Официальный сайт aksakal 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Япония

Размещено: Людмила Александровна макарова - чт, 02/02/2012 - 15:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Макарова Людмила Александровна
Место работы, должность: 
КГБОУ НПО "Профессиональное училище 3" преподаватель
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

Образовательная:

познакомить учащихся с Японией, сформировать целостное представление о стране

Развивающая:

развитие умений составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации;

развитие умений работать с различными источниками информации

Воспитательная:

продолжить формирование общеучебных навыков, внимания, сосредоточенности;

формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 В.П. Максаковский, география, 10 кл. 

В.Н. Холина. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. 10-11 кл., М.; 1995.

Используемая методическая литература: 

 Б.З. Мильнер, И. С. Олейник. Японский парадокс. Реальности и противоречия капиталистического управления. - М.:Мысль, 1985.

Страны мира. Справочник. - М.; 1997.

И.А. Родионова. Экономическая география: Учебно-справочное пособие для школьников и абитуриентов. - М.; Экзамен, 2003.

Используемое оборудование: 

Политическая карта мира

Атласы «Экономическая и социальная география мира»

 Ноутбук, экран,  слайды, мультимедийный проектор, ЭУИ «Экономическая и социальная география мира»

 Кроссворд «Япония» 

Тестовые задания  «Япония» 

Сообщения учащихся «Импорт и экспорт Японии»

Презентация учащихся 

Используемые ЦОР: 

ЭУИ «Экономическая и социальная география мира» 

Краткое описание: 
Ход урока Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют «Страна – наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране: пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. А какой стране идёт речь? Вы догадались? Это - Япония. Сегодня наша задача на уроке познакомиться с государством Восточной Азии – Японией, с её населением, историей, географией, образом жизни людей. Особое внимание уделить обычаям и традициям этого народа. К уроку оформлена небольшая выставка, на которой можно найти много интересного о Японии.

Новый материал:

1 этап урока

Мы продолжаем изучать  страны Азии, страны, входящие в состав АТР.

(еще раз напомнить тему и цель урока)

А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут наши экскурсоводы (назвать фамилию учащихся).

Преподаватель:

Япония входит в «большую восьмёрку», что говорит  о её высоком экономическом развитии. Что же такое «экономическое чудо»? Кто же они, японцы? Что ими движет? Попытаемся в ходе урока это выяснить.

 

Территория.

По размерам территории Япония сравнима с наиболее крупными странами Западной Европы (ФРГ, Норвегия, Финляндия) и штатами США, но по составу и конфигурации она резко отличается от них.

Япония – это страна-архипелаг, расположенная на четырёх крупных островах Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю и почти четырёх тысячах мелких островах в Тихом океане. Это целый островной мир (слайд).

Когда же возник этот мир? Немного из истории Японии.

Экскурсовод 1.

О древней истории Японии известно очень мало. Как указывают древние японские хроники, первым  императором Японии был Дзимму Тэнно, правящий страной с 660 года до нашей эры. По мнению учёных, территория современной Японии была заселена уже 4 500 лет до нашей эры, а в III веке нашей эры здесь сформировались оседлые земледельческие сообщества.

 В феодальный период Япония была изолирована от других стран. После незавершённой революции 1867-68 годов она вступила на путь быстрого капиталистического развития. На рубеже 19-20 веков она вошла в число империалистических держав. В 20 веке Япония участвовала в трёх крупных войнах: русско-японской и двух мировых. После окончания второй мировой войны в Японии были распущены вооружённые силы, проведены реформы. В 1947 году император лишился своих властных полномочий (по конституции). Сейчас Япония является конституционной монархией. Японский император является «символом государства» и выполняет лишь церемониальные обязанности, а страной правит демократически избираемый парламент.

Император Акихито у власти с 7 января 1989 года, это 25 император Японии, он является потомком  первого императора Джимму (слайд).

Экскурсовод 2.

Сами японцы с древних времён называют свою страну Ниппон. Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает «солнце», а второй – «основа». Отсюда и происходит наименование Японии как Страны восходящего Солнца. Красный солнечный круг на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок японцев) на государственном гербе страны также символизируют восходящее солнце  (Японский флаг)

Население.

Преподаватель

Население Японии 127,3 млн. человек. Япония занимает 9 место в мире по численности населения. Она стала первым государством Азии, перешедшим от второго к первому типу воспроизводства.

Какой же состав населения имеет Япония?

Экскурсовод 3.

Население Японии отличается национальной однородностью, 99% составляют японцы. Из других народностей значительна численность корейцев и китайцев. Японский язык очень специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система современной японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и слоговая азбука.

Преподаватель

Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности 4 человека на 1000 человек, в США- 8 на 1000, в России – 18 на 1000.

В Японии самый высокий уровень продолжительности жизни: мужчины -76 лет, женщины – 83 года. (Для сравнения в России м. - 58 лет,  ж. – 72 г) (два слайда)

Как вы думаете, почему японцы живут долго?  (размышления учащихся)

 

Экскурсовод 4

  1. Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов.
  2. Само отношение к жизни. Японцы как никакой другой народ в мире знают и понимают, насколько жизнь хрупка. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу: леса, реки, животных и птиц.
  3. В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.
  4. Привычка ходить. Когда–то в стране был провозглашён лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.
  5. Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную повязку из нескольких слоёв марли. Причём носить эти повязки учат уже в детском саду. (После рассуждений – слайд)

А над чем из всего сказанного задумались вы?

(размышления учащихся).

Религия.

Преподаватель

Японцы очень верующая нация. Две основные религии в Японии – синтоизм и буддизм, которые возникли в раннефеодальную эпоху.

Экскурсовод 4.

Верующие японцы обычно исповедуют одновременно обе религии. Синтоизм в переводе означает  «божественный путь» обслуживает основные религиозно-бытовые обряды, и, прежде всего свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах. А буддизм, напротив, берёт на себя все погребальные и заупокойные обряды. Храмом в Японии является пагода. Это многоярусное сооружение с крышей, причудливо загнутой вверх на углах(слайды) 

Урбанизация.

Преподаватель

Средняя плотность населения в Японии 340 чел./кв.км, но фактически плотность выше, поскольку всё население сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.

В городах проживает около 80% населения. По уровню урбанизации Япония вышла на одно из первых мест в мире. В стране боле 200 крупных городов.

Работа с  учебником, стр. 246.  Определите,  на каких островах протягивается ряд крупных городов?

Крупные города протягиваются вдоль Южного побережья о. Хонсю, образуя ряд городских агломераций (Токио, Осаки, Нагои) и сливающихся в единый мегаполис Токайдо. Мегаполис протянулся на 700 км вдоль побережья. Проживает здесь 70 млн. человек (население Франции и Бельгии вместе взятые), средняя плотность составляет 800-1000 человек на 1 кв. км

В Японии 11 городов-миллионеров. Столица Японии – Токио. Не случайно говорят, что Япония начинается с Токио.

Экскурсовод 5.

Столицей Токио стал в 1869 году. Это один из самых перенаселённых городов мира, отличается хаотичной застройкой. Он растёт вверх (50-60 этажные небоскрёбы), вниз (подземные торговые центры) и вширь за счёт осушения Токийского залива (слайд).

Общая длина улиц Токио – 22 тысячи км, что превышает половину длины экватора, в городе 4 миллиона домов. Большинство улиц вообще не имеют названий. Таблички с цифрами указывают номер района  (а их в городе 23), блока, порядковые номера квартир. Найти адрес в  Токио даже полиции, водителям такси, не говоря уже о гостях или приезжих, очень непросто. Отдельные части города соединены между собой скоростными автомобильными эстакадами, но и они с трудом обеспечивают движение 5 млн. автомобилей.

До Токио столицей Японии был город Киото

Традиции (слайды).

Преподаватель:  

Япония страна высокой культуры и сплошной грамотности, где воспитанию и обучению детей уделяется большое внимание с самого раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции. К числу таких традиций относятся: икебана, бонсай, каллиграфия, музыка, живопись на бумаге и шелке, чайная церемония, палочки для еды, кимоно и т.д.

Учащиеся рассказывают о традициях в Японии.

Хозяйство.

Самостоятельная работа.

Используя текст учебника, политическую карту мира и экономическую карту Японии в атласе, охарактеризуйте ЭГП Японии по плану.

     ЭГП Японии определяется, прежде всего, тем, что дуга островов, на которых она   расположена, протягивается на 3,5 тыс. км на стыке материка Евразии и Тихого океана и находится в центре АТР. Япония расположена вблизи дальневосточной окраины России, Корейского полуострова и прибрежных районов Китая.

От г. Владивостока до берегов Японии по прямой 900 км. Пролив Лаперуза, отделяющий о. Хоккайдо от о. Сахалин – 43 км. Граница с Россией даёт широкие возможности развития экономических и культурных связей. Положение в центре АТР, роль которого в мировой торговле растёт, открывает широкие возможности для участия страны в международном географическом разделении труда (По картепоказать).

Промышленность

Преподаватель:

          Япония бедна полезными ископаемыми и импортирует сырьё для большинства отраслей промышленности. Но,  даже работая на импортном сырье, Япония по выпуску продукции многих отраслей занимает первое место в мире.

          По объёму выплавки стали,  Япония занимает 1 место в мире. Доля Японии на мировом рынке чёрной металлургии  - 23%.

          Страна занимает прочно 1 место в мире по судостроению, специализируется она на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Главные центры судостроения находятся в крупнейших портах Нагосаки, Кобе, Йокогана.

          По выпуску автомобилей страна занимает 1 место в мире. Ежегодно выпускается 13 млн. автомобилей. Основные центры Тоёта, Хиросима, Йокогама.

Одно из первых мест  страна занимает и по развитию химической промышленности ,лидирует в области электроники, робототехники, биотехнологии, приступила к использованию нетрадиционных источников энергии.

2 этап урока

Япония – страна с двумя «лицами». Каково  истинное «лицо» Японии?

Выступление учащихся по выполненной части проекта.

  • Рассказ о туристическом маршруте по Японии и его обоснование. Краткая информация об экономических и культурных особенностях городов (презентация)
  • Ответ на вопрос: как страна стала одним из экономических лидеров современного мира, не имея достаточно природных ресурсов? (буклет)

3 этап урока

Работа на узнавание по материалам выступлений учащихся и преподавателя (тест)

Преподаватель:

          На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им.

Кто же они, японцы?

Что ими движет?

(Размышления учащихся).

Вывод: культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот.

Задание на дом:

В.П. Максаковский, Экономическая и социальная география, § 3, стр.241-249

Подготовить сообщения «Старинные обряды и традиции Японии»

Итоги урока:

Преподаватель оценивает активность учащихся на уроке, выставляет оценки, подводит итоги урока.

  

Прикрепленный файл Размер
Презинтация учащихся.ppt 6.89 Мбайт


На: Япония


Большгеое спасибо за урок. Он является достаточно познавательным , показаны характерные черты Японии и это замечательно.



Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн