Submitted by Ольга Сергеевна Просвирнина on Fri, 27/01/2012 - 20:20
Пояснительная записка. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. А пение обладает огромной силой воздействия на слушателей и самих исполнителей. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству. Цель: Познакомить детей с вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус. Занятия предусматривают перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам. Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих задач: 1. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций. 2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека; формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. 3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе. 4. развивать музыкальность, музыкальный слух, музыкальную память и восприимчивость певческого голоса, приобщение к певческому искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности; 5. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса. 6. Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива. Для эффективного решения данных задач применяется методика, согласно которой занятия включают в себя три компонента: Распевание, которое помогает настроиться на пение, обучиться основам вокальной грамоты, научиться правильно петь; Сольфеджио, во время которого идет работа над развитием музыкального слуха учащихся; Работа над репертуаром, разучивание и исполнение произведений позволяет воспитывать и развивать музыкально-художественный вкус учащихся. Основные содержательные линии: • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу; • усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний; • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности: • главными из которых является сольной и ансамблевое пение, • слушание различных интерпретаций исполнения, • пластическое интонирование, • добавление элементов импровизации, • движения под музыку, • элементы театрализации. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование. Методы и формы. В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и музыкально-ритмического и сценического движения. 1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. 2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии. 3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. 4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Содержание программы раскрывается в темах каждого занятия и последовательно развивают вокальные способности учащихся, приобретенные на уроках музыки. Оно направлено на расширение музыкального и художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора и прививает любовь к вокальному пению. Программа имеет поэтапную структуру, которая строится на принципе системности и последовательности. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, но в процессе изучения упражнений, попевок учащиеся знакомятся на занятиях с элементарной нотной грамотой. Постепенно вводятся необходимые теоретические понятия и термины. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, музыкально-ритмическим движениям, поведению на сцене. Для заинтересованности и лучшего взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом. Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Но это не должно ограничивать творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога, отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга, каким-то темам может уделяться большее внимание и время или включаться новые по мере необходимости. Особое место уделяется концертной деятельности. Репертуар составляется с учетом тех или иных праздников и дат. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям вокального кружка. Теоретический курс по каждой возрастной группе приводится ниже. А песенный репертуар подбирается в течение года. Первый год обучения: “Я музыкантом стать хочу...”. Раскрывается певческий голос ребенка. Репертуар строится на основе простых детских песен, песен из мультфильмов и кинофильмов, русских народных песен и прибауток. Второй год обучения: “Петь приятно и удобно”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм. Третий год обучения: “У меня душа поет!” Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться достаточно сложные вокальные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Повышается исполнительское мастерство. Первый год обучения. № п/п Тема 1 Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Певческая позиция. Дыхание. 2 Вокально-хоровая работа. Унисон. Пение в ансамбле. Знакомство с различной манерой пения. 3 Использование элементов ритмики, музыкально-ритмические движения. Сценическая культура. 4 Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция. 5 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Интонация. Выразительное интонирование. 6 .Основы музыкальной грамоты. Ноты. Длительности. Размер. Динамика. Штрихи. 7 Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Участие в фестивалях и конкурсах. Второй год обучения. № п/п Тема 1 Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Выразительное интонирование. 2 Овладение собственной манерой вокального исполнения. 3 Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. 4 5 Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция, дикция. 6 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Цепное дыхание. 7 Основы музыкальной грамоты. Ритм. Синкопа. Темп. 8 Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Фестивали. Смотры песен. Третий год обучения. № п/п Тема 1 Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Собственная манера исполнения вокального произведения. Выявление индивидуального интонирования. 2 Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Посещение концертов филармонии. 3 Знакомство с произведениями Различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. 4 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. 5 Вокально-хоровая работа Многоголосное пение. Творчество и импровизация. Расширение диапазона голоса. Задания для развития песенного творчества. 6 .Музыкально-ритмические движения. Сценическая культура. 7 Основы музыкальной грамоты. Агогика. Тональность. 8 Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Занятия с солистами: № п/п Тема 1 Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. 2 Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения. 3 Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство. 4 Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. 5 Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. 6 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. 7 Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. 8 Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция 9 Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. 10 Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. 11 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 12 Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Планируемый результат. • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах); • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); • умение двигаться под музыку, знакомство с культурой поведения на сцене; • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос; • умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски; • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене; • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием. Занятия с солистами: • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки; • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; • участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности; • услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров; • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием. Рекомендуемая литература. • Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000. • Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2003 №4. • Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. • Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. • Учите детей петь. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. План работы кружка на 2010-2011 учебный год. Дата № Содержание примечание Сентябрь 1 2 3 4 Вводное занятие. Прослушивание голосов. Определение репертуарного плана. Певческая позиция. Дыхание. Подготовка к концерту. Октябрь 1 2 3 4 Участие в праздничном концерте. Вокально-хоровая работа. Распевание. Вокально-хоровая работа. Основы музыкальной грамоты. Ноты. Ноябрь 1 2 3 4 Вокально-хоровая работа. Унисон Вокально-хоровая работа. Пение в ансамбле. .Подготовка к концерту. Участие в концерте. Декабрь 1 2 3 4 Пение в ансамбле. Звуковедение. Вокально-хоровая работа. Распевание. Опорное дыхание. Артикуляция. Основы музыкальной грамоты. Длительности. Январь 1 2 3 4 Вокально-хоровая работа. Дирижерские жесты. Вокально-хоровая работа. Подготовка к конкурсу. Основы музыкальной грамоты. Размер. Февраль 1 2 3 4 Вокально - хоровая работа. Звуковедение. Вокально-хоровая работа. Дикция. Участие в конкурсе. Основы музыкальной грамоты. Динамика. Март 1 2 3 4 Сводная репетиция концерта. Выступление в концертной программе. Вокально-хоровая работа. Дикция. Основы музыкальной грамоты. Штрихи. Апрель 1 2 3 4 Вокально-хоровая работа. Интонация. Вокально-хоровая работа. Выразительное интонирование. Подготовка к концерту. Сводная репетиция. Май 1 2 3 4 Выступление на праздничном концерте. Элементы музыкальной грамоты. Беседа о творчестве современных композиторов. Заключительное занятие.