Размещено: Ирина Юрьевна Волкова - вс, 22/01/2012 - 14:06
1. Аналитическая беседа по поэзии 19в.\ чтение стихов.
- Какие стихи о природе поэтов 19в. вы помните?
- Какой предстает природа в этих стихах? (разная, прекрасная, величественная в любое время года)
- Какие чувства передают поэты?
-В каких взаимоотношениях находятся человек и природа? (они едины)
Неужели все так безмятежно, спокойно и среди стихов этих поэтов нет таких, в которых уже звучит тревога по поводу небрежного отношения к природе?
2. М. Лермонтов «Три пальмы» (Анализ стихотворения).
3. Слово учителя:
Да это так. Это один из первых тревожных голосов. И все-таки, какой вывод вы можете сделать о поэзии 19 века? (это гармония человека и природы).
Но вот в прекрасное далеко уходит век 19-ый и настает век 20-ый, в котором и мы с вами родились, из которого шагнули в век 21-ый. 20-ый век – это век открытий. Каких? (космос, атом, автомобили, электричество, кино, телевидение и т.д.)
Это хорошо или плохо? Представьте себе, что Земля – это космический корабль, космическое тело, дом на котором сосуществуют человек, животные, растения, и это тело совершает свой полет в космосе. Что будет если на корабле будут плохо работать приборы, начнут давать сбои агрегаты? (размышления учеников).
Что же происходит с поэзией 20 века?
4. Чтение стихотворений А.Ахматовой, С.Есенина, А.Блока– это начало века.
5. Аналитическая беседа: Какой предстает Родина в этих стихах? Какие чувства стремятся передать поэты? Чувствуете ли вы тревогу за окружающий мир?
Послушайте отрывок из стихотворения С Есенина «Сорокоуст». Что вы слышите в нем? (тревога, жалость, опасность)
Все гормче и гормче звучит беспокойство о жизни природы в стихах поэтов середины и конца 20 века? Какие стихотворения вы прочитали?
6. Выразительное чтение стихотворения учащимися:
Слушание чтения наизусть.
Н.Заболоцкий «Журавли»
А.Яшин «Покормите птиц», «Орел»
Н.Рубцов «Заяц»
З.Александрова «Черемуха»
Н.Тряпкин «Дым»
Л.Мартынов «Дети природы»
А.Ширявец «Меркнет твой венец…»
Какое настроение, какие чувства они вызывают? Какое из стихотворений вас поразило? Что вы представили? Удалось ли читавшим передать мысль, настроение стихотворения?
Ю.Казанцев «Это не надоест никогда»
В.Федоров «Да Винчи говорил»
С.Викулов «Природа-мать…»
А.Яшин «Люблю все живое»
С чем вы согласны? С чем не согласны?
7. Слово учителя:Все эти поэты – своеобразные защитники природы. И мы можем их причислит к нашему сообществу «зеленых» на доске. «Защищать природу – значит защищать Родину» - говорил Пришвин, один из замечательных писателей – натуралистов 20 века.
Обращаясь к своим читателем он писал: «Воспитай в себе жалость к сломанному Дееву, к одичавшей, брошенной собаке, утке, замерзающей в полынье городского водоема. Прими боль «меньшего брата» как свою. А когда станешь геологом, шофером, строителем, а может быть и руководителем большого предприятия, помни не только о своей выгоде, но и …о природе. Уважай ее – тогда и она тебя уважит».
Но вы познакомились с еще одним писателем 20 века (дом.задание) А.С.Экзюпери. что говорил герой его произведения – Маленький Принц? «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, приведи в порядок свою планету».
8. Выводы. Какие впечатления у вас остались от урока. Кто хотел бы дополнит его своими рассуждениями, чтением стихов собственного сочинения.
Учащиеся читают свои стихи.
Спасибо все, ребята. Благодаря поэтам мы понимаем душу окружающего мира, учимся удивляться, понимать красоту природы, восхищаться ей, а значит мы ощущаем единство человека и природы.