Submitted by Людмила Алексеевна Гаврилова on Wed, 25/01/2012 - 17:25
Ход урока
I. Сообщение цели урока
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем изучать тему «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте».
А сейчас мы с вами займемся проверкой домашнего задания.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Государство на берегах Нила»
- Проверка домашнего задания проходит методом критического мышления. Используется приём «синквейн».
Работа с картой ( показ Древнего Египта).
I . стадия Вызов.
Учитель: - соберем информацию по кругу в корзину. ( идет систематизация материала)
- Назовите по одному высказыванию:
Что знаете, вы, о государстве на берегах Нила?
Ученик.
- Египет.
- финиковые пальмы, папирус,
- крокодилы, рыбы
- пороги
- Средиземное море
- дельта
- оазисы
- ил
- разливы
- правитель египетского государства
- Северный Египет
- белая корона
- рельеф
- 3000 лет до н.э.
- фараон
- Мемфис
Учитель:
II Стадия. Осмысление
- Расскажи, по этому «урожаю», который ты собрал в корзину?
- Подумай, о чем ты будешь говорить, и какой рассказ получится у тебя?
Ученик:
- Египет- так называется страна, которая располагалась по берегам Нила от первого порога, до Средиземного моря.
Там росли финиковые пальмы, высокий тростник, папирус. В водах обитали крокодилы, много рыбы.
Течение Нила встречало на своём пути пороги.
Пройдя порог, река впадала в Средиземное море, разделяясь на несколько рукавов, образуя дельту. Среди песков, встречались оазисы. В начале лета в Египте идут дожди, тает снег с вершин гор и потоки воды устремляются в реку, подмывая почву и неся за собой ил (этот плодородный слой т.е. частицы полусгнивших растений, красноватых горных пород).
Ученик:
Летом стояла изнывающая жара, осенью, в октябре, Нил разливался. Широкие волны влекли за собой рыб, сверкающих чешуей, лишь в ноябре Нил возвращался в свои берега.
Ученик:
В Египте, благодаря высоким урожаем, можно было прокормить многочисленный народ, в том числе и тех кто сам её не обрабатывал; ремесленников, воинов, слуг и приближенных правителя Египетского государства.
Ученик: Египет делился на 2 части, Северный и Южный, во главе каждого стоял свой правитель фараон.
Царь Северного Египта носил красную корону, Южного Египта – белую. Они между собой воевали, об этом рассказывает рельеф найденный на камне.
Ученик:
Примерно 3000 лет назад до нашей эры, царь Южного Египта окончательно подчинили себе Северный Египет.
Повелителя всего Египта называют фараоном. Столицей Египетского государства стал Мемфис.
(Рассказ идёт по цепочке несколькими учащимися.)
Учитель:
III стадия Рефлексия
(Приём «синквейн» - «Пять строк».)
-Сделайте вывод одним предложением, чтобы это предложение несло смысл и состоящее из пяти слов. Когда в Египте образовалось единое государство.
Ученик:
- 3 тыс. лет назад царь Южного Египта, подчинил себе Северный Египет и стал фараоном, т.е. единым государственным правителем.
III. Переход к новой теме.
Учитель:
Итак, мы выяснили, что после разлива Нил оставляет на полях влагу и плодородный ил, почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой.
Поэтому в Древнем Египте развивается земледелие.
Кроме этого появляются разные ремёсла.
Задача для учащихся: Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта?
IV. Изучение новой темы.
План.
1) Жители Египта.
2) Жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников.
3) Сбор налогов.
На доске: тема урока, термины, план.
вельможи, писцы, налоги, орошение полей, каналы, амулеты
С использованием словарей
Учитель:
- Запишем в рабочую тетрадь тему нашего урока, поставим цифру 1. и с помощью опорных конспектов запомним о жителях Египта.
(учащиеся записывают с помощью опорных конспектов в тетрадь новую тему, а учитель рассказывает и пишет на доске. Новые слова выделяют, т. е. ведется работа над терминами).
4. Сообщение ученика.
Учитель:
А вот о том, какие ремёсла были в Египте , и как обменивали товар на товар расскажет нам Сотников Ваня. Ему было дано задание на дом. Приготовить сообщение.
Ученик: Египетский художник , живший четыре тысячи лет назад, изобразил строительство дома.
Один человек мотыгой выкапывает глину, второй кувшином черпает воду из пруда, третий месит глину:
остальные делают кирпичи, носят их на коромысле выкладывают стену, следят, чтобы она стояла ровно.
В Египте были горшечники, качи, кожевники, столяры, кораблестроители-всех мастеров трудно даже перечислить.
Сохранилось и такое изображение: сидит женщина, перед ней глиняная посуда, рядом стоит египтянин, протягивает ей рыбу, он предлагает меняться - это самый простой вид торговли.
Денег не было, и меняли товар на товар. Такой вид обмена называется натуральным.
Учитель:
Итак, мы узнали о ремесле в Древнем Египте и обмене.
5. Самостоятельная работа с текстом учебника
(Приём «Пометки на полях»)
Учитель: Прочитайте п. 5 & 7 стр. 39
и сделайте пометки на полях
- Что вы уже знаете?
- Что вы думали иначе?
- Что вы узнали нового?
- Что бы вы хотели узнать больше?
(дети молча читают 5 подзаголовок)
Проверка 5 подзаголовка
Учитель: Итак, какие пометки вы сделали на полях?
6.Работа над новым понятием
Учитель: Налоги- платежи господину, чем-либо
7. Работа с историческим документом.
Учитель: У вас на партах исторический документ. Он называется « Поучения Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи».
(Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах, они хранятся в Британском музее).
Учитель читает вступление.
Ребята, прочитаем вслух текст документа и ответим на вопрос.
- О каких группах населения в Древнем Египте ведется рассказ.
- Что вы узнали о работе писца от имени Хети?
- Кто он? Что он желает своему сыну?
V. Закрепление пройденного.
Учитель:
- На какие группы делилось население Древнего Египта?
Ученик:
(Фараоны, вельможи ,земледельцы, ремесленники , писцы,)
Учитель:
- Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте?
Ученик:
(Скульптор, медник, каменщик, брадобрей, ткач). Работа над значением понятий.
Учитель:
- Что означает понятие «налоги»?
Ученик:
Платеж чем-либо фараону или государству
Учитель:
- Кто платил налоги?
Ученик:
(все зависимые от знати категории населения)
Учитель:
- Как называли сборщиков налогов? (Писцы)
Ученик:
(Писцы)
Рекомендация книг о древнем Египте
VI. Итог урока. Рефлексия.
Учитель:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ученик:
- О жизни вельмож, ремесленников и земледельцев.
Игра «Шесть шляп».
Учитель:
Я, сейчас каждой группе учащихся дам шляпу, а вы должны высказать свое мнение.
Красная шляпа. Что положительного было в жизни Египтян?
Черная шляпа. Что отрицательного, негативного было в жизни земледельцев и ремесленников?
Белая шляпа. Что чувствовали вы, когда знакомились с жизнью древних Египтян?
Коричневая шляпа. Что бы вы изменили, если бы оказались там?
Зеленая шляпа. Какой вывод из нашего знакомства с трудом Древних Египтян вы, можете сделать?
Синяя шляпа. Что бы вы хотели изменить в жизни египтян?
Дома: &7. Р.Т. Задания 1- 3
Индивидуальное задание к следующему уроку - сделать сообщение о жизни египетского вельможи.