Submitted by Татьяна Тихоновна Ступакова on Wed, 25/01/2012 - 09:07
Учебная тема II:
Образы человечества
в культурных традициях и современных
социально – политических теориях.
Учебное занятие:
Западные теории мироустройства.
Эпиграф урока: Если не высказаны
противоположные мнения, то
не из чего выбирать наилучшее.
Геродот.
Цель: определить причины, которые способствовали превращению западной цивилизации в безусловного лидера глобализации; охарактеризовать основные идеи наиболее оригинальных и хорошо аргументированных концепций современного глобального мира; формировать у учащихся навыки сотрудничества и кооперации; развивать оперативные общеучебные умения; способствовать адекватной социализации школьников в современном мире;
Задачи:учащиеся
должны знать:
основные понятия урока;
основные идеи концепций современного глобального мира;
должны уметь:
работать в группе;
анализировать социальную информацию;
интерпретировать (объяснять) изученный материал, т.е. раскрывать основные идеи, приводить примеры, пояснять теоретические положения;
выражать свои мысли, взгляды;
формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы;
должны применять на практике для
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
предвидения возможных последствий определённых социальных действий субъектов общественных отношений;
уважения существования плюрализма мировоззрений;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями;
Основные понятия: капитализм, коммунизм, буржуазия, пролетариат,
либеральное мировоззрение, мини – системы,
мировые империи, мировые экономики,
абсолютизм, фашизм, универсализм,
цивилизации, цивилизационный конфликт.
Тип учебного занятия: урок формирования новых знаний;
Вид учебного занятия: интерактивный урок с использованием групповой
работы;
Литература и
оборудование
учебного занятия: 1. Учебник «Обществознание. Глобальный мир в
XXIвеке» для 11 классов под редакцией
Л.В.Полякова.
2. Инструкции по работе в малых группах.
3. Компьютеры с доступом в Интернет, для поиска
информации, отрывков из работ западных
учёных, создания презентации.
4. Рабочие тетради.
5. Ватман и фломастеры для создания наглядно –
графических материалов.
Этапы учебного занятия.
Название этапа: подготовка к интерактивному уроку.
(4 минуты)
Ведущая деятельность
учителя
учащихся
Напомнить учащимся правила успешной интерактивной деятельности:
Уважение прав каждого, не допустимость высказывания оценочных суждений в адрес партнёров.
Высказывать точку зрения должен каждый, а не одни и те же ученики.
Нельзя ссылаться на то, что «Уже всё сказали».
Нельзя демонстрировать своё плохое настроение.
Заранее выбирает группу экспертов, которые оценивают работу внутри группы.
Критерии экспертизы.
Активность всех членов группы – 5 баллов.
Верность высказываемых суждений каждым членом группы – 3 балла.
Уровень культуры общения – 2 балла.
Логика ответов – 5 баллов.
Полнота ответов – 5баллов.
Глубина ответов – 5 баллов.
Умение слушать товарища – 2 балла.
Штрафы по пунктам 1,3,7 на
указанное количество баллов.
Вспоминают правила успешной интерактивной деятельности.
Знакомятся с экспертами и
критериями их работы.
Этап комплектования групп.
(4 минуты)
1. Предлагает учащимся разбиться
на 5 групп по 4-5 человек в
каждой.
Делятся на группы на основе
свободного выбора.
2. Занимают свои места.
Этап учебной деятельности в группах.
(25 минут)
Раздаёт задания, знакомит с литературой и оборудованием
членов каждой группы.
Задания:
1 группа.
Почему Запад (как особая цивилизация) выступает безусловным лидером глобализации и основным получателем её благ?
2 группа.
Каковы основные идеи марксистского учения о путях развития человечества, и как последователи К. Маркса пытались претворить их на практике?
3 группа.
Как И. Валлерстайн объяснил ошибки Маркса и каковы основные идеи его теории мира как единой системы.
4 группа.
Каковы перспективы развития человечества с точки зрения
Ф. Фукуямы.
5 группа.
В чём драматизм истории и каковы перспективы мира с позиции
С. Хантингтона.
1. Распределяют обязанности в группе.
Работают с литературой, документами, Интернетом.
3. Обсуждают варианты ответов на полученные задания.
4. Готовят презентации (компьютерные или на ватмане).
Готовят защиту презентаций.
Эксперты оценивают работу внутри группы.
Этап презентации группового решения.
(30 минут)
Предоставляет слово каждой
группе, напоминая время защиты: не более 6 минут.
2. Знакомится с презентациями
групп.
Выступления групп, ответы на
поставленные задания.
Этап экспертизы.
(5 минут)
Заслушивает экспертов.
Знакомит учащихся с отметками.
Эксперты после короткого
совещания дают сводную,
конкретную оценку
деятельности всех групп и
отдельных учащихся.
Этап рефлексии.
(10минут)
Проецирует на экран задания:
Продолжите ответ:
Превращению западной цивилизации в безусловного лидера глобализации способствовали:
А. Противоборство церковной и
светской властей в процессе
объединения
западноевропейских государств.
Б. Первый раскол христианской
церкви, который способствовал
углублению различий в
развитии Западной и Восточной
Европы.
В. ?
Г. ?
Установите соответствие:
Теория
Основные выводы
1. К. Маркса
А. Провозглашение
«конца истории»,
окончательной
победы
либерализма.
2. И. Валлерстайна
Б. Неизбежность
наступления
коммунизма в
мировом
масштабе через
пролетарскую
революцию.
3. Ф. Фукуямы
В. Современный мир неизбежно конфликтен, но
степень
конфликтности
можно
регулировать.
4. С. Хантингтона.
Г. Современный мир
неразрешимо
конфликтен и нас
ожидает
неизбежный крах
миросистемы
капитализма.
Сторонником, какой из этих
теорий вы являетесь?
Приведите собственные
аргументы в её защиту.
Выполняют задания.
Высказывают свои суждения и
аргументы.
Домашнее задание (2 минуты)
Проецирует на экран задание: составить словарь понятий и терминов, используемых на данном уроке.