Ведущий: Я задаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а вы стараетесь определить: верно это или нет.
1. В Японии ученики на доске пишут кисточкой с цветными чернилами? (Да)
2. В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок? (Нет)
3. Авторучка была изобретена еще в Древнем Египте? (Да)
4. Шариковая ручка сначала применялась только военными летчиками? (Да)
5. В Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть что попало? (Да)
6. В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля? (Нет)
7. Римляне носили штаны? (Нет, они носили туники и тоги)
8. Если пчела ужалит кого-либо, то она погибнет? (Да)
9. Правда ли что, пауки питаются собственной паутиной? (Да)
10. В одном корейском цирке двух крокодилов научили танцевать вальс. (Нет)
11. На зиму пингвины улетают на север? (Нет, пингвины не умеют летать)
12. Если камбалу положить на шахматную доску, она тоже станет клетчатой. (Да)
«Вопрос-ответ»
Брейн-ринг
Правила игры:
1.В каждом матче чаще всего участвуют две команды, хотя в принципе, количество участников ограничено только возможностями аппаратуры (в частности, очень интересно проходят бои с участием четырех команд).
2.Основной принцип игры: побеждает та команда, которая большее число раз раньше других правильно ответит на заданный вопрос. Сигналом о готовности команды ответить служит звуковой или световой сигнал, которым управляет капитан или специально определенный им человек. Максимальный лимит времени составляет 1 минуту. Обычно существует запрет отвечать до определенного момента. Если команда нарушает этот запрет, ее ответ на засчитывается и она лишается права отвечать на этот вопрос.
3.Обычно отвечающего назначает капитан, однако в последних телевизионных «Брейн-рингах» введено правило, согласно которому это делает ведущий игры. Это сделано для того, чтобы повысить значение именно КОМАНДНОЙ игры и повысить роль игроков «второго плана», чтобы они отныне не могли отсидеться за спинами лидеров. Такое решение еще более увеличивает роль ведущего соревнования.
4.В случае, если первая команда отвечает на вопрос неправильно, оставшимся командам может даваться на ответ 10, 20 секунд, или время, оставшееся от минуты на момент ответа первой команды. (Чем больше команд играют одновременно, тем меньшим должен быть лимит времени, остающийся каждой последующей команде. С другой стороны, чем моложе играющие команды, тем этот лимит должен быть больше).
5.Если ни одна из команд не дала правильного ответа на вопрос, или было просрочено время, то очко считается неразыгранным. Если в турнире участвует большое количество команд (а лимит времени и вопросов, естественно, ограничен), то вводится правило «накопления очков», то есть неразыгранные очки переходят на следующий вопрос, цена которого, соответственно, возрастает.
6.Если все играющие команды, не отвечают на 3 вопроса подряд, то они дисквалифицируются и им всем засчитывается поражение.
Турниры по Брейн-рингу проводятся либо в групповой форме, когда все команды по жребию или по рейтингу делятся на группы по 3-4 команды и каждая играет с каждой или по «олимпийской системе» (игра на «вылет»). В первом случае обычно разыгрывается определенное количество вопросов (например 5 или 7) и может быть зафиксирована «ничья», при олимпийской системе игра ведется до победы – кто быстрее наберет определенное количество очков. (Обычно в отборочных турнирах играют до 3 очков, в финале – до 5 или 6)
Что? Где? Когда?
Несомненно, что именно эта игра, являющаяся в то же время, наиболее сложной и интересной из всех игр превратила в отечественной практике интеллектуальные игры в самостоятельный вид творческой деятельности и направление в воспитании и развитии школьников и молодежи.
В традиционном телевизионном варианте игры единственная команда соревнуется с командой телезрителей и/или ведущим. В практике клубов интеллектуальных игр ЧГК проводится, обычно, в тех случаях, когда соревнуются большое количество команд (более 10). Они отвечают на вопросы письменно.
Основные правила игры:
В игре принимают участие команды (традиционное количество участников – шесть).
Для ответа на вопрос команде (командам) предоставляется ограниченное количество времени (от 30 с до 1 минуты). В случае, если на вопрос отвечает несколько команд, им дается равное время.
Команды могут отвечать письменно или устно. В случае устного ответа его правильность оценивает ведущий. Письменные ответы оценивает компетентное жюри, сравнивая варианты команд, с ответами автора вопроса.
Обычно правильным ответом считается тот, в котором содержится “ключевое” слово.
В случае, если в ответе команды содержаться более, чем одна версия – он не засчитывается.
Все команды отвечают на заранее оговоренное количество вопросов (в одном туре целесообразно использовать от 12 до 18 вопросов, количество туров зависит от количества и возраста команд, а так же от уровня подготовки команд).
Победителем считается команда, ответившая на большее количество вопросов. В случае равного количества правильных ответов обычно применяется рейтинг (показатель сложности вопросов, определяемый как разность между общим количеством команд и количеством команд, правильно ответивших на вопросы) или сумма мест, полученных командой в отдельных турах. (Чем меньше сумма мест, тем выше итоговое место). Возможно применение и других способов определения победителей, но нужно помнить о том, что чем проще правила, тем меньше конфликтов
Вопросы, использованные в игре «Центровая команда» 2007, 2008 году
Ò Лицей и школа тела. Как называлась последняя? (Школа тела – Гимназия).
Ò Искусство передает действительность через художественный образ. Музыка создает образ с помощью звука. Изобразительное искусство – с помощью линий и пятен. Архитектура – с помощью архитектурных форм.
Какой из этих видов искусства ученые считают наиболее древним?
(Наиболее древним считается изобразительное искусство).
Ò Малахит или уголь, мел или глину нужно очень тщательно истолочь, смешать с медом, яйцом, растительным маслом.
Что получали по этому рецепту? (краски)
Ò Развешивая картины он приговаривал, вздыхая:
- Тесно, до чего же тесно?
- Перестань покупать!
Он ответил негодующим взором.
- Тогда строй помещение.
История какого памятника искусства началась с этого диалога? (Третьяковская галерея).
Ò Лист бумаги большого формата до сих пор носит имя самого известного английского производителя бумаги.
Назовите его. (Его имя – Ватман).
Ò Эти инструменты и четыре музыканта запечатлены в известном литературном произведении. Назовите музыкантов, извлекавших звуки из этих инструментов, но так и не получивших мелодию. (Проказница- мартышка, осёл, козёл и косолапый мишка).
Ò Из шести лежащих на вашем столе спичек сложите четыре треугольника с равными сторонами. (Расположить спички пирамидой)
Ò Этот белый или полупрозрачный минерал противостоит огню и воде, плохо пропускает холод и тепло. Им пользуются строители, скульпторы, хирурги и стоматологи.
Назовите этот минерал. (гипс)
Ò Деду 56 лет, а внуку 14. Через сколько лет дед будет старше своего внука вдвое?
(Через 28 лет внуку будет 42 года, а деду – 84.)
Ò У этих дорог Москвы больше цветов чем у радуги. Они проходят под водой, над водой, по земле, под землей, над землей. Как вместе называются эти дороги? (метрополитен)
Ò Рука, вытянутая в сторону другого человека, в древности символизировала мирные намерения, отсутствие оружия.
В какой форме сохранился этот символ сегодня? (рукопожатие)
Ò Эти кусочки металла определенного веса, на каждом из которых стоит пометка о месте создания, активно используются с 7 века до н.э. по сей день.
Первые такие кусочки металла по форме напоминали фасоль.
О чем идет речь? (монеты)
Ò Она может быть звуковой, телевизионной, печатной. Она распространяет информацию в интересах бизнеса.
Через минуту сдайте ее пример для шариковой ручки. (реклама)
Ò Изобретали эту чудо-машину многие люди. Одна из первых ее моделей называлась «костотряс» из-за деревянных колес обитых железными обручами. Сегодня поговорка связывает ее с незадачливыми изобретателями.
О чем идет речь? (велосипед)
Ò Древнерусская загадка: «Красное коромысло через реку повисло».
Феттучини имеют форму полосок.
Лингжине – плоских полосок.
Тальятелле – скрученные полоски.
Пенне – форму стержня.
Фузилли – форму спирали.
На родине у них еще много имен. А под каким именем все они известны современной хозяйке? (макароны)
Интернет-викторина
В Древней Руси их вручали в качестве медалей с изображением плана города. А один из них даже удостоился чести быть преподнесенным императрице Екатерине II по случаю юбилея Санкт-Петербурга. О каком предмете идет речь? ( Речь идет о пряниках).
Загадка: взглянешь – заплачешь, а краше его нет на всем свете. (Солнце).
В 1812 году в «Московских ведомостях» появилось объявление: «От главнокомандующего в Москве. Здесь мне было поручено от государя сделать большой шар, на котором 50 человек полетят, куда захотят, и по ветру и против ветра, а что от чего будет, узнаете и порадуетесь. Если погода будет хороша, то завтра или послезавтра ко мне будет маленький шар для пробы. Я Вам заявляю, чтобы вы, увидя его, не подумали, что это от злодея (имеется в виду Наполеон), а он сделан к его вреду и погибели». Где в Москве изготавливали такой шар? Подсказку вы найдете в самом известном литературном произведении о событиях того времени. (Изготовлением воздушного шара занимались в усадьбе Воронцова (современный Воронцовский парк). В романе Л.Н, Толстого «Война и мир» в 3 томе есть упоминание о том, как Пьер Безухов ездил смотреть на этот шар).
Считается, что прообразом современного модернистского вида искусства является то, что изображено перед вами. Назовите оба (прообраз и современное искусство). ( Перед вами пример поздней пиктографии
(наскальной живописи переходящей в письмо)
(сверху слева -горы, снизу слева – полдень, справа – след орла, выше – солнце).
Современное модернистское искусство граффити).
Кто из царства насекомых носит на себе «пиратский флаг»? ( Ночная бабочка Бражник-мертвая голова).
Как в Азии называли Александра Македонского? ( Искандер Двурогий (по форме шлема, который он носил)).
Катание на коньках, рисование, общение с друзьями и даже просмотр телевизора – вы легко объедините одним понятием, а, переведя его на древнегреческий язык, получите место, которое довольно часто посещаете. О каком месте идет речь? ( Весь ряд можно объединить понятием «досуг». В древнегреческом языке ему соответствовало – «схолас», от которого произошла современная школа).
«Мелко истолочь орешки, просеять их через сито, затем полить кислым и пресным медом и смешать с вишневым клеем. В полученный раствор опустить 12 пластинок железа и поставить сосуд в теплое место на 3 дня. При этом смесь трижды в день следует перемешивать, испытывая ее сладость языком, и процеживать». Рецепт чего перед вами? ( Это древний рецепт изготовления чернил Киево-Печерской Лавры).
84.7 США
Т26
Где вы встречаетесь с таким знаком? Что он обозначает? (С этим знаком вы встречались в библиотеке на каталожной карточке (84.7- раздел художественной литературы, США -страна автора, Т- начальная буква фамилии автора, 26- номер места книги на полке).)
Каким видом спорта мечтал заниматься литературный герой, дядя Стёпа? (В произведении С.Михалкова Дядя Степа мечтал о стрельбе, но из-за роста не поместился в тир).
Здание одного московского театра украшают: слон, медведь, петух, козел, свинья. Что это за театр? Где он находится? (Речь идет о театре Дурова).
ФилософВольтер назвал его «изобретением кастрюльщика» из-за небывало громкого звука. Сегодня же этот музыкальный инструмент относят к классическим. Назовите его. (Речь идет о фортепиано («форте» – громко, «пиано» – тихо). На момент создания это был самый громкий музыкальный инструмент).
Вопросы и задания на внимание.
Назовите имя и фамилию поэта пушкинской поры, чье тело покоится в стенах Новодевичьего монастыря, прямо у входа в Смоленский собор.
А вот вам подсказка:
День склонялся к вечеру.
Ели шелестели.
На холме под ветерком
Иглы их зардели.
Светлы стены, купола
Дальний путник видит,
А над ними – небеса,
Вышнего обитель.
И хранит многих земля
До дня предреченного
Обо всем колокола
Возвестят стозвонно нам.
Творческие интеллектуальные игры
Живые картины
Участники разделяются на группы 7-10 чел. Каждая группа получает задание создать живую картину на определенную тему (интереснее всего социальную, нравственную). Живая картина – картина составляется из участников группы и подручного материала, картина - застывшая пантомима с комментарием создателей.