Submitted by Светлана Вячеславовна Кудрявцева on вс, 05/02/2012 - 17:04
«Не можешь оторвать глаз от лесенки
слов, на которой покоится жизнь с ее
прошлым, с ее нынешним пульсом,
со взглядом в завтра…»
В. Песков.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. На этом уроке мы с вами продолжаем изучение раздела науки о языке «Словообразование».
2.Целеполагание
Сегодня на уроке нам предстоит
1)вспомнить всё, что мы изучили по теме «Словообразование. Состав слова»
2) разработать алгоритм действий при подготовке к ЕГЭ
3) отработать навыки выполнения заданий разного уровня сложности в рамках подготовки к ЕГЭ по данной теме
Работать мы будем не в обычных тетрадях, а в рабочей карте урока. Она перед вами. Всё ли вам понятно в ней?
Как, вы думаете, что означает фигурка в правом верхнем углу страницы?
Как вы должны будете распорядиться с картой после урока?
Перед вами лист целеполагания, где расшифрованы основные теоретические положения темы. Внимательно прочтите их, уточните, что вы помните, что не знаете, используя знаки:
«+» - я это знаю;
«-» - я этого не знал;
«?» - непонятная или недостаточная информация.
Поставьте знак в первую графу таблицы. В последующей работе обратите внимание на положения, отмеченные знаками «-» и «?».
Теоретические положения по теме «Словообразование»
Основные положения
Этапы урока
(«+», «—», «?»)
первый
заключительный
Непроизводное слово — это слово, котороене образовано от других слов
Слово, котороеобразовано ог другого слова, — производное
Слово,от которого образовано другое слово, называется производящим
4. Суффикс одновременно является и словообразовательной и словоизменительной морфемой
5. Производящее слово может бытьпроизводным инепроизводным
6. Омонимичные корни- это корни, имеющие разное лексическое значение, как в словах носить и носик
7. При изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым
8. Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень.
9. Способы образования слов можно рассмотреть по группам :
морфологические
- неморфологический
Работа с эпиграфом.
— Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?
3.Актуализация знаний
На сегодняшнем уроке мы разрешим наиболее сложные вопросы словообразования, повторим все ключевые понятия этого раздела. Этот материал поможет вам при подготовке к ЕГЭ.
Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите или опровергните важные лингвистические закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории.
4.Фронтальный опрос
- Итак, что же такое "Словообразование"? Что оно изучает?
- Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему "значимая"? (т. к. несет информацию о слове).
- На какие виды делятся морфемы? (, ,, ).
А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем, разгадав кроссворд, который находится в вашей рабочей карте урока. Итак, приступим
"Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов" (Корень).
"Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов." (Приставка).
"Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении" (Окончание).
"Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов" (Суффикс).
Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню).
Запись в тетрадях учащихся:
- заключено лексическое значение
- образуют новые слова
- образует формы слов
Внимание!Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
а) окончания;
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
На какие 2 части делятся изменяемые слова? ( , )
Что такое основа?
Как называются слова с одним и тем же корнем?
Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (лексическое значение слова)
Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? (омонимичными)
Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Ответ у доски, у плаката).
(Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход, проход, проход).
-А теперь я предлагаю на основе следующих заданий попытаться сформулировать своего рода алгоритм , позволяющий успешно справиться с заданиями на ЕГЭ
Буквенный диктант.
- Определите, где формы одного и того же слова, АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА ЕГЭ
а где разные однокоренные слова. 1. ВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ
С разделом «Морфемика и словообразование» вы знакомы из курса 6-го класса. Есть необходимость напомнить вам теоретическую часть.
Словообразованиеизучает способы образования слов, словообразовательную роль морфем и закономерности современного словообразования.
Я предлагаю сейчас познакомиться с информационным модулем, а затем по этим материалам ответить на вопрос
- Какие способы образования слов существуют в русском языке?
Но отвечая на этот вопрос нам необходимо учитывать мнение лингвистов, составляющих КИМы для экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ, который вам предстоит сдавать в будущем году
- Итак, приступим
Просмотр модуля
- Какие способы образования слов существуют в русском языке?
Ответьте на этот вопрос с помощью кластера и прокомментируйте свой ответ на примерах.
-Как вы думаете, ребята, почему не все части кластера имеют одинаковую цветовую окраску?
-В чём здесь суть?
- На какое общедидактическое умение нацеливает нас этот кластер?
- владеть терминологией здесь просто необходимо. Иначе выполнить задание В1 невозможно. Причём кроме этого мы не можем позволить себе неточное написание способа словообразования при ответе, поэтому запомните их хорошенько
Теория без практики мертва – переходим к практической части
Работаем с материалом, представленным на доске – вам необходимо определить способ образования слов и обосновать свой выбор.
Распределите слова в соответствии со способом образования:
Упражнение 128 на странице 69. Один за другим, по цепочке учащиеся называют слово из упражнения, определяя его способ словообразования.( каждый ученик – два слова)
Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из сочетания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чугунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слова из сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).
Параллельно учитель вызывает двух учеников к обычной доске, выдает им карточки с заданиями. С выбором уровня сложности (синий- базовый, зелёный – средний, красный – высокий)
5. Самостоятельная работа Работа с тренажёром
Мы потренировались в определении способа словообразования, а теперь давайте обратимся к заданиям, нацеленным на определение структуры слова. Это умение пригодится вам на ЕГЭ , для этого поработаем с тренажёром
Ученики по очереди выполняют задания
Знакомство с практическим модулем teleschool.russian.10.05p1.oms
Ученики по очереди выполняют задания с практическим модулем
Итак, всем понятно, как работать с подобными ресурсами?
Есть ли среди вас, ребята, кто хочет попытаться пройти контрольный тест и получить за него оценку независимого эксперта, т.е. компьютера
Садимся за компьютеры. В правом верхнем углу есть значок в виде зеленого пазла. Выберите любой из них. Кликните по нему мышкой и нажмите воспроизвести модуль. Задания появились. Приступаем к выполнению.
Когда закончите, нажмите раздел итоги урока. Там каждому из вас будет поставлена оценка. Вы поставите её в свою рабочую карту , а в конце урока мы подведём итог.
А мы с вами выполним тестовые задания
(Выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой и занесением результатов в карту урока)
7. Подведение итогов. Работа с целями урока.
1) Связный ответ ученика (На доске план связного изложения повторенного на уроке материала).
1. Что изучается в разделе "Словообразование"?
2. Какие способы словообразования существуют?
3. На какие группы делятся способы словообразования?
2) Слово учителя. Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.
Вопросы классу:
- Что нового узнали?
Как реализовались цели?
- Вернитесь к последней графе таблицы. Ещё раз поставьте знаки: «+», «-», «?». Какие положения остались для вас непонятными?
- Объясните, зафиксируйте неполную информацию. Прочтите свой «Лист целеполагания». Все ли удалось сделать?
- Подсчитайте количество «плюсов» и на листочке запишите слово или выражение, которое соответствует вашим знаниям. Это ваш самопрогноз!
-Что на уроке удалось лучше всего?
- Что было самым трудным?
- Что было самым интересным?
Чьи ответы и работа на уроке понравились и почему?
Написание синквейна
Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
Напишите, синквейн, используя слова
которые приходят вам на ум после завершения нашего урока.
1)Словообразование
Трудное, но интересное
Объясняет, развивает, учит
Понятным становится слово
Здорово!
2) Словообразование
Сложное, неоднозначное
Привлекает, завораживает, развивает
Ясным становится слова суть!
А это главное!
3) Словообразование
Сложное, но очень важное
Манит, влечёт, зовёт
Во всём разобраться хочется
Справиться с этим хочу!
4) Способы словообразования
Морфологический, неморфологический
Запутывают, волнуют, страшат
Очень трудно всё это понять!
Но я обязательно справлюсь!
Итак, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
— основные способы словообразования.
— морфемный и словообразовательный разбор.
- производные и производящие основы
- омонимичные корни
-словообразовательные и формообразовательные морфемы
— Какой можно сделать вывод?
Вывод: Сегодня мы повторили способы словообразования, отработали типичные задания из КИМов ЕГЭ по теме «словообразование» (это задание В1). Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
-Завершим работу на веселой, шутливой ноте. 1. Миниатюра «Родственники»
- Вы кто такие?
- Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто?
- Я ваша тётя – Гусеница.
(Родня ли Гусеница Гусю?)
2. Какую часть слова можно в земле найти? (корень).
3. С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово? (-ищ-: ножищи) Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке. До свидания. Урок окончен
9.Домашнее задание
. Разда точный материал 1
1.Приведите примеры стилистически окрашенных и стилистически нейтральных слов, обратите внимание на суффиксы в этих словах.
2.упр.132
3. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность.
4. Подготовить выступление на тему: Образование сущ.,
прил.,
глаголов,
наречий.
Словообразовательные ряды.
Основные изменения в словообразовательной системе.
Раздаточный материал 2
1.Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений.
2. Обозначьте орфограммы в первом абзаце.
3. Укажите морфемный состав выделенных слов.
4. Выпишите слово с формообразующим суффиксом.
5. Укажите способ образования слова лучисто-веселое
Осл__пительно ярк__м утром мы с отцом шли росистой луговой стё(ж,ш)кой затем свернули к льняному полю. Босые ноги т__нули в сыровато-тёплой траве. Впереди темнел лес. Утро было погожим и ласковым небо лучисто-весёлое. И вдруг прямо перед нами разл__лась синяя морская2 волна. От набежавшего ветерка синева ст__новилась то тёмной то совсем светлой.
Подходим2. Я уже различаю в этой с__неве о__дельные тонкие стебельки льна. Это от них получает(?)ся такая красивая морская волна.
Син___ волны пробегали по всему полю и у самой опушки леса разбивались словно о крутой2 берег. Стою с отцом замер от неожида(н, нн)ост__ от радост__ такое я увид__л впервые.
Сколько Не живи природа всегда открывает для человека что (то) новое неизвес(т)ное красивое. И каждое поколение буд__т дивит(?)ся извечному чуду пр__роды заново.
6.Найдите в тексте слова, соответствующие схемам:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДИФФИРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ
Задание1 синий
Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово, от какого образовано. Укажите морфемный состав каждого слова
ГРУСТНОВАТЫЙ
ГРУСТЬ
ГРУСТНЫЙ
Задание 2 зелёный
Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки
ГИТАРА ………….. ГИТАРИСТКА
ШЁЛК ………………… ШЕЛКОВИСТОСТЬ
Задание 3 красный
Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово, от какого образовано.
ОКОНЧИТЬ
ОКОНЧАНИЕ
КОНЕЦ
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ
Задание 4 синий
Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово, от какого образовано. Укажите морфемный состав каждого слова
МУЧНИСТЫЙ
МУКА
МУЧНОЙ
Задание 5 зелёный
Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки
АПТЕКА ………….. АПТЕКАРСКИЙ
МАСЛО ………………… МАСЛЯНИСТОСТЬ
Задание 6 красный
Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово, от какого образовано.