Submitted by Елена Игоревна Мыльникова on вс, 22/01/2012 - 17:37
Человек. Личность. Гражданин.
( круглый стол)
2008-2009 учебный год
Воспитатель Мыльникова Е.И.
Цель:формировать у ребят умение выделять наиболее важные качества в человеке, способствовать раскрытию его положительных качеств.
Задачи:
1.Формировать позитивное отношение к жизни и здоровью.
2.Воспитывать активную жизненную позицию, основанную на гражданственности и патриотизме.
3. Создавать оптимальные условия для развития каждого школьника, на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
( все участники рассаживаются группами).
Воспитатель. Тема нашего занятия «ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ.
ГРАЖДАНИН, ( слайд №1)
И наша задача - разобраться в том, кто же такой человек, для чего он живет на планете Земля. И в начале 21 века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так же волнуют нас. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.
Человек уже рождается человеком! Банальная истина?
2. Работа с понятиями « индивид», « организм», индивидуальность», « я».
Воспитатель. Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово?
( слайд № 2)
Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться, насколько это возможно, с каждым из этих понятий.
Игра « ЛОТО»
На столе находятся ватманы с этими понятиями и в конверте карточки лото.
За 5 минут необходимо выбрать и приклеить на ватманы карточки, которые подходят к данному понятию, раскрывают его суть.
( после окончания работы необходимо объяснить, почему взяты именно эти карточки.)
Человек – индивид.
Единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому.
Человек – организм.
Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.
Реальное представление о себе самом самоуважение. Себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим.
Воспитатель.Спасибо. Переходим к следующей части занятия.
В которой, продолжим работу по углублению и расширению наших представлений о человеке.
Так что же такое человеческий организм?
(слайд№)
Человеческий организм– это сложная система важных органов и процессов. Деятельность организма человека можно сравнить с работой очень сложного завода или фабрики, только это живая фабрика – фабрика здоровья.
Здоровье – самое бесценное, что дается человеку природой. И закладывается оно в детстве.
Что мешает человеку быть здоровым?
( слайд )
Факторы, влияющие на здоровье.
1. генетические факторы – 15- 20%
2. состояние окружающей среды – 20-25%
3. медицинское обеспечение - 10-15%
4. условия и образ жизни – 50-55%
Чтобы чувствовать себя здоровым, необходимо… необходимо вести здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни – это…
Здоровый образ жизни – прежде всего отсутствие вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, малоподвижный образ жизни, неумение справляться со стрессом, негативными эмоциями.
Ведущий. От человека зависит, помешать слаженной работе всех ее механизмов и стать больным, или помочь этой работе, обеспечив себе здоровье и долголетие.
3. Выяснение социальных ролей человека.
Ведущий. А теперь, мы с вами, совершим необычное, но очень интересное путешествие. Путешествие в Мир своего «Я».
Наше « Я» - одна из самых больших загадок. Иногда это голос обиды, иногда проявление собственного самолюбия, иногда- это голос творческой фантазии. А бывает – это проявление беззаботности и безрассудства. Некоторые действия мы совершаем вообще вопреки своей воле. Как же нам разобраться в собственном «Я»?
Нарисуйте дерево ( слайд)
Одна из веток – внешнее «Я». То есть то, как мы выглядим в глазах окружающих. Нарисуйте эту веточку и придумайте слово, которым вы бы могли охарактеризовать себя, как бы со стороны.
Другая веточка – «Я» в учебе.
Следующая веточка - «Я» в семье.
Нарисуйте веточку – внутреннего «Я». Каким я выгляжу в глазах самого себя.
Нарисуйте еще несколько веточек вашего «Я», ведь жизнь у каждого многообразна. Мы бываем во дворе, занимаемся спортом, ловим рыбу, собираем грибы и ягоды- это тоже наше «Я».
У вас должна получиться симпатичная крона, и каждая веточка- это ваше сложное «Я».
После выполнения работы ребята рассказывают о своем рисунке.
Слушающие говорят рассказчику о том, что в его « дереве Я» явилось для них новым и неожиданным. Рассказчик отмечает эти веточки на своем дереве, чтобы потом обдумать мнение товарищей.ействия мы совершаем вообще вопреки своей воле. амолюбия, иногда- это голос творческой фантазии.
Воспитатель.Мы назвали далеко не все социальные роли. Большинство из нас выступает в сходных социальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особенными качествами. Каждый из нас - личность.
4.Работа над понятием « личность».
Что же такое личность? ( слайд)
« Личность»- очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку,- совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких как особенности мышления, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твердо держать слово, самостоятелен или податлив чужой воле. Человек и личность - это не синонимы. Человек может быть еще не личностью ( например, новорожденный), но личность – это всегда человек, и личностью не может быть никто кроме человека. Личность неповторима так же, как и внешние параметры каждого человека. Личность – это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся.
В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать.
Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной гармоничной личностью?
Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, ради других людей, проявляют целеустремленность и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильными личностями становятся люди известные.
Были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не предали своих товарищей. А какими станете вы? ( клип) Необходимо оставаться верным своим идеалам, ценностям, принципам, не открещиваться от своих поступков, не изменять себе.
Каждый из нас личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.
5.Работа над понятием « гражданин»
( слайд)
Воспитатель. Гражданин - это человек, обладающий гражданскими правами и обязанностями. Слово « гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это житель какой-то страны, имеющий право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью.
Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?
Закончи предложение: Гражданин – это…
Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию, а гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры.
Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Настоящий гражданин горячо любит свою Родину.
Гражданин переживает боль и трудности своей страны. И не только переживает. Гражданин действует. Он участвует в политике и требует перемен, требует реформ.
Гражданин не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его края. Гражданин протестует против разрушения культурного наследия. Гражданин требует от властей принятия таких законов, которые направлены на защиту прав человека.
Слово « гражданин» включает в себя понятие патриотизма.
Патриот- человек, который любит свою Родину , предан своему народу, своему Отечеству.
Какие у вас права и обязанности?
(клип)
Вы должны подготовиться к жизни основательно и прожить ее интересно, ярко, с пользой для людей и Отчизны.
Заканчивая эту часть нашего разговора, я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции не окончен, и вы еще не раз задумаетесь над этим, оказавшись в других ситуациях. И пусть каждый из вас примет правильное решение.
Мы закончили рассматривать вопросы, которые поставили в начале нашего разговора. Но мне хотелось бы узнать, интересен, полезен ли был вам наш сегодняшний разговор, какие проблемы вы намерены обсудить в дальнейшем. Для этого прошу вас заполнить анкету.
Анкета.
- Расскажите, что показалось вам самым важным и интересным?
- Чему вы научились?
- Я сделал вывод…
Сегодня, мы с вами, рассматривали очень важные понятия, и хочется, чтобы наш разговор остался у вас в памяти. И я надеюсь, вы будете по жизни следовать золотому правилу Дейла Карнеги « Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».
Размещено Sat, 04/02/2012 - 14:58 пользователем Ирина Алексеевна Трутанова.
Удачно выбрана форма проведения классного часа-"круглый стол". Педагог решает задачи по формированию различных универсальных учебных действий: личностных(рассматривая социальные роли ), познавательные(развивая понятийный аппарат учащихся), коммуникативные(взаимодействие детей в ходе игры "Лото"),регулятивные(задания направлены на развитие контроля и самоконтроля, проведена эмоциональная рефлексия )
Комментарий был изменен с момента создания (trutanova, Sat, 04/02/2012 - 14:58).
На: Человек. Личность, Гражданин
Удачно выбрана форма проведения классного часа-"круглый стол". Педагог решает задачи по формированию различных универсальных учебных действий: личностных(рассматривая социальные роли ), познавательные(развивая понятийный аппарат учащихся), коммуникативные(взаимодействие детей в ходе игры "Лото"),регулятивные(задания направлены на развитие контроля и самоконтроля, проведена эмоциональная рефлексия )
irina