Урок русского языка во 2 классе по теме: «Сколько предметов может обозначать существительное?»
Submitted by Ирина Владимировна Клёнова on чт, 26/03/2009 - 03:34
Ход урока
I.Организация класса. Поговорим?
О том, что знаешь ты,
О том, что мне известно.
Поговорим?
Поговорим! Вам будет интересно!
II. Актуализация знаний
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о чем? Догадайтесь сами.
(учитель читает стихотворение)
Мы очень любим называть
В грамматике предметы
И на вопросы отвечать,
Ведь сами мы – ответы!
Вопросы эти – «ЧТО?» и «КТО?»
Без них не может жить никто!
А кто на них даёт ответ,
Тот называет вам предмет.
- О чем говорилось в этом стихотворении? (о существительном)
- Верно, мы продолжим разговор о имени существительного
III. Словарно – орфографическая работа. (кроссворд)
- Отгадайте о каких существительных я говорю и запишите слова в тетрадь?
1. Заплечный вещевой мешок. (рюкзак)
2. Поиск, выслеживание зверей с ружьём. (охота)
3. Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. (ветер)
4. Небольшой зверек, который меняет на зиму шубку. (заяц)
5. Обувь, закрывающая ноги по щиколотку. (ботинки)
6. Единица исчисления времени, равная семи дням. (неделя)
7. Дерево с плодами в виде пучка горьковатых оранжево-красных ягод. (рябина)
- Прочитайте, какое слово получилось в вертикальном столбике? (корзина)
- Дайте определение этому слову (плетеное изделие, служащее для переноски чего-либо)
- Запишите новое слово в тетрадь. Поставьте ударение. На что следует обратить внимание при его написании?
- Выполните самостоятельно краткий фонетический разбор слова. ( проверка с доски)
- Составьте с этим словом предложение, подчеркните главные члены предложения. (выслушиваются предложения учеников)
IV. Подготовка к новой теме.
Игра «Теремок» - корзина
Детям предлагается выбрать из набора слов: рюкзак, охота, ветер, заяц, ботинки, неделя, рябина выбрать то, которое сможет "поселиться" со словом корзина по общему признаку.
V. Новый материал. (рассматривается группа слов женского рода)
- Имена существительные, обозначающие один предмет, находятся в единственном числе. ( учитель вносит дополнения в запись: единственное числонад столбиком слов)
- Измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов и запишите их через черту с данными.
( учитель вносит дополнения в запись: множественное число над столбиком слов)
ед.ч. мн. ч.
корзина - корзины
охота - охоты
неделя - недели
рябина - рябины
- Прочитайте написанные в столбиках слова парами.
- Как в данном случае изменяются имена существительные? (по числам)
- Изменение по числам – это грамматический признак имен существительных.
- Сравните два столбика, что меняется в именах существительных при изменении их по числам? (окончания).
- Попробуйте составить к новым знаниям блок – схему. (работа в группах, класс разделен на экипажи, ученики обсуждают схему и рассказывают, что у них получилось)
- Я буду называть имена существительные единственного и множественного числа. Если назову существительное в единственном числе, вы поднимаетесь на цыпочки, делаете потягивание, руки вверх на ширине плеч, чуть заводите за голову, а если существительное во множественном числе – делаете приседание, руки вперед перед собой.
- Прочитайте пословицы и поговорки, определите, по какому признаку можно их сгруппировать в две группы. Напишите пословицы по группам, вставьте пропущенные буквы.
Всякая с…сна в своём бору шумит.
Умен на сл…вах, да глуп на д…лах.
Зол…то познаётся в огне, человек в труде.
Грибы ищ…т - по лесу рыщ…т.
Старые обыч..и твёрже новых.
Зд…ровье д…роже богатства.
- Обменяйтесь тетрадями со своим соседом и проверьте работу. (взаимопроверка)
- В каких словах были допущены ошибки (дети комментируют написание пропущенных букв)
Упражнение 2. Спиши предложения ставя имена существительные во множественное число, где возможно.
На изумрудной поляне играет луч солнца.
Под деревом дрожит солнечный зайчик.
Пестрит от цветка в глазах.
Над лесом звенит весёлая песня птицы.
Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";} (один ученик выполняет задание у доски, затем можно предложить ребятам высказать мнение о выполненной работе, т.е. выполнить самопроверку)
Сравните между собой две пары слов под одним номером. Каждой паре подберите точное название. Полученные цепочки напишите, укажите число имён существительных, подчеркните орфограммы.
На: Урок русского языка во 2 классе по теме: «Сколько предметов
Спасибо. Очень интересная разработка.