Размещено: Татьяна Леонидовна Бурова - вс, 05/02/2012 - 10:40
План-конспект урока русского языка в 8 классе
Учитель: Бурова Т.Л.
Тема
Способы сжатия текста. Гипонимы и гиперонимы.
Цели урока
Формирование навыков сжатия текста
Формирование языковой компетенции:
1) Познавательные
- обучить работе с текстом;
- повторить понятия текст, тема, основная мысль текста;
- расширить лексический запас слов.
2) Практические
- учить детей читать и понимать текст
- учить видеть структуру текста;
- учить составлять план текста
-учить сжимать текст, используя гиперонимы (обобщение) и исключая гипонимы;
- закрепить постановку знаков препинания в предложениях с обобщающим словом.
Формирование надпредметных компетенций:
учебно-организационные:
-определять учебную задачу,
-оценивать свою учебную деятельность
учебно-информационные:
-анализировать текст;
-определять лексическое значение заимствованного слова, работая с однокоренными словами.
учебно-коммуникативные:
- развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли.
-умение выслушивать мнение других
Социальные компетенции
- работать в коллективе, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.
Нравственные компетенции:
воспитывать любовь к родному языку, уважение к людям.
Тип урока
Урок открытия новых знаний (комбинированный: закрепление пунктуации и развития речи)
Оборудование
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
Презентация
Распечатки с текстами
Оформление
доски
Дата
Классная работа
Способы сжатия текста. («Гипонимы и гиперонимы» дописываю в ходе урока)
План урока
Ход урока
Этап самоопределения
к деятельности
2 мин
Приветствие.
Постановка цели.
Что мы с вами изучали на предыдущем уроке развития речи? (Способы сжатия текста). Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня? (Продолжаем изучать способы сжатия). На каких уроках вы пользуетесь приемами сжатия?( На всех.)
Актуализация
знаний
3 мин
Какие приёмы сжатия текста вы уже знаете?
Любую ли информацию из текста можно исключать? (Нет)
Как определить, нужная это информация или нет? (Нужно выделить главную информацию и второстепенную)
С чего мы начинаем работу над сжатием текста? (С определения темы, идеи, микротем).
Всегда ли перед сжатием текста нужно это делать? (да)
Давайте узнаем, над каким приёмом сжатия текста мы будем работать сегодня.
(Дописываю тему на доске)
Записываем число, тему.
Этап постановки
учебной задачи
1 мин
Как вы думаете, что за прием сжатия мы сегодня будем изучать?
Почему у вас возникли проблемы?
Нужно определить значения слов «гипоним» и «гипероним».
Этап построения проекта выхода из затруднения.
7 мин
Как же мы сами, не заглядывая в учебники и энциклопедии, можем разобраться с этими терминами? (Обратиться к однокоренным словам).
Давайте попробуем разложить эти заимствованные слова на морфемы. Знакомы ли они вам? Из какого языка они заимствованы? (Греческого).
Гипероним (гипер+оним), гипоним (гипо+оним)
Давайте попробуем разложить эти заимствованные слова на морфемы. Знакомы ли они вам?
Гипероним (гипер+оним), гипоним (гипо+оним)
Давайте вспомним однокоренные слова.
С корнем «оним»:
Синонимы «одноименный»
Омонимы (омос = имя) одинаковое имя
Антонимы (противоположные имена)
Паронимы (пара – возле)
топоним (топос+оним) – имена географических объектов
хрононимы (хронос+ оним) – названия исторических событий, эпох
гидроним (гидро + оним) – названия водных пространств
зооним (зоо+ оним )– клички животных
антропоним (антропос+онима= человек+имя) – имена людей
астронимы (названия небесных тел)
агионим (имена святых)
фитоним (сорта растений)
теонимы (имена богов)
криптоним (Тайный, скрытый +имя) псевдоним в виде инициалов
псевдоним (ложное имя)
Записываем в тетради 2-3слова, через двоеточие примеры.
(от греч. hyper - над - сверх), приставка, означающая: 1)находящийся наверху. 2) Превышающий норму (напр., гипертония).
ГИПО…[< греч. hypo внизу, снизу; под].Первая составная часть иноязычных слов или приставка (в словах, образованных в русском языке), указывающая на:1) понижение, уменьшение чего-н. против нормы, напр.: гипотония, гиподинамия; противоп. гипер…;
Давайте запишем предложение, в котором будут гипонимы и гиперонимы, попробуем их найти и вывести правило.
Записываем в тетради:
В корзине была дичь: два тетерева и утка.
Что является гипонимом? Гиперонимом?
Давайте попробуем дать определение.
Гипероним – это слово с общим, родовым понятием
Гипоним – это слова, называющие предметы с видовым значением.