Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Пискотина Л.Н. Опыт использования здоровьесберегающих технологий в бодрящей (просыпательной) гимнастике

Пискотина Любовь Николаевна,

воспитатель группы компенсирующего обучения для детей с нарушениями зрения высшей квалификационной категории,

МДОУ «Детский сад №50» Свердловского района г. Перми

 

Опыт использования здоровьесберегающих технологий

в режимных моментах

в группе компенсирующего обучения для детей с нарушениями зрения

 

В современном обществе проблема здоровья и его сохранения стоит более чем остро. Словосочетание «Здоровьесберегающие технологии» и «Формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры [1].

Дети, поступающие в группу компенсирующего обучения для детей с нарушениями зрения уже не здоровы, имеют не только зрительный дефект, но и другие отклонения в состоянии здоровья. Помимо этого на фоне зрительной патологии дети малоподвижны, скованны, неуверенны в своих движениях. Одним из средств преодоления этих недостатков является бодрящая (просыпательная) гимнастика после дневного сна.

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус, укрепляет здоровье детей через комплексную систему эффективного закаливания, обеспечивает профилактику нарушения осанки и плоскостопия.

Бодрящую гимнастику целесообразно проводить под музыку, которая положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, задаёт ритм движениям, облегчает их выполнение. Просыпаться дети будут намного быстрее!

Конечно, не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна – улыбающееся доброе лицо взрослого человека, а также слышать плавную, размеренную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих [2].

Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, при открытых фрамугах и форточках (или хорошо проветриваемом помещении) в течение 7 – 15 минут в зависимости от возраста детей.

Варианты бодрящей гимнастики:

  1. Разминка в постели и самомассаж;
  2. Гимнастика игрового характера

    а) с элементами дыхательной гимнастики,

    б) с элементами корригирующей гимнастики,

    в) с элементами точечного массажа,

    г) с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения;

3.  Гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

4.  Пробежки по массажным дорожкам;

5.  Самостоятельная;

6.  Лечебно – воспитательная;

7.  Музыкально – ритмическая.

В течение года необходимо использовать разные варианты бодрящей гимнастики.

Для детей младшего возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует значимый детям персонаж, который является образцом для подражания, радуют детей, увлекают их, заставляя двигаться, выполнять предложенное задание [2].

Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа. Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышающих иммунитет. Особенно это важно для детей с нарушением зрения, т.к. иммунитет у них ослаблен.

Хорошо использовать бодрящую гимнастику в форме музыкально-ритмических игр, т.к. танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют дыхание, активно влияют на кровообращение. Улучшается аккомодация, циркуляция крови и внутри глазной жидкости, что важно для детей с нарушением зрения.

В комплексы бодрящей гимнастики включаем упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, массаж рук и ног, пальчиковую и дыхательную гимнастику, точечный массаж.

Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с «общением» со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариваем ласковых слов. Точечный массаж, как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно – эмоционального напряжения [3].

Ходьба босиком – это своеобразные сеансы точечного массажа и закаливания, поскольку на стопах тоже имеются закаливающие зоны и нервные окончания всех органов тела. Более того, на поверхности стопы так называемых терморецепторов находится гораздо больше, чем на каких либо других участках тела. Эти терморецепторы реагируют на тепло и холод, поэтому босо хождение по камешкам и другим неровным поверхностям осуществляет повседневный разогревающий массаж подошв и является великолепной закаливающей процедурой, которая тонизирует организм и способствует поддержанию его в здоровом рабочем состоянии. Закаливание ходьбой босиком нужно начинать постепенно и систематически. Это касается всех детей раннего возраста и особенно детей с нарушением зрения. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности все мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность [3].

В некоторые комплексы бодрящей гимнастики включены игры и упражнение на снятие психоэмоционального напряжение или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, а так же скороговорки и чисто говорки для заучивания, формирующие четкое произношение, и развивающие память детей. После бодрящей гимнастики (если гимнастика проводилась в постели) дети встают, переходят в групповую комнату, где выполняют различные физические упражнения: ходьба по кругу, ходьба на носках и пятках, ходьба парами, медленный бег и т.д. На полу раскладываем разные массажные коврики и коврики – дорожки, используя при этом пуговицы, деревянные палочки, мелкие камушки, горох, фасоль, песок, крышки от пластиковых бутылок.

Таким образом, бодрящая гимнастика способствует активному включению детского организма в рабочий ритм, даёт возможность восстановить и укрепить здоровье детей с нарушениями зрения, улучшить их психоэмоциональное самочувствие.

 

 

Список литературы

  1. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/сост. Крылова Н.И. – Волгоград. Учитель, 2009.
  2. Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников – СПб. ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2010.
  3. Мартынов С.М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей. Кн. Для родителей – Москва.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002.
  4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/под ред. Л.И. Плаксиной. – Москва. Издательство «Экзамен», 2003.
  5. «Здоровячек». Система оздоровления дошкольников. Авт. – Составитель Т.Е. Никанорова, Е.Н. Сергиенко.

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   
Интерактивный Методический Кабинет ДОУ

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн