Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Способы сжатия текста. Гипонимы и гиперонимы.

Фото пользователя Татьяна Леонидовна Бурова
Размещено: Татьяна Леонидовна Бурова - вс, 05/02/2012 - 10:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бурова Татьяна Леонидовна
Место работы, должность: 
ГБОУ "Гуманитарная гимназия "Синяя птица" им.Иштриковой Т.В." г.Йошкар-Олы
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Формирование навыков сжатия текста

Формирование языковой компетенции:

1) Познавательные

- обучить работе с текстом;

- повторить понятия текст, тема, основная мысль текста;

- расширить лексический запас слов.

2) Практические

- учить детей читать и понимать текст

- учить видеть структуру текста;

- учить составлять план текста

-учить сжимать текст, используя гиперонимы (обобщение) и исключая гипонимы;

- закрепить постановку знаков препинания в предложениях с обобщающим словом.

Формирование надпредметных компетенций:

учебно-организационные:

-определять учебную задачу,

-оценивать свою учебную деятельность

учебно-информационные:

-анализировать текст;

-определять лексическое значение заимствованного слова, работая с однокоренными словами.

учебно-коммуникативные:

- развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли.

-умение выслушивать мнение других

Социальные компетенции

- работать в коллективе, слушать и слышать учителя,  адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.

Нравственные компетенции:

воспитывать любовь к родному языку, уважение к людям.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемая методическая литература: 

ГИА-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 28 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Национальное образование, 2011.

Используемое оборудование: 

компьютер

проектор

интерактивная доска

Используемые ЦОР: 

презентация "Способы сжатия текста. Гиперонимы и гипонимы"

Краткое описание: 
Комбинированный урок русского языка в 8 классе профильной школы: урок развития речи (открытия новых знаний) и закрепление темы "Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами".
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

План-конспект урока русского языка в 8 классе

Учитель: Бурова Т.Л.

Тема

Способы сжатия текста. Гипонимы и гиперонимы.

Цели урока

Формирование навыков сжатия текста

Формирование языковой компетенции:

1) Познавательные

- обучить работе с текстом;

- повторить понятия текст, тема, основная мысль текста;

- расширить лексический запас слов.

2) Практические

- учить детей читать и понимать текст

- учить видеть структуру текста;

- учить составлять план текста

-учить сжимать текст, используя гиперонимы (обобщение) и исключая гипонимы;

- закрепить постановку знаков препинания в предложениях с обобщающим словом.

Формирование надпредметных компетенций:

учебно-организационные:

-определять учебную задачу,

-оценивать свою учебную деятельность

учебно-информационные:

-анализировать текст;

-определять лексическое значение заимствованного слова, работая с однокоренными словами.

учебно-коммуникативные:

- развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли.

-умение выслушивать мнение других

Социальные компетенции

- работать в коллективе, слушать и слышать учителя,  адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.

Нравственные компетенции:

воспитывать любовь к родному языку, уважение к людям.

Тип урока

Урок открытия новых знаний (комбинированный: закрепление пунктуации и развития речи)

Оборудование

Компьютер

Проектор

Интерактивная доска

Презентация

Распечатки с текстами

Оформление

доски

Дата

Классная работа

Способы сжатия текста. («Гипонимы и гиперонимы» дописываю в ходе урока)

План урока

 

 

Ход урока

Этап самоопределения

к деятельности

 

2 мин

Приветствие.

Постановка цели.

Что мы с вами изучали на предыдущем уроке развития речи? (Способы сжатия текста). Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня? (Продолжаем изучать способы сжатия). На каких уроках вы пользуетесь приемами сжатия?( На всех.)

Актуализация

знаний

 

3 мин

Какие приёмы сжатия текста вы уже знаете?

Любую ли информацию из текста можно исключать? (Нет)

Как определить, нужная это информация или нет? (Нужно выделить главную информацию и второстепенную)

С чего мы начинаем работу над сжатием текста? (С определения темы, идеи, микротем).

Всегда ли перед сжатием текста нужно это делать?  (да)

Давайте узнаем, над каким приёмом сжатия текста мы будем работать сегодня.

 (Дописываю тему на доске)

Записываем число, тему.

Этап постановки

учебной задачи

 

1 мин

Как вы думаете, что за прием сжатия мы сегодня будем изучать?

Почему у вас возникли проблемы?

Нужно определить значения слов «гипоним» и «гипероним».

Этап построения проекта выхода из затруднения.

 

 

7 мин

Как же мы сами, не заглядывая в учебники и энциклопедии, можем разобраться с этими терминами?  (Обратиться к однокоренным словам).

Давайте попробуем разложить эти заимствованные слова на морфемы. Знакомы ли они вам? Из какого языка они заимствованы? (Греческого).

Гипероним (гипер+оним), гипоним (гипо+оним)

Давайте попробуем разложить эти заимствованные слова на морфемы. Знакомы ли они вам?

Гипероним (гипер+оним), гипоним (гипо+оним)

Давайте вспомним однокоренные слова.

С корнем «оним»:

Синонимы «одноименный»

Омонимы (омос = имя) одинаковое имя

Антонимы (противоположные имена)

Паронимы (пара – возле)

топоним (топос+оним) – имена географических объектов

хрононимы (хронос+ оним) – названия исторических событий, эпох

гидроним (гидро + оним) – названия водных пространств

зооним (зоо+ оним )– клички животных

антропоним (антропос+онима= человек+имя) – имена людей

астронимы (названия небесных тел)

агионим (имена святых)

фитоним (сорта растений)

теонимы (имена богов)

криптоним (Тайный, скрытый +имя) псевдоним в виде инициалов

псевдоним (ложное имя)

Записываем в тетради 2-3слова, через двоеточие примеры.

Работа с корнем «ГИПЕР»

Гипертония (сверх, над =+ напряжение)

Гиперзвуковой, гиперзаряд, гиперпространство, гиперактивность

(от греч. hyper - над - сверх), приставка, означающая: 1)находящийся наверху. 2) Превышающий норму (напр., гипертония).

ГИПО…[< греч. hypo внизу, снизу; под].Первая составная часть иноязычных слов или приставка (в словах, образованных в русском языке), указывающая на:1) понижение, уменьшение чего-н. против нормы, напр.: гипотония, гиподинамия; противоп. гипер…;

 

Давайте запишем предложение, в котором будут гипонимы и гиперонимы, попробуем их найти и вывести правило.

Записываем в тетради:

В корзине была дичь: два тетерева и утка.

Что является гипонимом? Гиперонимом?

Давайте попробуем дать определение.

 

Гипероним – это слово с общим, родовым понятием

Гипоним – это слова, называющие предметы с видовым значением.

 Составляем схему предложения, объясняем постановку знаков препинания.

 

Этап первичного закрепления во внешней речи.

 

8 мин

Какие ещё гиперонимы мы сегодня с вами записывали? (читаем записи в тетради)

 

1.   Пожалуйста, подберите гиперонимы к ряду гипонимов.

Приставка, корень, суффикс, окончание.

Комедия, трагедия, драма.

Эпос, лирика, драма.

Рахманинов, Чайковский, Римский-Корсаков.

Элегия, ода, эпиграмма

Классицизм, сентиментализм, романтизм

«Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта»

2.   А теперь наоборот

Художники

Математические функции

Цветы

Качества

Произведения Пушкина

Зоонимы из литературных произведений

Науки

Псевдонимы

 

 

Записать предложения, вставив гиперонимы, объяснить постановку знаков препинания.  (работа с презентацией, интерактивной доской и фломастерами )

Составить схемы.

Марко Поло побывал ___________в Китае, Индии, Монголии. (страны)

Лесть, ложь, предательство ___________ были в этом человеке.(пороки)

2) Андрей много _______________: летал самолетом, ездил на оленях, плавал на плотах, ходил пешком (много путешествовал, странствовал).

3) Ромашки, одуванчики, колокольчики – ______________ от теплого ветерка колышутся, кланяются, радостно приветствуют гостя.

4)___________ Мать, отец и два сына приехали на дачу. (Все члены семьи)

5)Он знал __________немецкий,французский, итальянскийимолдавский.

Затем исключаем гипонимы. (устно)

 

Заменяем гипонимы гиперонимом

В лесу росли сыроежки, опята, подосиновики.

Мы изучали на уроке англицизмы, галлицизмы и эллинизмы

 

Как можно сжать предложения с гипонимами и гиперонимами? (исключить гипонимы или заменить гипонимы гиперонимом)

 

Этап самостоятельной работы и самопроверкой по эталону.

 

5 мин

Работа с доской.

Изменить предложения, заменив гипонимы гиперонимами.

На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки.

В мифологической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Орфеем, Брахмой.

Исключите гипонимы из предложения.

Кто-то больше всего чувствует одиночество за порогом дома – в детском саду, в школе, в институте, на службе, на улице, в шумной компании…

После ухода гостей Лена разложила на столе подаренные ей куклу, кубики, мяч.

Этап включения в систему знаний и повторения.

13 мин

Работа с текстом. (распечатка)

Определение темы

Идеи

Составление плана (микротема + основная мысль)

Сократить текст (устно)

 

Этап рефлексии деятельности.

 

2 мин

Какую цель перед собой ставили?

Удалось ли достичь поставленной цели?

Что такое гипонимы и гиперонимы?

Что мы повторили?

-В чём были трудности?

Оценивание

 

Домашнее задание

 

1 мин

Сократить текст

 

Прикрепленный файл Размер
СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА гиперонимы.pptx 86 Кбайт
Изложение 3.mp3 2.98 Мбайт
изложение3.docx 16.01 Кбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн