Работа с понятием «служилые люди» на уроке по теме «российское общество в XVII веке»
Submitted by Ирина Николаевна Дмитриева on Fri, 27/01/2012 - 21:34
Приступая к изучению вопроса о служилом сословии, учитель предлагает обучающимся прочитать текст «Служилые люди» на экране доски и найти в тексте признаки, характеризующие положение двух категорий служилых людей. Данную работу можно осуществить в парах.
Затем один из учеников приглашается к доске и выделяет найденные признаки путем перетаскивания текстовых фрагментов на свободное поле экрана. В результате на доске формируются два столбика с соответствующей информацией.
Следующим шагом является работа со сравнительной таблицей, в которую учителем заранее занесены выделенные признаки изучаемых социальных групп, закрытый шторкой. Обучающимся предлагается самостоятельно сформулировать по каким критериям эти признаки сгруппированы в таблице. Затем можно сравнить полученные результаты с заготовкой учителя, открыв шторки.
Далее обучающиеся выполняют задание, требующее сравнить две категории служилых людей, используя данные таблицы. Выслушав устные ответы и скорректировав их, учитель предлагает на основе полученных знаний сформулировать определения понятий «служилые люди по прибору» и «служилые люди по отечеству». Класс делится на две группы, каждая из которых работает с одним из понятий.
В процессе обсуждения полученных результатов учитель обращается к заранее приготовленным формулировкам определений, чтобы ученики могли сопоставить собственные ответы с образцами.
На заключительном этапе работы с ресурсом детям предлагается определить положение данных категорий служилых людей в общественной иерархии и попытаться объяснить, чем определялось это различие. Итогом работы являются выводы, полученные в результате устного обсуждения.