Китрар Ольга Олеговна
Формирование пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 32
комбинированного вида» д.Пудомяги
Гатчинского района Ленинградской области
Китрар Ольга Олеговна
Проблемой формирования пространственных представлений у детей особенностями речевого и интеллектуального развития занимались такие ведущие специалисты, как Б.Г. Ананьев, Г.Ф. Рыбалко, И.Н. Садовникова, Н. Писарева, Т.А. Павлова, О.Б Иншакова, А.В. Семенович, М.М Семаго. Авторы отмечают, что недостаточность сформированности пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его речевого и интеллектуального развития. Полноценность овладения знаниями о пространстве обеспечивает взаимодействие двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка.
Таким образом, формирование пространственных представлений должно занимать важное место в ходе коррекционной работы логопеда. Учитывая важность и актуальность данной проблемы, мы выбрали её для более углубленного изучения. Проект осуществлялся на базе МБДОУ "Детский сад № 32 комбинированного вида" д.Пудомяги.
Главная цель проекта – изучение особенностей формирования пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи и разработка скорректированной программы по формированию пространственных представлений. В течение двух лет экспериментально изучалась группа детей из 12 человек, имеющих диагнозы: ОНР-II, ОНР- III, дизртрия. Работа проводилась в три этапа- диагностирующий, формирующий и контрольный.
На первом этапе было выявлено, что у всех детей наблюдается несформированность и недостаточная сформированность пространственных представлений. Дети с трудом ориентировались в схеме собственного тела, в схеме тела стоящего напротив, путались в определении направлений в пространстве .Трудность для детей представляла также ориентировка на листе бумаги, дети неверно понимали и употребляли предлоги и наречия, обозначающие пространственные отношения.
Результаты обследования фиксировались в индивидуальной диагностической карте (см.Приложение )
На втором этапе велась работа по формированию пространственных представлений на всех организационных формах занятий и по всем направлениям. Для этого нами была разработана скорректированная программа по формированию пространственных представлений для детей с нарушениями речи, в соответствии с которой коррекционная работа велась в следующей последовательности:
-Подготовительная работа (развитие восприятия формы, величины, цвета, положения тела в пространстве)
I .Формирование представлений о схеме собственного тела:
а) развитие представлений о пространственном расположении частей тела по вертикальной оси (вверх, сверху ; вниз, снизу) ,
б) развитие представлений о передней и задней сторонах тела (перед, спереди; зад, сзади),
в) развитие представлений о правой и левой сторонах тела (правый , справа; левый, слева)
II. Формирование представлений относительно собственного тела:
а) развитие представлений о направлениях в пространстве с точкой отсчета от себя (вверх-вниз, вперед-назад, направо - налево),
б) развитие представлений о расположении предметов относительно собственного тела (вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа)
III. Формирование представлений о пространственном положении предмета относительно другого предмета:
а) развитие представлений о положении предметов в позициях: выше-ниже,сверху-снизу, над-под, перед-за, справа-слева,
б) развитие представлений о внешних признаках предметов (выше-ниже, шире-уже, короче-длинее, самый длинный, самый высокий и т.д.)
в)развитие представлений об удаленности предмета относительно другого предмета (ближе-дальше, близкий-дальний)
IV.Формирование умений ориентироваться на листе бумаги (центр листа, правый верхний угол, левый нижний угол и т.д)
V.Формирование умений понимать и употреблять в речи предлоги, обозначающие пространственные отношения, в следующем порядке: в, за, под, около, у, из, перед, на, над, вокруг, от, между, из-за, из-под. Дифференциация предлогов: в-из, за-перед, над-под, над-на, к- от, из-за – из-под.
VI. Формирование представлений о схеме тела стоящего напротив.
На формирующем этапе в коррекционную работу включались различные игры и упражнения, направленные на формирование пространственных представлений: игры с досками Сегена, рамками и вкладышами Монтессори, «Картинка сломалась», «Что спрятал художник?», «Почтовый ящик», «Найди пару», «Что пропало?», «Чудесный мешочек», «Рисунки на спине», «Определи по следу», «Лабиринты», «Карта сокровищ»,графический диктант Д.Б.Эльконина, игры –головоломки типа «Танграм», «Квадрат Воскобовича», «Сложи узор», «Уникуб» , рабочие тетради по формированию пространственных ориентировок и др.
Итоги заключительного, контрольного этапа говорят о значительных успехах в формировании пространственных представлений у детей с нарушениями речи. Дети
стали успешно справляться с заданиями, ранее им недоступными. Воспитанники научились без труда ориентироваться в схеме собственного тела, в схеме тела стоящего напротив, на листе бумаги, выполнять пробы Хеда, понимать и употреблять предлоги и наречия, обозначающие пространственные отношения.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что систематическая коррекционная работа по развитию пространственных представлений способствует более успешному формированию умения понимать и употреблять в речи предлоги, обозначающие пространственные отношения, и способствует более успешному развитию речи в целом.
Приложение
Индивидуальная диагностическая карта ___________________________(ФИО ребенка)
Представления и пространственные понятия
|
1-ый год обучения
|
2-ой год обучения
|
Сентябрь
|
Январь
|
Май
|
Сент.
|
Январь
|
май
|
Представления о схеме собственного
тела
|
Верх,сверху
|
|
|
|
|
|
|
Низ, снизу
|
|
|
|
|
|
|
Перед, спреди
|
|
|
|
|
|
|
Зад, сзади
|
|
|
|
|
|
|
Правый, справа
|
|
|
|
|
|
|
Левый, слева
|
|
|
|
|
|
|
Представления относительно собственного тела
|
Вверх-вниз
|
|
|
|
|
|
|
Вперед-назад
|
|
|
|
|
|
|
Направо-налево
|
|
|
|
|
|
|
Сверху-снизу
|
|
|
|
|
|
|
Впереди-сзади
|
|
|
|
|
|
|
Слева-справа
|
|
|
|
|
|
|
Представление о схеме тела стоящего напротив
|
Левый-правый
|
|
|
|
|
|
|
Представления о простран-ственном положении предметов относительно друг друга
|
Выше-ниже
|
|
|
|
|
|
|
Сверху-снизу
|
|
|
|
|
|
|
Над-под
|
|
|
|
|
|
|
Справа-слева
|
|
|
|
|
|
|
Больше-меньше
|
|
|
|
|
|
|
Шире-уже
|
|
|
|
|
|
|
Короче-длиннее
|
|
|
|
|
|
|
Самый длинный
|
|
|
|
|
|
|
Самый короткий
|
|
|
|
|
|
|
Ориентировка на листе бумаги
|
Верх
|
|
|
|
|
|
|
Низ
|
|
|
|
|
|
|
Левая сторона
|
|
|
|
|
|
|
Правая сторона
|
|
|
|
|
|
|
Левый верхний угол
|
|
|
|
|
|
|
Правый нижний угол
|
|
|
|
|
|
|
Центр листа
|
|
|
|
|
|
|
Понимание предлогов
|
В,за,под,около,
из,перед,на,над,
вокруг,от,между
из-за,из-под
|
|
|
|
|
|
|
Употребление предлогов
|
В,за,под,около,
из,перед,на,над,
вокруг,от,между
из-за,из-под
|
|
|
|
|
|
|
|
На: Формирование пространственных представлений у дошкольников с
Очень понравился данный материал, как теоритическая часть, так и практическая.
Мне понравилась таблица, что там все конкретно собрано.
Спасибо!
На: Формирование пространственных представлений у дошкольников с
Ольга Олеговна! Очень понравилась подробная индивидуальная диагностическая карта по формированию пространсвенных представлений у детей. Очень удачно, что она ведётся в течение двух лет, что позволяет следить за динамикой.
На: Формирование пространственных представлений у дошкольников с
Спасибо, за интересную статью. Как показывает практика, данная проблема действительно актуальна. Воспитатели часто сталкиваются с неверным употреблением детьми предлогов и наречий. Ваш практический опыт мы будем использовать в своей работе.
На: Формирование пространственных представлений у дошкольников с
Очень нужный и хорошо изложенный материал.
На: Формирование пространственных представлений у дошкольников с
Действительно нужный и важный материал
На: Формирование пространственных представлений у дошкольников с
Коротко и ясно. Спасибо.