Коллектив (лат. «Collectivies» – собранный) – характер связи между его членами.

Существует множество классификаций: малая группа (первичный коллектив) – коллектив – психологическая коммуникативность,  интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство.

Важнейшими признаками понятия «коллектив» является характер связей между его членами.

Нет понятия устоявшегося коллектива. Так как любая группа людей способна к развитию.

Зрелость коллектива определяется высоким уровнем коллективного сознания, высокой личностной позицией членов группы.

Рассмотрим стадии развития группы.

  1. Начинает действовать актив группы, руководитель действует совместно с коллективом, поощряя его самостоятельность и инициативность.
  2. Все члены группы становятся активом, дорожат честью коллектива, его достижениями. Требование к отдельным членам группы предъявляют уже не руководитель, а весь коллектив.
  3. Высшая. Личность сама предъявляет к себе требования. Осуждение коллектива становится высшей мерой воздействия.

Особенности зрелого коллектива:

  • Ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально полезной, совершенствующейся деятельностью.
  • Товарищеское равноправие его членов. Каждый  член коллектива участвует в организации отдельных сторон его жизнедеятельности.
  • Каждый член коллектива видит перспективы движения и проявляет личную заинтересованность в его развитии.
  • Положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается и превращается в традиции.

Дифференцированный анализ взаимоотношений в группе всегда предполагает определенную классификацию элементов, выделенной для изучения подсистемы.

В каждой из подсистем взаимоотношений существует своя статусно-ролевая структура, в которой закреплены формальные и неформальные роли членов группы, их положение в ранговом распределении относительно характерной для нее целостной шкалы ценностей.

Интегральным понятием для характеристики места личности в системе внутригрупповых социально-психологических координат является понятием «позиция», в котором слиты воедино объективные факторы положения личности и субъективное отражение, рефлексия, интеллектуально-эмоциональный отклик личности.

Внутренняя позиция (Л.И. Божович) предоставляет собой синтез, который складывается из того, как ребенок на основе предшествующего опыта, своих возможностей, ранее возникающих потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Эта внутренняя позиция обуславливает определенную структуру его отношения к действительности, окружающим и к самому себе.

Коллектив – это устойчивая во времени группа взаимодействующих со специфическими органами людей, объединенных общественно – значимой целью и деятельностью, и имеющий сложную динамику формальных и неформальных отношений между членами группы.

Для коллектива характерны следующие признаки:

  1. Общая социально – значимая цель, которая совпадает с целями государства, общества и т.д.
  2. Общая совместная деятельность, направленная на реализацию поставленной цели.
  3. Отношения равноправия, ответственность, психологический комфорт, защищенность.
  4. Наличие органов самоуправления и их деятельность.

Есть несколько подходов развития коллектива.

    • Подход Немова:

В своем движении коллектив проходит стадии:

  1. Ассоциация – это группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно – значимыми целями и отношениями.
  2. Кооперация – это группа, которая отличается уже действующей организационной структурой.
  3. Корпорация – это группа, объединенная не только внутренними целями, но имеющая черты группового эгоизма.

 

    • Подход А.Н. Лукошкина:
Символ Интерпретация для детей Информация педагогу
1.«Сыпучий песок» Детей ничего не связывает, каждая песчинка сама по себе. Здесь необходимо предъявлять четкие, конкретные и жесткие требования.
2.«Мягкая глина» Есть группировки, но между ними нет единства. Коллектив способен как на хорошие, так и на плохие поступки. Педагог организует работу актива, предъявляет ему требования, опираясь на актив и отдельных детей.
3.«Мерцающий маяк» Коллектив может заинтересоваться делом и с успехом его выполнить. В тоже время коллектив может отказаться от других дел. Все требования предъявлять через актив, отдельных детей и включать всех в коллективную деятельность.
4.«Алый парус» В коллективе создана ровная, деловая обстановка. Для детей характерны положительные взаимоотношения, дружба, взаимопомощь. Работают органы самоуправления. У коллектива есть опыт совместной коллективной деятельности, требования педагог предъявляет каждому его члену и каждый ребенок может предъявлять свои требования к коллективу и активу. Педагогу очень важно организовать свою деятельность так, чтобы «парус» всегда был надут, а цвет – алым. Педагогу важно помнить, что главный закон развития коллектива – движение вперед.
5.«Горящий факел» Коллектив является надеждой, опорой, защитой для каждого его члена. Коллектив является примером для других коллективов, которые его окружают. Педагог – друг, помощник, как для всего коллектива, так и для отдельных его членов.

Работая над формированием коллектива, не забывайте об отношениях в нем.

По материалам СПО «ВЕГА», СПО «Пламя»