«Сфера интересов» автор О.И. Мотков
Учащиеся опрашиваются, свои оценки баллами вытавляют в бланк. Затем в таблицу по классу вносятся оценки 4 и 5 в графы с соответсвующими сферами. Подсчитывается процент по классу.
Процентный итог по классу выводится в сводную таблицу по школе.
Строятся графики, пишется аналитическая справка по форме.
Бланк для заполнения
Класс
ФИО |
Не значима – 1
Мало значима – 2 Средне значима – 3 Значима – 4 Очень значима – 5 |
||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 |
Порядок предъявления (зачитывания сфер)
- Телевидение, радио
- Общение в семье
- Учеба
- Спорт, занятия физической культурой
- Общение с противоположным полом
- Домашний труд
- Общение с педагогом, руководителем
- Музыка
- Бизнес
- Кино
- Коллектив класса, группы
- Одежда
- Самовоспитание личности
- Общение с друзьями
- Живопись, рисование, лепка
- Походы
- Экскурсии, краеведение
- Техническое творчество
- Общение с природой
- Чтение художественной литературы вне школьной программы
- Изготовление различных предметов своими руками
- Другие виды художественного творчества
- Ничегонеделание
Ключ к методике:
Широта интересов – по числу различных высокозначимых сфер интересов, если значимость сферы равна или больше 4.
Интересы к трудоемким видам деятельности – учитываются оценки 4 и 5 по вопросам 3,4,6,9,13,15,16,17,18,21,22.
Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5)
Общение- 2,5,7,14,19
Развлечения – 1,8,10, 12,20
Творческая деятельность – 15,16,18,21,22
Коллектив группы – 11
Организуемый взрослыми труд – 3,6
Самовоспитание – 13
Пример
Список учащихся | Сферы интересов | |||||||||||||||||||||||
Класс 7 а | Дата 18 января 2011 | |||||||||||||||||||||||
Общение с друзьями | Общение в семье | Общение с учителями | Общение с противоположным полом | Общение с природой | учеба | Спорт, физ.культура | Домашний труд | бизнес | Живопись, лепка, маркаме | Техническое творчество | Изготовление своими руками | Др.виды творческой деятельности | походы | Экскурсии, краеведение | Самовоспитание личности | Коллектив класса | Тв, радио | музыка | кино | одежда | Чтение художественной лит-ры | ничегонеделание | Кол-во сфер | |
общение | Трудоемкие, активные виды деятельности | Развлечения | ||||||||||||||||||||||
|
4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 19 | ||||
|
5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 19 | ||||
|
5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 18 | |||||
|
4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 15 | ||||||||
|
5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 13 | ||||||||||
|
5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 19 | ||||
|
5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 18 | |||||
|
5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 13 | ||||||||||
|
5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 13 | ||||||||||
|
4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 15 | ||||||||
|
5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 | |||||||
|
5 | 5 | 5 | 5 | 4 | |||||||||||||||||||
|
4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 8 | |||||||||||||||
|
5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 13 | ||||||||||
|
5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 11 | ||||||||||||
|
5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 19 | ||||
|
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 19 | ||||
% | 88,2 | 82,4 | 76,4 | 35,3 | 70,6 | 94,1 | 70,6 | 29,4 | 52,9 | 58,8 | 64,7 | 64,7 | 52,9 | 76,4 | 52,9 | 88,2 | 82,4 | 52,9 | 76,4 | 82,4 | 58,8 | 64,7 | 11,8 | |
итог | 15 | 14 | 13 | 6 | 12 | 16 | 12 | 5 | 9 | 10 | 11 | 11 | 9 | 13 | 9 | 15 | 14 | 9 | 13 | 14 | 10 | 11 | 2 | Ср.14 |
Аналитическая справка
Тема исследования: сфера интересов и система ценностей учащихся средней школы ГОУ СОШ №1275
Цель исследования: установить широту сфер интересов учащихся и определить ведущую ценностную ориентацию, определить выраженность интересов к активным видам деятельности, к общению, к развлечению, к творчеству.
Участники исследования: учащиеся 5 – 10 классов ГОУ СОШ №1275
Время и объем исследования: исследования проведено в январе 2011 года; объем исследования – первичный срез сферы интересов
Содержание исследования: учащимся было предложено оценить по пятибалльной шкале значимость для них 23 сфер интересов. Сферы зачитывались в слух, свои ответы учащиеся заносили на бланки. Методика исследования разработана О.И. Мотковым.
Результаты исследования по школе представлены в виде сводной таблицы и графика. В ходе анализа полученных данных, были выявлены следующие положительные тенденции: высокий интерес учащихся к сферам «общение» и «развлечения», в то время как активные сферы деятельности и творчество не являются столь популярными. Однако, стоит отметить, что высокий интерес, а следовательно имеющий большую значимость для учащихся, отмечен к сферам «Учёба» и «Самовоспитание личности», «коллектив класса»; средний интерес – к сферам «физическая культура и спорт», «бизнес», «походы». Самыми непопулярными сферами интересов оказались «домашний труд», «техническое творчество» и «Телевидение, радио». «Ничегонеделание» – имеет средний и низкий уровень показателей.
В ходе анализа полученных результатов были выявлены следующие негативные явления:
С возрастом отмечено снижение интереса учащихся к экскурсионной и краеведческой деятельности, общение с природой в целом имеет низкую и среднюю оценки, с возрастом снижается интерес к художественному и прикладному творчеству.
Отдельно стоит отметить средний интерес к общению с педагогами.
Причинами положительных явлений на наш взгляд являются:
а) высокая значимость образования для школьного коллектива в целом (как для учащихся, так для их родителей и педагогов), качественная работа педагогов-предметников, поддерживающих интерес к учению в целом.
б) Естественное стремление ребёнка к самосовершенствованию и поддержка этого стремления со стороны значимых взрослых
в) Высокая вовлеченность учащихся в занятия сферы дополнительного образования района;
г) В целом, нужно отметить положительный личностный потенциал и позитивные стремления учащихся.
Причинами негативных явлений (снижения интереса с возрастом к сферам: домашний труд, техническое творчество, общение с природой, экскурсии и краеведение, живопись, техническое творчество), на наш взгляд являются:
а) Стремление родителей оградить ребёнка от ручного труда
б) Специфика направленного формирования интересов гуманитарным образованием
в) Возрастные особенности подростков
г) Специфика условий жизни жителя мегаполиса
д) Средний уровень интереса к общению с педагогами на наш взгляд является следствием низкой информированности ребёнка о личности педагога, низким и подчас только ролевым характером контактов с ним (учитель-ученик в условиях урока)
Способы устранения причин на уровне целей и задач: активизировать и поддержать с помощью организации прямого вовлечения, влияния через друга – интересы к активным и творческим видам деятельности. Вовлекать в новые сферы деятельности, стремясь к гармоничному и сочетанию активных и пассивных интересов, интересов к физической культуре с творчеством в других областях и с общением.
Система мер: организовать работу клубов по интерсам, которые могут возглавить педагоги, в частности,организовать работу кружков и клубов художественно-трудовой направленности (дизайн-ткань-одежда, изготовление подарков и поделок для себя и своих друзей); организовать работу классных руководителей по направлению «туризм», а также тщательно подбирать экскурсии и проводить их чаще; для педагогов рекомендуется организовать клуб общения и провести в его рамках ряд коммуникативных тренинговых занятий.
Реализация предложенной системы мер позволит:
Учащимся узнать педагогов-предметников и классных руководителей не только со стороны организаторов учебной деятельности, что повысит их престиж в глазах воспитанников, и, как следствие, интерес учащихся к общению с ними.
повысить интерес учащихся к практическим навыкам, творческой деятельности
Позволит оздоровить учащихся, повысит значимость общения с природой
Улучшит учебные результаты за счет создания межпредметных связей, а также за счет личностного ознакомления с материалом в ходе экскурсионной и др. деятельности.
Клуб педагогического общения позволит педагогам расширить свою компетентность в области коммуникации, а также наладить межличностные отношения и расширить свои знания о личности учащихся.