимидействиями как прикладывание, накладывание предметов, группировка однородных и разнородных предметов по цветовому признаку, затем учатся определять цвет «в уме», на последнем этапе – умеют сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки.
Восприятие величины: подбор одинаковых величин по образцу, нахождение различий между предметами путём расположения их по возрастающей и убывающей, закрепление названий за предметами разной величины, использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов, аналитическое сопоставление предметов с помощью зрения, сопоставление частей и деталей предметов по величине.
Для развития правильного восприятия формы используется набор игр и упражнений сначала с геометрическими телами, затем с геометрическими формами, позднее – с их изображениями (геометрические сказки, построение фигур из карточек).
Для расширения объёма и уточнения зрительной памяти даю следующие игры и задания: запоминание и перечисление предметов, картинного ряда, расположение предметов, букв, цифр, геометрических фигур в заданной последовательности, игры «Чего не стало?», «Найди отличия», «Что изменилось?». При изучении букв запоминаем их образ через зрительные ассоциации.
Игры и упражнения для развития зрительного анализа и синтеза: складывание картинок из 3-9 частей, подбор части к целому, дорисовывание картинок, дополнение недостающего элемента по представлению. При работе с буквами конструируем буквы из предъявленных элементов, дополняем недостающий элемент, реконструируем букву путём изменения пространственного изменения элементов, находим буквы в геометрических фигурах, дописываем слова, состоящие из элементов букв. Очень часто использую «изогра фы», увязывая чтение слов с определённой лексической темой.
Формирование пространственных представлений проводится в следующей последовательности:
- Развитие соматогностических, тактильных, кинестетических процессов.
- Формирование представлений о «схеме собственного тела».
- Ориентация в пространстве.
а). Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.
б). Определение пространственных отношений между двумя-тремя предметами или
изображениями.
4 .Ориентация на листе бумаги.
Для правильного обозначения пространственных отношений с помощью предложно-падежных конструкций дифференцируем различные значения одного и того же предлога. Значение предлогов уточняется с помощью графических схем.
В свое работе я использую компьютерную программу «Речевой калейдоскоп». Игры, находящиеся в разных модулях программы, содержат задания, способствующие развитию зрительного внимания, зрительной памяти, пространственных представлений.
Опыт общения с учителями начальных классов и логопедами школ показывает, что работа по предупреждению оптической дисграфии достаточно эффективна.
|