Развитие лексико-грамматической стороны речи у дететй с ОНР - одна одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей. Подробно об этом я рассказываю в своей статье http://www.openclass.ru/node/267498
Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объёме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов - названия ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщённое значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качества и признак предмета. Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко.
При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём: значения грамматического изменения слов многообразны.
Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.
Выделяются следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР. Это неправильное употребление:
- окончаний имён существительных, Местоимений, прилагательных;
- падежных и родовых окончаний количественных числительных;
- личных окончаний глаголов; *
- предложно-падежных конструкций.
Нарушение синтаксической структуры предложения выражаются в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчинённых конструкций.
Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР - одна из
основных задач коррекционного обучения и воспитания детей.
В программе Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной содержание коррекционного
обучения включает следующие задачи.
В первый период обучения:
- развитие понимания устной речи;
- подготовка к овладению диалогической формой общения;
- практическое усвоение способов словообразования (уменьшительный суффикс существительных и приставки глаголов);
- усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными;
- образование глаголов повелительного наклонения;
- составление простых предложений по вопросам. Во второй период обучения:
- практическое образование относительных прилагательных;
- согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
- изменение повелительного наклонения глаголов третьего лица единственного числа;
употребление глаголов В,НА, ПОД, ИЗ;
- совершенствование навыка ведения диалога; В третий период обучения:
- образование глаголов с помощью приставок;
- образование относительных прилагательных;
- образование притяжательных прилагательных;
- образование прилагательных с помощью ласкательных суффиксов;
- образование антонимов и синонимов;
- согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- употребление предлогов К,ОТ,С;
- составление разных типов предложений.
На занятиях по формированию лексико-грамматических представлений
используются следующие лексико-грамматические игры и упражнения:
«Составь предложение», «Подбор прилагательных к существительному»,
«Назови ласково», «Чего не хватает?», «Чего не бывает?», «Скажи
наоборот», «Закончи предложение» и т. д. Эти игры представлены в серии
книг Л.М. Смирновой «Логопедия в детском саду»http://www.pedlib.ru/Books/1/0122/1_0122-1.shtml,http://logopediya.com/books-logopediya2/195.php
Обучение детей с ОНР правильно употреблять предлоги в речи я провожу используя конспекты занятий и наглядный материал, представленные в книге О.С.Яцеля "Учимся правильно употреблять предлоги в речи"http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2979727
В последнее время появилась возможность использовать различные презентации, чтобы сделать занятия разнообразными, интересными и доступными детям. Некоторые из них я прилагаю.
|
На: Формирование лексико-грамматических представлений у детей с
Спасибо, Вера Валерьевна, за большое колличество предложенной литературы. Вами предоставлен большой перечень игр, которые можно использовать в работе не только логопеда, но и родителям, и воспитателю.
На: Формирование лексико-грамматических представлений у детей с
Вера Валерьевна,предложенные Вами ссылки будут очень полезны логопедам.
Вашу презентацию буду использовать на занятиях по развитию лексико-грамматических представлений))) Спасибо!