Краткое описание ресурса:
<p> </p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Одним из стратегических направлений развития отечественного образования является модернизация образования сельской молодежи, которая представляет собой социально перспективную группу сельского населения, от уровня образования, культуры, состояния здоровья, личностного и профессионального самоопределения которой во многом зависит возможность успешного функционирования села как единой социальной системы особого сельского образа жизни одной трети населения страны, связанного с трудом на земле.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Всельском социуме школа играет более значимую роль в жизни человека, его семьи, сельского сообщества, чем школа, расположенная в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Статус «сельская школа»в значительной степени определяет основные цели педагогической деятельности, связанные с подготовкой учащихся к самостоятельной жизни на селе, с выбором профессий, необходимых селу, с дальнейшей трудовой деятельностью. Вместе с тем следует учитывать и то, что в соответствии с Законом РФ "Об образовании" сельским школьни­кам предоставляется такое же право выбора жизненного и профессиональ­ного пути и такая же свобода в жизненном и социально-профессиональном самоопределении, как и учащимся городских школ.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Анализ предлагаемых в педагогической теории и практике путей решения проблемы позволяет выделить <strong><em>противоречие</em></strong> между необходимостью социально-педагогического содействия в жизненном самоопределении сельским школьникам и недостаточной разработанностью этого вопроса.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Исходя из указанного противоречия, была сформулирована <strong><em>исследовательская задача</em></strong>, которая заключается в определении современных путей организации деятельности в целях педагогического содействия сельским школьникам в жизненном самоопределении. </p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Актуальность исследовательской задачи, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили <strong><em>тему</em></strong> данного исследования:</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> <strong><em>«Жизненное самоопределение учащихся второй ступени обучения».</em></strong></p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> <strong><em>Цель</em></strong>исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели организации деятельности сельской школы как одного из путей содействия школьникам в жизненном самоопределении.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> <strong><em>Объект</em></strong>исследования – процесс жизненного самоопределения сельских школьников.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> <strong><em>Предмет</em></strong>исследования – организация учебной деятельности сельской школы как условие жизненного самоопределения школьников</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> В соответствии с целью, объектом, предметом исследования была выдвинута <strong><em>гипотеза</em></strong>: организация учебной деятельности как процесса содействия сельским школьникам в жизненном самоопределении предполагает:</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · анализ возможностей сельского образа жизни для самоопределения школьника в современном мире;</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · согласование ценностных позиций и ожиданий относительно деятельности сельской школы учащихся, учителей, родителей;</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · построение системы учебной деятельности как системы событий в жизни сельского школьника;</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · подготовку учителей к организации учебной деятельности как важнейшему компоненту своей профессиональной деятельности.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Для достижения поставленной цели и проверки исходной гипотезы выдвинуты следующие <strong><em>задачи</em></strong>:</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> 1. Обобщить результаты исследований по проблеме жизненного самоопределения.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> 2. Уточнить категориальный аппарат исследования относительно его ведущих понятий.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> 3. Проанализировать возможности сельского образа жизни и учебной деятельности с точки зрениясодействия жизненному самоопределению сельских школьников.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> 4. Разработать модель организации учебной деятельности в сельской школе по содействию школьникам в жизненном самоопределении</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> 5. Провести опытно-экспериментальную работу по апробации модели организацииучебной деятельности в сельской школе.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> <strong><em>Методологические подходы в исследовании:</em></strong></p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · <em>системный подход</em>, с позиции которого учебная деятельность школы рассматривается как подсистема целостной деятельности общеобразовательного учреждения в сельском социуме;</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · <em>деятельностный подход, </em>позволяющий определить условия и закономерности самоопределения школьника во внеучебной деятельности школы. </p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> <strong><em>Теоретическую основу исследования</em></strong>составили:</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · психолого-педагогические исследования по проблеме самоопределения личности, о сущности и закономерностях становления и развития ценностных ориентаций личности, механизмах их формирования (Б.Г. Ананьев, Л.М. Архангельский, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн В.Ф. Сафин, А.С.Шаров);</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · теории, раскрывающие психологические механизмы развития личности в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн); </p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · исследования, в которых рассматриваются различные аспекты деятельности российской сельской школы (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Т. Лисовский, С.А. Писарева, Г.В. Пичугина, Е.Е. Плоткин, В.А.Поляков, Г.Г. Силласте, Е.Н. Степанов);</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · концепции педагогического моделирования и проектирования (С.И. Архангельский, В.Г. Афанасьев, А.М. Дахин, В.М. Монахов, Т.Г. Новикова, В.И. Слободчиков, П.Г. Щедровицкий);</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · концепции развития современного школьного образования (Е.В. Бондаревская, Е.С. Заир-Бек, А.Г. Каспржак, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына);</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · концепции построения образовательной среды современной школы (И.В. Богданов, Т.Ю. Герасимова, Г.А. Ковалев, В.А. Ясвин).</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> В исследовании использовалась следующая совокупность <strong><em>методов</em></strong>: анализ литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование, методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа), анализ продуктов деятельности и выполнения тестовых заданий, наблюдение, педагогический эксперимент, обработка полученных в ходе эксперимента результатов.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> </p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Обобщение результатов теоретического анализа проблемы самоопределения школьников позволили сделать вывод о том, что:</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> - самоопределение человека - это самостоятельный этап построения человеком «себя», своей индивидуальной исто­рии, в соответствии с жизненным планом и способно­стью принимать самостоятельные решения относитель­но жизненно важных целей, определяемых системой его ценностных ориентаций;</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> - структурно-содержательная сторона процесса самоопределения состоит из определенных компонентов:</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · мотивы (опирающиеся на личностно значимые и социальнозначимые потребности);</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · самопознание (как центральное звено, определяющее направ­ление развития личности: ее интересов, стремлений, способ­ностей);</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · самосознание (как определение своей «Я-концепции», своеговнутреннего мира); самооценка (как регулятор отношений в системе «общество - личность»);</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · ценности (как интегративное образование, характеризующее целостную личность);</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · жизненный план (как целостное восприятие своих целей и ценностей).</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Наиболее значимым периодом для самоопределения школьника является старший подростковый и ранний юношеский возраст, который соответствует периоду окончания основной школы и выбору дальнейшего направления образования в старшей школе.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> При однозначности положения о том, что самоопределение в юношеском возрасте - центральный момент, все же нельзя считать, что на этапе ранней юности происходит самоопределение как таковое (личностное, профессиональное, жизненное), здесь может идти речь только о <em>психологической готовности к самоопределению</em>. Такая характеристика самоопределения, как «определенность будущего» не вполне устойчива в ранней юности, и поэтому процесс самоопределения старшеклассников имеет <em>ярко выраженный динамический характер.</em></p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> В главе обосновывается утверждение о том, что ценностные аспекты проявляются в любом из компонентов самоопределения и являются в них<br /> определяющими.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> В данном исследовании в центре внимания находится процесс ценностного самоопределения, которое характеризует содержание процесса социализации; в качестве основного критерия результативности самоопределения является осмыслениестаршими школьниками своего места в мире, соотносящееся с <em>отношением старшеклассников к ценностям и основным проблемам своей малой родины, региона, страны; с функционально-ролевой интерпретацией школьниками социального статуса; с формированием ценностно-смыслового ядра личности.</em>Такой подход обусловливает необходимость исследования возможностейвключения личности в различные виды социальных отношений, которые возникают вшкольном образовательном процессе.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Сельский образ жизни – источник специфического психологического опыта личности, что находит отражение в его самосознании. Специфика сельского образа жизни охарактеризована в работе через такие характеристики, как: ценности, среда, деятельность человека в этой среде. Специфическая характеристика сельского образа жизни – меньшая возможность общественного продвижения, социального роста. В работе обосновывается вывод о том, что несоответствие профессиональных и досуговых возможностей сельского образа жизни возрастным особенностям ценностных ориентаций и уровню жизненных притязаний юношества приводит к отторжению его как личного варианта образа жизни у многих школьников. Недостаточность перспектив социального продвижения, особенно значимых для самоутверждения в юности, побуждают сельскую молодежь к их поиску в условиях города.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Между тем, как отмечают исследователи, в последние десятилетия происходит интенсивное размывание этноспецифических основ традиционного сельского уклада. Между полюсами собственно городского и собственно сельского образов жизни находится множество промежуточных форм, включающих в себя признаки и одной, и другой моделей. В главе формулируется вывод о том, что в сельском регионе, в отличие от городского, с точки зрения жизненного самоопределения школьника значительно <em>уже информационное, образовательное пространство и пространство необходимых в юношеском возрасте проб, социальных и профессиональных ролей, определяющих адекватность личностных и профессиональных выборов.</em></p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> В исследовании подчёркивается, что всельском социуме школа играет более значимую роль в жизни человека, его семьи, сельского сообщества, чем школа, расположенная в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе. Ее традиционно высокий социальный статус предопределяется многими факторами: <em>эконо­</em><em>мическими </em>(подготовка кадров для сельскохозяйственного производства); <em>социальными </em>(сообщество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе с человеком специалистов); <em>образовательными </em>(порой единственное общеобразовательное учреждение на селе); <em>культурны­</em><em>ми </em>(особая роль сельской интеллигенции, культурного слоя населения); <em>духовно-нравственными </em>(духовный очаг жизни села, где, как правило, нет поликонфессиональной разобщенности). Однако при этом в современных условиях очевидно несоответствие целей, задач, содержания и принципов организа­ции деятельности сельской школы изменившейся социально-экономи­ческой ситуации в стране.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> С одной стороны, сельская школа должна дать знания для жизни и работы в агросоциуме, с другой – современная школа должна содействовать полноценносу вхождению учащихся в реальный мир информационного общества.В качестве <em>одного из важнейших резервов </em><em>модернизации</em> сельского образования в исследовании рассматривается внеучебная деятельность сельской школы. Внеучебная деятельность ориентирована на создание условий для:</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Теоретический анализ работ, посвящённых рассмотрению различных аспектов внеучебной деятельности, а также историко-педагогический анализ форм организации внеучебной деятельности в разные годы советской и российской школы позволил обосновать вывод о том, что в современных условиях продуктивное построение внеучебной деятельности базируется на <em>модульной организации</em>. В главе подробно рассмотрены основные разновидности модульной системы и обоснован выбор варианта модульной системы, который предполагает: ограниченную временную организацию; организационное разнообразие; разное количество участников (большие группы, небольшие, индивидуально); гибкий способ проведения. В диссертации обосновывается правомерность применения данной модели к модульной организации внеучебной деятельности.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Проектирование внеучебного образовательного модуля предполагает определение:</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · целей, на реализацию которых направлен модуль,</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · характеристику участников, для которых предназначен модуль,</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · специфики содержания, сроков и форм реализации модуля,</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> · ожидаемого результата.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Цели и содержание внеучебных модулей определяются реальными потребностями сельских детей и их родителей. Количество таких модулей может быть неограниченно, так как образовательные потребности детей разнонаправлены. В исследовании обосновывается правомерность введения такого понятия, как <em>протяженный внеучебный модуль</em>. Его специфика заключается в том, что он реализуется периодически в течение учебного года, в отличие от <em>локальных </em>модулей, которые проводятся раз в год в строго определенный временной период.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Совокупность протяжённых и локальных внеучебных модулей образуют программу внеучебной деятельности как составной части образовательной программы сельской школы, что позволяет предоставить школьнику более широкое поле выбора и социальных проб.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Основной характеристикой, отражающей предложенный подход к построению содержания и реализации модулей программы внеучебной деятельности, в исследовании выступает <em>событийность. </em>В проживании узловых «событий» жизни, актах жизнетворчества, школьник становится автором (создателем) истории своей жизни, истории школы, семьи. Это процесс, который проектируется, происходит и завершается, в отличие от бытийного процесса. Событие школы и села можно считать состоявшимся, когда происходит <em>проживание явления, пересечение деятельности и общения субъектов социума.</em></p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Завершается глава обоснованием модели организации внеучебной деятельности сельской школы. Разработанная модель отражает интеграцию основного и дополнительного образования детей (учебной и внеучебной деятельности школы), организационное и содержательное единство основных структур образовательного учреждения, при котором их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие школы в целом (Рис. 1). </p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Решение рассмотренных исследовательских задач позволило перейти к анализу продуктивности предложенного подхода к организации внеучебной деятельности как педагогического ресурса самоопределения сельских школьников.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Основными методами диагностики явились методы качественного исследования проблемы:</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> • <em>социологические методы: </em>анкетирование, интервьюирова­ние, экспертные опросы.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> • <em>социально-психологические методы: </em>социометрия, тестиро­вание.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> • <em>методы гуманистической психологии:</em>само­отчет, рефлексия, включенное наблюдение, беседа, биографиче­ский метод, интерпретация внутреннего мира человека.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> • <em>педагогические методы: </em>изучение и интерпретация сочине­ний, писем, дневников, «продуктов» творческой деятельности; наблюдение и интерпретация эмоционально-поведенческих проявлений человека, пе­дагогический консилиум, анализ воспитательных ситуаций.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Мною проведено исследование учащихся 7 класса, в котором я являюсь классным руководителем. Было выяснено, что жизненное самоопределение школьников уже в раннем подростковом возрасте проявляется прежде всего как в выборе профессии (гончар, художник, модельер, юрист, ученый и т.д.), так и в выборе нравственных поступков, а также в оценке результатов собственной деятельности: «…в своей жизни я хочу совершать только хорошие дела, чтобы всем людям было хорошо, но это вряд ли в моих силах» , «…я мечтаю за годы моей жизни стать настоящим художником. Еще я хочу оставить о себе добрую память, хорошие слова и мои маленькие творения». Было выявлено желание сельских школьников исследовать окружающую среду и реализовывать собственные проекты, которые основаны на естественном жизненном материале: «…я хотел бы видеть мою улицу еще красивее, чтобы на ней было больше зеленых насаждений: деревьев, кустарников, цветов», «… чтобы у каждого дома стояли красивые лавочки».</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Жизненные планы не имели четкого представления и нуждались в педагогической поддержке, которая осуществлялась во внеучебной деятельности школы.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Работа по жизненному самоопределению идет во взаимодействии и с учителями, работающими с 7 классом. В первую очередь изучались мнения учителей по проблеме видения своего профессионального предназначения. Педагогов просили ответить на вопрос: «В чем Вы как педагог видите свое профессиональное назначение?».</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Результаты изучения мнений учителей оприоритетах в дея­тельности показали, что значительную роль учителя отводят знанию по компоненту(около 70%), который дополняется такими ориентира­ми, как «развитие познавательных способностей» (74%) и «под­готовка к поступлению в вуз» (50%). Но немаловажное значение придают и опыту социального взаимодействия (45%), опыту общественной дея­тельности» (40%): «Моя цель – активность ребенка, создание условий для осознания им своих потребностей; воспитание человека, умеющего жить, действовать, налаживать контакты, проявлять себя»; «Моя задача как учителя не просто дать детям определенную сумму знаний, умений и навыков, а учить со школьной скамьи планировать собственную жизненную карьеру».</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Таким образом, был сделан вывод о том, что учительство в большинстве по-прежнему ориентировалось на функции профессионально-педаго­гической деятельности, характерные для предыдущего этапа общественного развития — индустриального общества, когда накопление знаний было смыслом образования и соответствен­но определяло реализацию обучающей и воспитательной функ­ций учителя через организацию усвоения знаний.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Обобщение результатов отдельных диагностических методик было проведено по схеме “ Карты самоопределения” . На основании данных «Карты» в конце года были составлены монографические характеристики, в которых анализируется достигнутый уровень самоопределения школьника. В диссертации приведено несколько монографических характеристик, отражающих разную степень сформированности жизненного самоопределения сельских школьников.</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Было установлено, что ценности-приоритеты ЗДОРОВЬЕ-СЕМЬЯ-ЛЮБОВЬ принимают более половины опрошенных. Профессия и карьера для учащихся оказались более значимыми. На основе собственной самооценки было предложено определить, кем они воспринимают себя в большей степени – лидером, исполнителем или организатором. Для карьерного роста, безусловно, необходимы лидерские, организаторские качества. На вопрос «Готовы ли вы взять ответственность на себя в семье, на работе и в общественной жизни?» дети меньше отвечают отрицательно (на 10%), стоит ли брать ответственность на себя в семье, и на 8% больше считают это необходимым. А вот суждения учащихся:</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> - «ощутить себя свободным, имеющим право на собственное мнение, самостоятельный выбор, самостоятельное решение»;</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> - «приобретать новых друзей не только в школе, но и в области, и даже в России»;</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> - «вступать в новые отношения со взрослыми людьми и ощущать при этом, что тебя признают, с тобой считаются, что ты что-то значишь»;</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> - «научиться ориентироваться среди открывающихся возможностей взрослого мира»;</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> - «открывать новые горизонты для приложения своих сил и способностей»;</p> <p class="rtejustify" style="margin-left:-35.45pt;"> Таким образом, анализ результатов по проблеме жизненного самоопределения позволяет утверждать о качественных изменениях в развитии субъектов. </p>