Коллектив (лат. «Collectivies» – собранный) – характер связи между его членами.
Существует множество классификаций: малая группа (первичный коллектив) – коллектив – психологическая коммуникативность, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство.
Важнейшими признаками понятия «коллектив» является характер связей между его членами.
Нет понятия устоявшегося коллектива. Так как любая группа людей способна к развитию.
Зрелость коллектива определяется высоким уровнем коллективного сознания, высокой личностной позицией членов группы.
Рассмотрим стадии развития группы.
- Начинает действовать актив группы, руководитель действует совместно с коллективом, поощряя его самостоятельность и инициативность.
- Все члены группы становятся активом, дорожат честью коллектива, его достижениями. Требование к отдельным членам группы предъявляют уже не руководитель, а весь коллектив.
- Высшая. Личность сама предъявляет к себе требования. Осуждение коллектива становится высшей мерой воздействия.
Особенности зрелого коллектива:
- Ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально полезной, совершенствующейся деятельностью.
- Товарищеское равноправие его членов. Каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон его жизнедеятельности.
- Каждый член коллектива видит перспективы движения и проявляет личную заинтересованность в его развитии.
- Положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается и превращается в традиции.
Дифференцированный анализ взаимоотношений в группе всегда предполагает определенную классификацию элементов, выделенной для изучения подсистемы.
В каждой из подсистем взаимоотношений существует своя статусно-ролевая структура, в которой закреплены формальные и неформальные роли членов группы, их положение в ранговом распределении относительно характерной для нее целостной шкалы ценностей.
Интегральным понятием для характеристики места личности в системе внутригрупповых социально-психологических координат является понятием «позиция», в котором слиты воедино объективные факторы положения личности и субъективное отражение, рефлексия, интеллектуально-эмоциональный отклик личности.
Внутренняя позиция (Л.И. Божович) предоставляет собой синтез, который складывается из того, как ребенок на основе предшествующего опыта, своих возможностей, ранее возникающих потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Эта внутренняя позиция обуславливает определенную структуру его отношения к действительности, окружающим и к самому себе.
Коллектив – это устойчивая во времени группа взаимодействующих со специфическими органами людей, объединенных общественно – значимой целью и деятельностью, и имеющий сложную динамику формальных и неформальных отношений между членами группы.
Для коллектива характерны следующие признаки:
- Общая социально – значимая цель, которая совпадает с целями государства, общества и т.д.
- Общая совместная деятельность, направленная на реализацию поставленной цели.
- Отношения равноправия, ответственность, психологический комфорт, защищенность.
- Наличие органов самоуправления и их деятельность.
Есть несколько подходов развития коллектива.
-
- Подход Немова:
В своем движении коллектив проходит стадии:
- Ассоциация – это группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно – значимыми целями и отношениями.
- Кооперация – это группа, которая отличается уже действующей организационной структурой.
- Корпорация – это группа, объединенная не только внутренними целями, но имеющая черты группового эгоизма.
-
- Подход А.Н. Лукошкина:
Символ | Интерпретация для детей | Информация педагогу |
1.«Сыпучий песок» | Детей ничего не связывает, каждая песчинка сама по себе. | Здесь необходимо предъявлять четкие, конкретные и жесткие требования. |
2.«Мягкая глина» | Есть группировки, но между ними нет единства. Коллектив способен как на хорошие, так и на плохие поступки. | Педагог организует работу актива, предъявляет ему требования, опираясь на актив и отдельных детей. |
3.«Мерцающий маяк» | Коллектив может заинтересоваться делом и с успехом его выполнить. В тоже время коллектив может отказаться от других дел. | Все требования предъявлять через актив, отдельных детей и включать всех в коллективную деятельность. |
4.«Алый парус» | В коллективе создана ровная, деловая обстановка. Для детей характерны положительные взаимоотношения, дружба, взаимопомощь. Работают органы самоуправления. | У коллектива есть опыт совместной коллективной деятельности, требования педагог предъявляет каждому его члену и каждый ребенок может предъявлять свои требования к коллективу и активу. Педагогу очень важно организовать свою деятельность так, чтобы «парус» всегда был надут, а цвет – алым. Педагогу важно помнить, что главный закон развития коллектива – движение вперед. |
5.«Горящий факел» | Коллектив является надеждой, опорой, защитой для каждого его члена. Коллектив является примером для других коллективов, которые его окружают. | Педагог – друг, помощник, как для всего коллектива, так и для отдельных его членов. |
Работая над формированием коллектива, не забывайте об отношениях в нем.
По материалам СПО «ВЕГА», СПО «Пламя»