№
урока
|
Тема
урока
|
Основные
вопросы
|
Результаты
обучения
|
Вид,
тип
урока
|
Основные
виды
деятельности на уроке
|
Формы
контроля
|
Лексика
урока,
р/р
|
1,2
|
О языке. Изменяется ли русский язык с течением времени. П.1
-
|
1.Цели и задачи курса русского языка в 7 классе.
2.Знакомство с учебником.
3.Причины изменения языка.
4.Этимология как наука об истории слова.
5.Этимологи-ческий словарь.
|
Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется с течением времени. Совершенствование умений строить рассуждение на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики и уметь пользоваться этимологическим словариком при объяснении значения, происхождения и правописания слов.
|
Урок усвоения нового. Урок закрепления ранее полученных знаний.
|
Знакомство с учебником (оформление, объяснение условных обозначений); работа с параграфом. Чтение п.1.Составление устного рассуждения на лингв.тему.,упр.1
Анализ понятия этимология(«Возьмите на заметку»).Работа с этимологич. словарём.
|
Беседа по контрольным вопросам урока: верно ли утверждение, что язык изменчив, как сама жизнь? Что изучает этимология? Какие полезные сведения даёт этимологичес-кий анализ слова?Составление плана по теме «Язык изменчив, как изменчива сама жизнь».
|
Язык- развивающееся явление.
Этимология как наука о происхождении слова.
|
3
|
Р/Р Что мы знаем о речи, её стилях и типах, о тексте.
П.32.
|
Текст как результат мыслительной деятельности человека..
Речь, виды речи. Стили речи.
Типы речи.
Речевая ситуация.
|
Расширить круг сведений о языковых и речевых средствах, характерных для худ., деловой, научной и разговорной речи.
Формирование умения строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор текста по предложенному плану.
|
Урок обобщения и углубления изученного.
|
Составление рассказа о делении русского языка на стили речи.Упр.374.
Работа с РС.упр.375.
Упр.376,377.
|
Рассказ у-ся о разговорном, худож., научном стилях по плану в упр.379.
|
Словарная работа
:составление предложений со словами дол, эол.
|
Язык. Правописание. Культура речи.
Повторение изученного в 5-6 классах.(34+8р/р)
|
4,5,6
|
Фонетика и орфоэпия. П.2
|
Звуки речи: гласные и согласные.Сильная и слабая позиция гласных и согласных.
Начальный звук Э в иноязычных словах. Основное и добавочное ударение в сложных словах.
|
На программном уровне владеть основными сведениями из области фонетики и орфоэпии.уметь проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, сопоставлять произношение и написание слов; владеть навыком пользования орфоэпическимсловариком.
|
Урок развития и закрепления знаний.
|
Чтение и обсуждение д/з.
Составление рассказа о звуках речи русского языка. Рубрика «Вспомните!»упр6.Чтение отр.из стихотв. «Упр-е по фонетике».Решение ребуса. «Возьмите на заметку!» упр.17
|
Фонетический разбор слова, упр.8, контроль монологической научной речи.
Словарный диктант(самопроверка)
|
Звукопись в поэтических текстах; роль аллитерации в создании художественного образа.
|
7.
|
Р/Р Что мы знаем о речи, её стилях и типах, о тексте.
П.32.Стилистический анализ текста.
|
Речь. Стили речи. РС.
|
Совершенствование умения строить связное научное высказывание с опорой на обобщающую схему(«читать схемы»), относить текст к тому или иному типу речи, выделять в тексте смешанного типа изученные типовые фрагменты, в ених «данное» и «новое».
|
Урок обобщения знаний
|
Устный стилистический анализ текстов, заготовленных у-ся дома, по плану из упр.379.
|
«Эстафета»-проверка знаний признаков различных стилей. С/р: письменный стилистический анализ текста)
|
|
8,9,
10,
11,
12
|
Словообразова-ние знаменатель-ных изменяемых частей речи.
П.3.
|
Словообразование как наука. Основные способы образования слов (приставочно-суфф.,суфф.,прист., различные виды сложения.
Морфемный анализ слова.Словообразоват. цепочка, гнездо.
|
Знать способы образования слов с помощью морфем. Уметь определять способ образования. Уметь построить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на её основе определить морфемное строение слова. Иметь представление о словообразовательном гнезде как группе однокоренных слов, расположенных в определённом порядке.
Иметь представление об основных неморфологических способах образования слов.
|
Уроки развития и закрепления знаний
|
Проверка устной части д/з. «Вспомните!»,
стр 11. Работа по орфографии(списывание, расстановка знаков препинания).
Работа по моделированию предложения. Морфемный анализ выделенных слов.
Работа с учебником.упр.32,34,35.выборочный диктант.
|
Словарный диктант с взаимопроверкой (ЗСП-2).
|
Приставочный, суффиксальный, приставочнро-суффиксальный, сложение.
Словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо.
Переход одной части речи в другую,сращение словосочетания в одно слово.
|
13,
14
|
Р/Р Что мы знаем о речи, её стилях и типах, о тексте.
П.32.
Способы и средства связи предложений в тексте. П.33
|
Текст как результат умственной деятельности человека. Последовательное и параллельное соединение предложений.
|
Повторение и обобщение изученного о тексте, его теме, основной мысли, способах и средствах связи предложений в тексте.
|
Урок развития и закрепления знаний
|
Повторение изученного по упр.380,381.
Анализ текстов по заданиям в учебнике упр.382,383,384.Пересказ текста о Г.О.Винокуре, стр.151.Работа с учебником,стр.153.Упр.385.
|
Работа в парах (опрос по вопросам, определение РС)
Стилистический анализ текста.
|
Определение способа связи различиями в «данном». Схема построения текста.
|
15
|
Р/Р Обучающее изложение «Лёнька, любимец ребят»
|
Развитие умений проводить комплексные анализ текста: определять основную мысль текста, подобрать заголовок,, установит стиль речи, найти характерные языковые средства. Определить ведущий тип речи и включенные в него фрагменты с иным типовым значением.
|
Урок обучения написанию подробного изложения по тексту.
|
Работа по упр.437.
|
Контроль умений и навыков у-ся писать изложения, сохраняя стиль речи и типологическое строение текста.
|
|
16
17
|
Контрольная работа по теме «Словообразо-вание, морфемика, фонетика и орфоэпия».
|
Знать основные способы образования слов, уметь приводить примеры слов, образованных различными способами.
|
Урок контроля ЗУН
|
Проверка умений в области морфемики, словообразования, лексики, фонетики и орфоэпии.
|
|
18
|
Правописание: орфография и пунктуация. П.4 (с.28-29).
|
Смысл терминов «орфография», «орфограмма», «пунктуация», «знаки препинания».
|
Понимать значение письма и чтения, правил правописания для жизни людей. Уметь свободно владеть орфографическим словарём. Знать основные разделы орфографии.
|
Урок развития и закрепления знаний
|
Орфографичес-кий диктант, самодиктант.
Орфографичес-кий разбор слов, пунктуационный разбор предложения.
Графический диктант.
|
Самопроверка. Взаимоконтроль
|
Орфография, орфограмма, пунктуация, пунктограмма,
правописание.
|
19
20,
21
|
Ъ и ь разделительные.
П4 (стр.29-30)
Ь для обозначения мягкости согласного.
Ь как показатель грамматической формы.
П 4(стр.30-33)
|
Двойная роль Ь. условия употребления Ъ,Ь.
|
Знать правила употребления на письме разделтительных Ъ и Ь; Ь для обозначения мягкости согласных и определённых грамматических форм.
|
Урок развития и закрепления знаний
|
Рассуждение о роли чтения и письма в жизни людей.П.4, упр.53,54
Рассказ одного из уч-ся об употреблении на письме разделит.Ъ и Ь.Работа над Ь .упр.63-65.
|
Словарный диктант на основе упр.52, ЗСП-2.
|
|
22
|
Р/Р Стили речи.
Публицистический стиль речи.
П.34
|
Понятие о публицистическом стиле и его характерных признаках.
|
Знать отличительные особенности публицистического стиля; уметь их называть, объяснять. Формирование умения узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной речи и письменной.
|
Урок изучения нового.
|
Повторение.
Изучение нового материала.
Беседа по термину, подбор однокоренных слов. Чтение и пересказ т/м на стр.156.Работа с общественно-политической лексикой, у.389Составление схемы РС..
|
Ответы на вопросы рубрики «Вспомните!», стр.155.
|
Характеристика РС: ведущая тематика- общественно-политическая жизнь страны; сфера употребления- газета. Радио,ТВ; задача- воздействие на массы.
|
23
|
Буквы О-Ё после шипящих.
П4(стр 33-35
|
Условия написания о-ё после шипящих и ц в корне, суффиксах, окончаниях различных частей речи.
|
Знать правила употребления на письме букв О-Ё после шипящих и ц в разных морфемах. Уметь безошибочно писать слова с данной орфограммой.
|
Урок развития и закрепления знаний
|
Проверка д/з. Работа по индивидуальным картам. «Вспомните!» Комментирован-ный диктант. Работа с учебником, упр.69. Работа с орфографическим словарем.
|
Работа с текстом (определение темы, «проверь себя»)
|
Сильная позиция гласного. Ударение. Написание слов ожог и ожёг.
|
24
|
Правописание приставок.
П.4 (стр.35-37)
|
Правописание з-х групп приставок:а) на з--с-, б)приставки, которые всегда пишутся одинаково, в) пре- - при-.
|
Знать. Какие выделяются 3 группы приставок с учетом правил их правописания; уметь привести соответствующие примеры; верно писать слова с данными орфограммами в приставках.
|
Урок развития и закрепления знаний
|
Д/з проверяется консультантами.
Повторение групп приставок с учетом правил правописания. «Вспомните!» упр.71,72,73. творческое задание-работа с орфогр.словарём.
|
Анализ выполнения д/з. «Лоскуток» с ошибкой, самоконтроль, взаимоконтроль
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
|
Традиционное написание приставок. Написание приставок в зависимости от значения.
|
25
26
|
Орфограммы в корнях слов.
П.4,стр.37-39.
|
Классификация орфограмм: написание гласной в корне в зависимости от
|
Знать виды орфограмм в корне слова; уметь характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные, аргументируя написание.владеть способом подбора проверочных слов. ориентируясь на значение корня, доказывая верность написания с помощью опоры на однокоренное слово.знать, уметь написать корни с чередованием гласных о-а, е-и.
|
Урок и развития и закрепления знаний, умений, навыков.
|
Проверка д/з по цепочке. Работа по карточкам с индивид. заданиями.
Работа с учебником.Упр.75-систематиз-ация и обобщение знаний,упр.76-слова с непров.гл.и согл.в корне. «вспомните!»
|
Эстафета по рядам.
Объяснительный диктант.
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
|
Способы проверки безударной гласной: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
|
27
28
|
Правописание суффиксов.
П4, стр.40-43.
|
Суффиксы, объясняемые применением правила. Суффиксы словообразовательные, правописание которых традиционно.
Суффиксы ДП,СП. Суффиксы им. прилагательных.
|
Знать вызывающие трудности на письме частотные суффиксы существительных (-ость,-от,-изн,-тель,-ик,-ек) и прилагательных(-чив-,-лив-,-ов/-ев,-еньк/-оньк,оват/-еват и др.), уметь привести примеры слов с данными суффиксами, верно их писать.Знать суффиксы причастий и условия их употребления. Разграничивать и верно писать суффиксы прилагательных и причастий с буквами н,нн.
|
Урок развития и закрепления знаний
|
Замена фразы одним предложением.
Кто быстрее?
Работа с учебником: упр.81(суфф.сущ и прич.)
Упр.82,83. «Вспомните!» стр.30,упр.84-87
|
Самостоятельная работа по упр.89.
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
|
Действитель-ные и страдательные причастия, образованные от глаголов 1 и 2 спряжений. Значения суффиксов имен прилагатель-ных.
|
29
|
Р/Р Стили речи.
Публицисти-ческий стиль речи.
П.34.
|
Характеристика РС.
Характерные языковые и речевые средства.
|
Формирование умения анализировать тексты публицистического стиля, находить в них характерные языковые средства.
|
Урок изучения нового.
|
Частичный анализ учащимися текстов публицистического стиля. Работа над языковыми и речевыми средствами, характерными для публ.стиля(упр.388,391.Стилист.анализ упр.384.
|
Совмещение книжных и разговорных слов в одном тексте, стандартных и экспрессивных выражений, активность вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, параллельного способа связи предложений, экспрессивного повтора как средства связи предложений. Составление плана устного ответа на тему «Что такое публицистический стиль речи»
|
30
|
Диктант с дополнительными заданиями по речеведению, морфологии, орфографии.
|
Проверить навыки правописания суффиксов имен прилагательных и причастий с н-нн, личных окончаний глагола, гласных и согласных корня, а также навыки усвоения правил пунктуации в сложном предложении и в предложении с однородными членами предложения.
|
Урок контроля ЗУН
|
МР-7 класс.
|
|
31
|
Правописание окончаний.
П.4.стр.44.
|
Орфограммы в безударных окончаниях имен сущ.(е-и), имен прилагательных, причастий, глаголов.
|
Знать и уметь привести примеры, когда в им.сущ. в ед.ч. пишется и, а когда е; какие личные окончания имеют глаголы 1и2 спряжения и как определять спряжение; как определить правописание окончаний прилагательных, причастий и соответствующих местоимений. Верно писать окончания в словах на основе правил.
|
Урок развития и закрепления знаний
|
Дом.работу проверяют консультанты.
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Работа с учебником.
Упр.90,91.
Работа с текстом.
|
Самостоятельная работа Упр.92.
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
|
Морфема. Установление смысловых и грамматических связей между сущ. и прилаг. с помощью вопроса. Спряжение глаголов.
|
32,
33
|
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
П.4 (стр.47-50
|
Написание Не с глаголами и деепричастиями.
Написание имен сущ. и прилаг. с НЕ. Причастие с НЕ.
|
Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями и причастиями; с сущ. и прил. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы, грамотно употреблять их в собственных письменных работах.
|
Урок обобщения и повторения.
|
Распределитель-ный диктант.
Работа с учебником.
1.стр.86,упр.94-97,2.упр.98-100.
Орфографичес-кое лото.
|
Самопроверка. Взаимопроверка
Фронгтальный опрос. Работа «Верно ли? Докажи!»
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
|
Слова, не употребляющиеся без НЕ. Синонимы. Отрицание. Усиление отрицания. Противопоставление.
Зависимые слова при прич
|
34
|
Не и ни в отрицательных местоимениях.
П.4 стр.52-54
|
Неопределенные и отрицательные местоимения, способы их образования.
Условия написания НЕ и НИ в отриц. местоимениях.
|
Знать правила написания не и ни в составе отрицательных местоимений, условия их слитного и раздельного употребления; уметь приводить соответствующие примеры и верно писать указанные слова.
|
Урок развития и закрепления знаний
|
Д/з проверяют консультанты.
Работа с учебником.упр.
103,104,105.
Запись и отгадывание загадок.Работа с текстом.
|
Проверочный тест.МР стр.28.
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
|
Вопросительные местоимения как основа для образования отрицательных местоимений.
|
35
|
Употребление дефиса.
П.4 стр.52-54
|
Правописание сложных имен существительных и имен прилагательных.
Правописание неопределённых имен местоимений.
|
Знать и уметь приводить примеры употребления дефиса в предлогах, сложных сущ.и прил., местоимениях. Грамотно употреблять дефис в изученных группах слов.
|
Урок развития и закрепления знаний
|
Проверка д/з(морфологич.р-р,)Работа с учебником. Упр.108,109.
Комментирован-ный диктант.
ЗСП-5,6
|
Взаимный словарный диктант.
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
|
Составление лингвистическо-го высказывания по табл.упр.107 с приведением собственных примеров.
|
36
|
Р/Р Публицистический стиль речи. Заметка в газету.
|
Характеристика жанра. РС. Документаль-ность жанра.
|
Научиться писать сочинение в жанре заметки в газету, знать строение статьи, основные приемы раскрытия темы статьи.
|
Урок изучения нового.
|
Устная проверка д/р, обсуждение выступлений,оцениваниеРабота с учебником.Чтение Теор.мат., стр.159.Анализ текстов упр.396 по заданиям учебника.Составление устных заметок.
|
Сообщение «Что такое пубдицистический стиль речи» Контроль монологичности научной речи.
|
Тематика-сообщение об интересном факте, событии в общественной жизни; цель речт- привлечь внимание к этому событию.
|
37
38
39
|
Словарное
богатство
русского
языка. П.5
|
Разные группы слов в зависимости от того, с какой точки зрения рассматривается слово.
|
Владеть изученными сведениями из области лексики.уметь работать с тлковым словарём, а также со словарямит синонимов и антонимов.Уметь опознавать в речи слова, использованные в переносном значении; употреблять в речи слова-синонимы.
|
Уроки развития и закрепления знаний
|
Выразительное чтение эпиграфа к п.5.Беседа.
Повторение.
Работа с многозначными словами.упр.112,113.Работа со словами-омонимами. «Вспомните!», стр.43.Упр.114. Решение загадок.
|
Составление рассуждения на лингв.тему, упр.111.
Работа в парах
(вопрос по вопросам)
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
|
Особенность лексического значения слов; смысловая связь разных слов в языке; особенность употребления слов в речи; происхожде-ние слов.
|
40
41
|
Грамматика: морфология и синтаксис. П.6
|
Грамматика и её основные разделы морфология и синтаксис.
|
Понимать, что такое грамматика. Знать её основные разделы. Опознавать части речи и их морфологические признаки. Уметь проводить разбор слов по частям речи; проводить синтаксический разбор предложений в рамках изученного материала.
|
Уроки повторения и обобщения знаний.
|
Работа с учебником «Вспомните!», стр.48,49.
упр.125,126.Работа с текстом.
|
Словарный диктант по упр.124.
Фронтальный опрос.
Словарный диктанат по ЗСП-7
|
Морфология как наука о слове как части речи. Синтаксис как наука о строении и значениях словосочета-ний и предложений.
|
42
43
|
Диктант с дополнитель-ным грамматическим заданием и его анализ.
|
Проверить усвоение правил слитного/ раздельного написания Не с разными частями речи, написаний НЕ-НИ с отрицательными и неопределенными местоимениями, некоторых групп сложных слов, правописания окончаний прилагательных и причастий, суффиксов глаголов и причастий, а также других орфограмм. Проверка усвоения правил оформления сложных предложений с причастными и деепричастными оборотами, с ОЧП.
|
Урок контроля ЗУН.
|
МР, стр.25.
|
Проверка уровня усвоения изученных орфограмм.
|
|
44
45
|
Резервные уроки. Правописание морфем.
Морфологический разбор самостоятельных частей речи.
|
Постоянные и непостоянные морфологичес-кие признаки отдельных самостоятель-ных частей речи.
|
Совершенствовать умения писать грамотно.
Совершенствование умений определять признаки самостоятельных частей речи
(им. сущ, прил., местоимений, числительных, глаголов, глагольных форм причастий и деепричастий).
|
Уроки повторения и обобшения. Практьикумы.
|
Составление и решение карточки с заданиями для своего товарища.
Орфографичес-кое и морфологичес-кое лото.
|
Самоконтроль, проверка по учебнику. Словарный диктант по ЗСП-5,6
|
|
В результате изучения (повторения) темы учащиеся должны знать/понимать:
- разделы современной русской орфографии и основные принципы написания
-морфем
-слитные, дефисные, раздельные написания сложных имен существительных, сложных имен прилагательных, отрицательных и неопределенных местоимений;
уметь:
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка.
|
Наречие (28+7)
|
46
|
Какие слова являются наречиями. П.7
|
Наречие-самостоятельная часть речи. Значения наречий. Неизменяемость наречий. Зависимость наречия от глагола, прилагат., другого наречия. Синтаксическая роль наречия в предложении.
|
Иметь представление о наречии как неизменяемой части речи, используя прием сопоставления наречий с соотносимыми словами других частей речи. Уметь провести семантико-грамматический анализ наречий.Уметь опознавать наречия в предложении, в тексте; уметь доказать принадленжность слова к классу наречий.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее полученные знания. Урок совершенствованияЗУ
|
Повторение.
Беседа по вопросам. Наблюдения.П.7 «Понаблюдайте!»Характеристика наречия на основе собств.наблюдений по плану. Сопоставление с теоретическим материалом с теор.на стр.52.Работа в парах.
|
Контроль научности монологического высказывания по теме.
Работа с текстом.
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку).
|
Словарная работа: разбор слов по составу, составление с ними словосочетаний и предложений.
|
48,
49
|
Как отличить наречие от созвучных частей речи.
П.8.
|
49,
50
|
Р/Р Рассуждение-размышление.
П.35.Классное сочинение-рассуждение в публитцистическом стиле. «Хочу» и «надо».
|
|
Формирование умения использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя. Формирование умения находить в анализируемых текстах и использовать в своих рассуждениях средства публицистической выразительности.
|
Урок развития умений.
|
1ч.Фронтальный опрос: типы речи, РС,языковые средства. Анализ упр.398. упр.399.
|
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
|
|
51,
52
|
Разряды наречий по значению.
П.9.
-
|
Синонимия вопросов, на которые могут отвечать наречия.
Слова категории состояния, их отличие от нареяий.
|
Знать разряды наречий по значению; уметь определять в тексте значение употреблённых наречий.
|
Урок изучения ноого. Урок развития ЗУН.
|
Проверка д/р.
Рассказ у-ся о Гвоздеве.
Рассказ по опорному конспекту о наречии.Теория по учебнику, стр.57, п9.
Работа с текстом:чтение, запись, определение разрядов наречий.Разборы
|
Словарный диктант наречий вместе со словами, к которым они относятся из д/упр. Проверочная работа «Найди ошибку в определении разряда наречий»
Синтаксический разбор предложений с наречиями в составе ПОб, ДОб.
|
Наречия
-образа и способа действия
-меры и степени
-места
-времени
-причины
-цели.
|
53,
54
|
Степени сравнения наречий.П.10
|
Способность наречий образа действия на -о,-е образовывать степени сравнения. Сравнительная и превосходная степени сравнения наречий.
|
Знать образование степеней сравнения наречий в сопоставлении со степенями сравнения имен прилагательных. Уметь находить и различать эти формы. Уметь проводить морфологический разбор наречий.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее получ.знания. Урок совершенств.ЗУН.
|
Изучение теорииП.10. упр.143.Закрепление Запись предложений с сравнит.степенями прил. и наречия. Выборочное письмо.
Работа с текстом.
|
Словарный диктант на основе упр.142.
Тест по разрядам наречий.
Рассказ о наречии по плану.
|
Сравнительная степень(простая и составная) и превосходная степень (составная), нормы речевого употребления.
|
55,
56,
57
|
Словообразование наречий.П.11
|
Наиболее распространенные и менее распространен-ные способы образования наречий.Неизменяемость наречий. Морфемный анализ наречий.
|
Иметь представление об основных способах образования наречий; определять способы образования наречий. Уметь анализировать семантико-словообразовательные отношения компонентов словообразовательной пары, цепочки, гнезда. Проводить морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа слова.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее получ.знания. Урок совершенств.ЗУН.
|
Работа с учебником.Изучение теории П11.Выполнение упр.147-150,152.
Работа со словообразоват.гнездом: упр.157,158,160.
|
Игра «Эстафета»-образование наречий различных разрядов.Контроль по рядам. Взаимодиктант.
|
Суффиксальный. Приставочно-суффиксаль-ный, приставочный, различные виды сложения.
|
58
59
|
Контрольная работа по теме «Наречие». Анализ работ, работа над ошибками.
|
|
Уметь опознавать наречия в речи, в тексте, определять значение и способ словообразования наречия.
|
Урок контроля ЗУН
|
Контроль умения опознавать наречие в тексте, определять его разряд (значение) и способ образования.
|
|
60
|
Р/Р Порядок слов в спокойной монологичес-кой речи.
П.36.
|
Прямой порядок слов. Зависимость порядка слов в предложении от замысла автора.
|
Формирование умения устанавливать нужный порядок слов с учетом развития мысли в тексте.
|
Урок изучения нового.
|
Работа с учебником. Упр.404,405-исправление неумело построенных предложений,406-последовательность действий,407отработка последовательности действий,408,409-редактирование текста,410,411-зависимость порядка предложений от типа речи.
|
Контроль умений строить монологическое высказывание аналитического характера на лингв. Тему.
|
|
61
62
|
Правописание наречий, образованных от имен существитель-ных.
П.37.
|
Многочисленная группа наречий, образованных от существительных. Правописание наречий, образованных от сущ. Орфографический словарь как руководство к правильному написанию наречий..
|
Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; на грамматико-семантическом уровне разграничивать наречия и созвучные формы других частей речи.
|
Урок изучения нового.
|
Работа с учебником, упр.164.Объяснительный диктант.
Карточки с «окошками». Упр.168,170.
|
Выборочное письмо.
Взаимодиктант.
|
Составление высказывания «Правописа-ние наречий»
|
63
64
|
Правописание наречий на -о, -е. Не в наречиях на -о, -е.
(стр.98-101)
|
Не с наречиями на -о,-е. Не с прилагательными с существительными.
|
Понимать, что правило написания НЕ с наречиями то же, что и с именами прилаг. Опознавать при письме и верно писать Не с этими частями речи.
|
Урок изучения нового. Урок
совершенствования ЗУН.
|
Работа с учебником.упр 172-не с сущ.,
Упр.174-не с наречиями,176-не с различными частями речи.
Комментирован-ный диктант.
|
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
Словарный диктант на основе упр.171.
«Опрос на листке».
|
Наречия, не употребляющиеся без Не; замена синонимом без НЕ; противопоставление с союзом А; присутствие других наречий, усиливающих отрицание.
|
65
66
67
|
Буквы Н,НН в наречиях на -О,-Е.
П.37(стр.101-105)
|
Наречие и прилагательное, от которого оно образовано.Общность правила написания Н,НН в наречиях на -о,-е. Отличие краткого причастия и наречия.
|
Разграничивать наречия с формами кратких страдательных причастий и на этой основе верно писать слова с Н,НН в суффиксах данных групп слов. Знать суффиксы с Н-НН имен прилагательных и причастий. Верно производить их на письме.
|
Урок изуч.нового. Уроки соверш.ЗУН
|
Работа с учебником.Изучение Теор.материала п.12(2) Упр.178.
Замена фразеологизмов одним из наречий на -о,-е с н илинн.Определение словообразовательной структуры наречий. Работа с поэтическим текстом (стихи И.Никитина)
|
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку) .Объяснительный диктант. Работпа по карточкам с индивид.заданиями.
Упр.181. Работа с перфокартами.
|
Суффиксальный способ образования наречий от имен прилагательных
Синтаксиечесая роль причастий на -О и наречий на -О,-Е.
|
68
|
Р/Р Порядок слов в спокойной монологичес-кой речи.
П.36.
|
Особенности порядка слов в текстах различных типовых значений. Предложения, не членимые на «Д» и «Н»
|
Формирование умения использовать в тексте нечленимые предложения.
|
Урок совершенствования ЗУН.
|
|
|
|
69
|
Буквы - О, - А на конце наречий.
П.14.
|
Словообразова-ние наречий (приставочный и суффиксальный способы образования).зависимость написания суффикса от приставки.
|
Знать правило по теме. С учетом приставки разграничивать употребление наречий с суффиксами -о или -а.
|
Урок изучения нового.
|
Анализ ошибок, допущенных у-ся при работе с перфокартами.
Работа с учебником Изучение Теор.мат. п.14.упр.183.Разгадывание кроссворда.
Замена словосочетаний одним словом-наречием.
|
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку).
Комментирован-
ный диктант.
«Верно ли? Докажи!»
|
Наречия, образованные от прилагательных с помощью приставок и суффиксов-о,-а. Зависимость написания от приставки.
|
70
71
|
Дефис в наречиях.
П.15.
- П 15.
|
Слитное написание большинства наречий. Условия дефисного написания наречий.
|
Знать словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их. На основе семантико-грамматического анализа разграничивать созвучные словоформы.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее получ. Знания.
|
Изучение Теор.материала п.15.Составление опорного конспекта.Работа с учебником.
Трениров.упр.186,187.списывание с решением орфограф.задач.
|
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку).
Повторение упр.188, взаимопроверка.Комментированный диктант.
|
Словообразовательные суффиксы -ому,-ему,-и, -их, -ых.
|
72
73
|
НЕ и НИ в отрицательных наречиях.
П.16.
|
Образование отрицательных наречий. Условия написания НЕ и НИ в отриц.наречиях.
|
Знать правило и верно писать отрицательные наречия. Осознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее получ. Знания.
|
Работа с учебником.Изучение теорет.мат.П16.
Тренировочные упр.191,192,193.
Закрепление.Списывание текста с решением орфогр.задач.
|
Словарный диктант. ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку).
|
Зависимость написания НЕ и НИ от ударения.
|
74
|
Р/Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональ-ность речи.
П.37.
|
Экспрессивность речи. Изменение порядка слов как способ усиления эмоционально-сти речи.
|
Формирование умения замечать обратный порядок слов в предложениях текста, понимать смысл его использования; уметь применять приём при создании высказываний.
|
Урок изучения нового.
|
Исследование порядка слов в предложениях текста Упр.419,420,421
|
Контроль выразительного чтения незнакомого текста.
|
Инверсия как приём усиления эмоциональности речи.
|
75
|
Ь на конце наречий после шипящих.
П.17.
|
Наречия на шипящий.Употребление Ь в наречиях на шипящий. Исключения из правила.
|
Владеть обобщенным правилом употребления Ь после шипящих в конце слов разных частей речи.
|
Урок изучения нового.
|
Работа с учебником упр.196,197.Работа с текстом.
|
Словарный диктант на основе упр.195.ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
|
Моделирование предложений по заданной схеме со словами-исключениями
|
76
77
|
Употребление наречий в речи.
П.18
|
Наречия определительные и обстоятельствен-ные.
|
Понимать рол наречий в художественном и научном тексте. Понимать разницу между обстоятельственными и определительными наречиями.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее получ.знания.
|
Работа с учебником.Упр.198,199-роль наречий в художеств.текстах200,201-наречия и фразеологизмы.
|
Составление устного высказывания на тему «Что я знаю о наречии»ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
|
Олицетворения,
построенные с помощью наречий. Составление высказывания «Роль наречий в тексте»
|
78
|
Р/Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональ-ность речи.
П.37.
|
|
Закрепление умения осознанно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональной речи.
|
Урок повторения и обобщения знаний.
|
Упр.423,424-редактирование текстов.
|
Подведение итогов-контрольный опрос.
|
Инверсия.
Эмоциональ-ность
(экспрес
сивность) речи.
|
79
80
|
Произношение наречий. П.19.
|
Постановка ударения в наречиях-одна из трудностей произношения наречий.
|
Уметь пояснять роль наречий в текстах разных стилей и употреблять их точно и выразительно в собственном высказывании.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее получ.знания.
|
Проверка д/з.Работа с учебником.упр.204,213-выразительное чтение;205,210,211-работа с орфографическим словарём.208-221-произношение наречий.
|
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку)
|
Варианты произношения наречий.
|
81
82
|
Контрольное изложение «Поговорим о бабушках»
Анализ творческих работ. Работа над ошибками.
|
|
Уметь пересказать на письме текст публицистического стиля с использованием в качестве средств выразительности обратного порядка слов, экспрессивного повтора, параллельного способа связи предложений.
|
Урок контроля
|
Контроль сформированности умений сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль речи, с использованием средств выразительности.
|
|
83
|
Повторение и обобщение по теме «Наречие»
|
|
Знать правила написания наречий, совершенствование норм произношения наречий, употребления в речи (письменной и устной)
|
Урок повторения и обощения.
|
Самодиктант по орфограммам, игра «Лови ошибку!», «аукцион наречий».
|
Работа с перфокартами, самопроверка, взаимопроверка.
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
|
|
84
85
|
Контрольный диктант по теме «Наречие» с дополнитель-ными заданиями.
|
Контроль навыков грамотного письма, умений находить наречия в тексте (в составе словосочетаний), определять разряд наречия по значению, синтаксическую роль наречия в предложении, производить морфемный и морфологический анализ наречия..
|
Урок контроля ЗУН
|
Текст диктанта в МР-7класс.
|
|
В результате изучения темы учащиеся должны знать/понимать
- общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречия как самостоятельной части речи;
- правила слитного, дефисного и раздельного написания наречий;
- понятие языковой нормы; орфоэпической нормы, связанной с употреблением наречий в устной речи;
уметь
- применять в практике письма орфографические правила, связанные с написанием наречий;
- соблюдать нормы речевого поведения в учебно-научной ситуации общения.
|
3-я четверть. Служебные части речи.
Предлог.
(8+1)
|
86
87
88
|
Предлог как часть речи.
|
Служебные и самостоятельные части речи. Функция предлогов в предложении. Производные и непроизводные предлоги. Образование производных предлогов.
Простые и составные предлоги.
|
Иметь представление о грамматических особенностях служебных частей речи и их отличия от знаменательных частей речи. Знать и уметь различать разряды предлогов; уметь анализировать словосочетания типа гл.+сущ с предл., сущ.+сущ.(мест.) с предл.;определять форму зависимого слова, грамматическое значение предлога.
|
Уроки изучения нового. Урок усвоения нового материала.
|
Беседа по вопросам. Работа с текстом.
Эмоциональная зарядка.
«Поразмышляйте!» упр. на стр.85 и упр.215.(работа в парах) Индивидуальные сообщения. Игра «Ромашка» Работа с упр.учебника 214,216-роль предл. в тексте,218-найти лишнее слово,221-употребление предл. с разл.падежами.
|
Словарный диктант.
Составление опорного конспекта по предлогу.
Словарный диктант с предварительной подготовкой по упр.225. Морфологич.разбор предлогов( по упр.220)
|
Составление рассказа о предлоге (по опорному конспекту)
|
89
90
|
Правописание предлогов
|
Употребление предлогов с именем существ.
,местоим., числит.;правописание непроизводных предлогов; правописание составных предлогов.
правописание производных предлогов, их отличие от сущ.с предлогом.
|
Знать, какие предлоги пишутся через дефис. Уметь верно писать производные предлоги, соотносимые с другими частями речи.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее полученные знания.
|
Игра «Ромашка».
Работа с текстом «Что произошло с предлогом».Выполнение упр.229,224-наблюдения за произв.предл. Разбор предложений по членам, определение ч.р.Словарно-орфографическая работа..Запись текста с решением орфографических задач. Составление словосочетизменяя формы сущ.
|
Словарные диктанты. Составление рассказа по опорному конспекту.
Игра «Кто больше?»-соревнование по группам(составление предл.с произв.предл.)
Синтаксич. р-р предл.,
определение ч.р.
|
Употребление и правописание производных предлогов вследствие, навстречу, несмотря, ввиду, в течение, в продолжение, в заключение.
|
91
|
Р/Р Описание состояния человека
|
Что значит устно или письменно передать состояние человека, создавая текст типа описания.
|
Уяснить строение фрагмента текста со значением «описание состояния человека». Научиться замечать и выделять типовые фрагменты со значением состояния лица пари чтении худож. произведения; находить в предложениях опорные слова и выражения, передающие состояние героев произведения.
|
Урок раазвития ЗУН.
|
Повторение. «Вспомните!» отв.на вопр. стр.173.Работа с упр.учебника Определение «Д» и «Н» в текстах упр.428,429,431,433.Сопоставление состояния человека и состояния среды-упр.430.Знакомство с теорией стр.174,175,176.закрепление упр.437.
|
Контроль выразительного чтения незнакомого текста с сохранением орфоэпических норм современного русского языка.
|
«д» обозначает лицо, «Н»- его состояние; ведущий способ связи предложений- параллельный.
|
92
93
94
|
Употребление предлогов в речи.
|
Употребление предлогов с сущ.(местоим.) в конкретных падежных формах.
|
Совершенствовать умение употреблять предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний, соблюдая нормы русского литературного языка. Развивать умение обнаруживать ошибки
|
Уроки совершенствования ЗУН
|
Разбор словосочетаний Работа с учебником «Запомните!»,стр.91 упр.234,235,237.Письмо с решением орфогр.задач. Работа с учебником «Понаблюдайте!» Анализ табл.на стр.93.упр.240.Объяснительныйдиктант.
|
Словарный диктант. Тест.
Решение шарад.
Словарный диктант с предварительнойподготовкой по упр.243.
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
|
Работа с предлогами согласно, благодаря, вопреки Исправление ошибок в употоеблении предлогов. Объяснение значений фразеологизмов.
|
Союз(13-2)
|
95
96
97
98
|
Союз как часть речи.
Разряды союзов.
|
Союз как служебная часть речи. Назначение союза в предложении.
Классификация союзов по значению,
употреблению в речи и строению Разряды сочинительных союзов по значению..
|
Обобщить все сведения о союзах как части речи; совершенствовать умение опознавать их в предложениях, составлять схему предложения и пунктуационно грамотно оформлять его на письме. Знать и уметь различать разряды союзов и типы предложений, в которых они употреблены.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее получ. знания. Уроки совершенствования ЗУН.
|
Изучение новой темы «Союз» по методике квартетов.МР-7.
Эмоциональная зарядка. Синтаксический разбор предложения. Морфологический разбор союза.Работа по лексике.
|
Письмо по памяти)10 слов из орфографического словарика от а до я)
Письмо по памяти (запись высказывания) Составление высказывания о союзе по опорному конспекту.
|
Сочинитель-ные и подчинитель-ные союзы.
Сложноподчи-ненные и сложносочи-ненные предложения. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные.
|
99
|
Р/Р Описание состояния человека.
|
Способы выражения «Д»и «Н» в типовых фрагментах со значением состояния человека.
|
Формирование умения варьировать способы выражения «Д» и «Н» при создании фрагмента текста со значением описания лица.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее изученный материал.
|
Исследователь-ская работа по тексту упр.483,484.чте-ние научного текста (упр.485).Анализ таблицы из упр.486.Допрол-нение примерами на каждый способ выражения состояния лица.
|
Ответ на вопросы повторения.стр.229,упр.482..Построение текста на лингвистическую тему.
|
«Д»-лицо, испытывающее состояние, «Н»-чувства, ощущения лица, то есть его состояние.
|
100
101
102
|
Правописание союзов.
|
Отличие союзов зато, тоже, также, чтобы, причём, притом, оттого что от омонимичных местоимений или наречий.
|
Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Уметь отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами или частицами или от наречий с частицами.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее получ.знания. У;роки совершенствования ЗУН.
|
Эмоциональная зарядка (чтение высказывания Я.А.Коменского)обсуждение. Работа с учебником. Новая тема.Аналитичес-кое чтение материала п.23.Выполнение упр.262,263.
|
Письмо по памяти (слова на В).ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
Запись текстов под диктовку.определение роли союзов в речи.
|
Моделирование предложений со словами чтобы-что бы,зато-за то,
|
103
104
105
106
|
Употребление союзов в простых и сложных предложениях.
|
И-самый употребительный союз русского языка.относите-льные местоимения и наречия в роли союза в СП.Отличие союза от союзного слова.
|
Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложноподчиненном предложении и отличиях от подчинительных союзов.
|
Уроки совершенствования ЗУН
|
Морфологшический разбор союзов. Работа с рубрикой «Обратите внимание!», стр.105, упр.268,269,270. Работа с текстом по плану. Синтаксический разбор предложений, составление схем предложений. Упр.273,274.
|
Контрольный словарный диктант..ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку).Запись ОК и рассказ о союзе Самостоятельная работа. Диктант с предварительной подготовкой(упр.266). Самостоятельная работа по индивидуальным картам.
|
Анализ текста по плану.
Работа с лексикой (тест по лексическим значениям слов) МР,110.
Составление ответа о связи темы «Союз» с синтаксисом и пунктуацией.
|
107
|
Р/Р Описание состояния человека
(продолжение)
|
|
Формирование умения соединять описание состояния лица с другими типами речи и типовыми фрагметами.
|
Урок обучения описанию внешности.
|
Сопоставление фрагмента текстов со значением описания состояния лица с другими разновидностями описания (предмета,сост.окружающей среды)
|
Упр.462. дополнить текст.
Упр.463-связь между состоянием героя и его внешностью. Упр.464,465-подбор точных определений. Характеризующих лица, глаза. Упр.466,467- работа с текстами.важность детали в описании внешности. Упр.472- «Игра в портреты»
|
108
109
|
Диктант с дополнитель-ными заданиями и контрольная работа.
|
Проверить усвоение учащимися правописания наречий,предлогов и союзов, местоимений, н-нн в суффиксах, а также усвоение правил постановки знаков препинания в СП, в конструкциях с ОЧП, с ДОб.
|
Урок контроля ЗУН
|
МР-7 «Ясхан»
|
|
|
Частица (18+6)
|
110
111
112
|
Частица как часть речи. Разряды частиц.
|
Служебные слова -частицы-и их роль в предложении. Разряды частиц по значению.
|
Знать признаки частиц как части речи, уметь опознавать их в предложениях, интонационно выразительно произносить вслух предложения с частицами, передающими разные оттенки значения. Различать разряды частиц и те значения, которые ими передаются.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее полученные знания.
|
Изучение темы «Частица как часть речи» (разряды по методике квартетов).
Выполнение упр.278, 279,283,284.
Составление ОК и рассказ по теме. Морфологический разбор частицы.
|
Словарный диктант «По следам ошибок».ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку).Эстафета»
|
Словарно-орфографическая работа(дать определение словам.Найти лишнее в синонимическом ряду.поставить ударение.
|
113
|
Р/Р Описание состояния человека.
|
|
Формирование умения передавать словами состояние человека, пользуясь богатой синонимикой глаголов, предикативных наречий, сущ.со значением физич.и психич. Состояния; писать этюды, отражающие состояние человека.
|
Урок совершенствования ЗУН
|
Написание этюдов, отражающих то или иное состояние человека.
|
Чтение этюдов.
Совместное редактирование.
|
|
114
115
116
117
118
119
|
Правописание частиц.
|
Раздельное и дефисное написание частиц. Особенность написания частицы - таки.
Употребление частиц НЕ и НИ.
|
Знать случаи употребления на письме частиц НЕ и НИ с отдельными частями речи в составе предложения. Уметь объяснять их правописание и верно употреблять в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ли, же,бы,
,-то, -ка. Разграничивать частицы и приставки НЕ,НИ; верно писать их.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее полученные знания.
|
Работа с учебником. Наблюдение над частицами(стр.113) упр.286 (написание частиц).Разграничение НЕ и НИ-упр.287, чтение теории.стр.114. Подбор примеров с частицами НЕ и НИ. «Возьмите на заметку!»,стр.116.Эмоциональная зарядка (А.И.Герцен о книге)
Комментированное письмо.запись текста с исправлением ошибок.
|
Письмо по памяти. ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку).Словарный диктант. Объяснительный диктант. Рассказ об употреблении НЕ с различными частями речи как частицы и приставки. Работа с сигнальными карточками.
|
Лексическая работа: дать толкование словам. Мини-изложение «Ни зги не видно», «Ни пуха ни пера».
|
120
|
Р/Р Подготовка к домашнему сочинению.
«Как я в первый раз…»
|
|
Формирование умения рассказывать о своём состоянии (волнении, страхе, радости); соединять описание состояния с другими типовыми фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли
|
Урок обобщения знаний.
|
По материалам упр.494 «Как я в первый раз…»
|
|
|
121
122
123
124
|
Употребление частиц в речи.
|
|
Уяснить и научиться объяснять смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. Выявить условия использования частиц в художественных текстах.
|
Урок изучения нового с опорой на
ранее полученные знания.
|
Эмоциональная зарядка(И.С.Тургенев о языке), запись в тетрадь. объяснение орфограмм. Работа над выразительным чтением (упр.301(2),305 (2,3).Запись под диктовку пословиц и поговорок, орфографический разбор.Упр.299,
302,303,304
|
Контрольный словарный диктант. ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку).
«Третье лишнее», эстафета. Словар-ный диктант.Письмо по памяти(стихотворение И.С.Тургенева из упр.304
|
Составление рассказа о слитном и раздельном написании Не с различными частями речи.
|
125
|
Р/Р Анализ домашнего сочинения «Как я в первый раз…»
|
Заявленная тема и её раскрытие в сочинении. Микротемы. Их взаимосвязь.
|
Совершенствование умения находить и устранять фактические, логические, речевые ошибки в творческих работах. Развитие навыка редактирования негативного текста.
|
Урок совершенствования ЗУН.
|
Работа с индивидуальными листами учета ошибок. редактирование собственного текста(отметки учителем не выставлены)
|
Экспрессив-ность, напряженность кульминационного момента.
|
126
127
|
Произношение предлогов, союзов, частиц.
|
Произношение большинства служебных частей речи без ударения. Слабое (добавочное)ударение. «Перетягивание» ударения от существитель-ных.
|
Иметь представление об орфоэпических особенностях произношения предлогов, союзов, частиц. Уметь пользоваться орфоэпическим словарём. Научиться быстро и точно находить и читать словарную статью, извлекая информацию о слове полностью и без ошибок.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее полученные знания.
|
Проверка д/з в два этапа.
Работа с учебником «Возьмите на заметку!»,стр.122,123.Упр.306,
307,308.
|
Словарный диктант.
Письмо по памяти.
Фонетический разбор слова, запись под диктовку, комментирова-ние.
|
Выразитель-ное чтение примеров из упр.309,310,
311.
|
128
129
|
Диктант и контрольная работа.
|
Проверить сформированность навыка правописания НЕ и Ни с разными частями речи; сформированность навыка грамотного письма.
|
Уроки контроля ЗУН
|
МР-7, стр.140-141.
|
|
|
130
|
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками по результатам диктанта и контрольной работы.
|
Совершенствование умений классифицировать орфограммы с учетом морфологии, морфемики слова. Совершенствовать навык подбора примеров по орфограмме.
|
Урок совершенствования ЗУН.
|
Работа с индивидуальными картами учета ошибок. Работа над орфографичес-кими, пунктуацион-ными и грамматическими заданиями.
|
Составление самодиктанта по орфограммам.
|
|
131
132
133
|
Р/Р Характеристика человека.
|
Краткая и полная характеристики человека, называющие ведущие черты его характера.
Описание и рассуждение как ведущие типыречи. Роль характеристики персонажа в худ.произведении.
|
Формирование умения анализировать хар-ку в худож.и деловом стилях речи; создавать сжатую деловую характ-ку на основе художественной. Формирование умения отбирать материал, характеризующий человека в определенном плане, решать вопрос о стиле речи, в соответствии с этим отбирать языковые средства и создавать деловую или худож .характ-ку.
|
Урок изучения нового.
|
Роль характеристики персонажа в художественном произведении.
Чтение и анализ текста упр.446.
|
Контроль выразительности чтения незнакомого текста.
|
Характеристи-ка человека- «описание предмета». «Д»-предмет, «Н»- признаки предмета.
|
4 четверть
|
134
135
|
Р/Р Сжатое изложение по тексту К.И.Чуковского«О Чехове»
|
Научиться определять смысловую структуру текста, вычленять в нем подтемы и микротемы, находить в тексте основную и дополнительную информацию.
|
Уроки контроля ЗУН
|
Примерный план.
1.Любовь к «многолюдству»
- Гостеприимство.
- Артельность.
- Неугомонная весёлость
2.Стремление к созидательному преобразованию жизни.
- Склонность к озеленению земли.
- Самоотверженная общественная деятельность.
|
Междометия и звукоподражательные слова.(6+3)
|
136
137
138
139
|
Междометие
|
Неизменяемость междометий. Выражение различных чувств частицами. Модальные и формообразую-щие частицы.
|
Знать языковые особенности междометий; перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометия в высказывании. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания, выражая голосом различные эмоции и чувства и уместно использовать мимику и жесты.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее полученные знания.
|
Изучение нового по методике квартетов.Запись текста под диктовку, анализ междометий. Запись предложений и объяснение их смысла. Упр.319,321.
|
Словарный диктант «По следам ошибок».
Эстафета. Зрительный диктант.
Выборочный диктант. Диктант с последующей взаимопроверкой.
|
Определение роли междометий в предложениях.
|
140
141
|
Р/Р Описание внешности человека.
|
Описание внешности человека - деловое и художественное. Строение текста: описание предмета.
|
Формирование умения отбирать признаки для делового и художественного описания человека. Совершенствовать умения анализировать и строить текст, используя в нём конструкции, характерные для описания предмета и описания места.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее полученные знания. Урок -обобщение.
|
Введение в тему, разбор упр.505, ответ на вопросы. Чтение и анализ текстов упрю506-определение типа речи, упр.507,508нахождение в тексте портрета.
Упр.509.
|
Контроль выразительного чтения незнакомого текста.
Игра «Художник-портретист» (по рядам)
|
Кто? Что? -Какой?
Где? - Ч то?
|
142
143
|
Звукоподража-тельные слова
|
Особая группа звукоподражательных слов. Участие междометий и звукоподражательных слов в образовании слов разных частей речи.
|
Опознавать звукоподражательные слова, выразительно читать предложения со звукоподражаниями.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее полученные знания.
Урок-обобщение.
|
Определение роли междометий и звукоподражате-льных слов в предложении. Синтаксический разбор предложений с межд. И звукоподр.словами.
|
Эстафета: кто быстрее и правильнее запишет междометия. Диктант с последующей взаимопроверкой. Объяснительный диктант.
Игра «Крестики-нолики»,четвер-тый лишний.
|
Составление диалога «Разговор по телефону».
Составление и запись сочинения-миниатюры «Волшебные слова»
|
144
145
|
Р/Р Описание внешности человека.
|
Разные способы выражения признака внешности человека.
|
Формирование умения строить текст со значением описания внешности человека, выбирая в зависимости от основной мысли то или иной способ выражения признака.
|
Уроки совершенствования ЗУН.
|
2ч. Сочинение-миниатюра «Кто он? Портрет интересного человека»
|
|
|
146
147
148
149
150
|
Омонимия слов разных частей речи.
|
Многообразие слов, одинаково звучащих, но являющихся различными частями речи. Причины появления слов-«двойников».
Омонимия различных частей речи.
|
Уметь отличать омонимичные части речи на основе семантико-грамматического анализа слов.
|
Урок изучения нового с опорой на ранее полученные знания.
|
Работа с учебником.Знакомство с рубрикой «Возьмите на заметку!», стр.131,132.Упр. 327,328,332,331.
Повторение.
Омонимы. Морфемный разбор слов. определение видов омонимов.Работа с учебником.упр.336,339.
|
Словарный диктант. ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку).
Эстафета «Кто быстрее и правильно напишет». Проверочная работа(тестирова-ние),самопроверка по листам контроля.
|
Составление и оценивание, редактирование рассказа на лингв. тему. Омофоны, омоформы, омофоны.
|
151
152
|
Р/Р Повторение и обобщение по теме «Характеристика человека» Сочинение «Что за человек был(а)…или «Я»
|
|
Формирование умения соединить в одном тексте характеристику человека и описание его внешности.
|
Уроки обобщения знаний по теме.
|
2 ч-.сочинение о человеке.
|
2ч.Контроль умений осмысливать структуру текста характеристики, в которой чередуются фрагменты со значением описания предмета и рассуждения-доказательства.
|
Повторение (13+5)
|
153
154
|
Фонетика.
Орфоэпия.
Стр.253-256
|
Звуки речи: гласные и согласные .Сильная и слабая позиция гласных и согласных.
Начальный звук Э в иноязычных словах. Основное и добавочное ударение в сложных словах.
|
На программном уровне владеть основными сведениями из области фонетики и орфоэпии. Уметь проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, сопоставлять произношение и написание слов; владеть навыком пользования орфоэпическимсловариком.
|
Урок повторения и обобщения.
|
Фонетический разбор слова. Транскрибирование предложений. Фонетическое лото. Работа в паре.
|
«Лови ошибку!», фонетический диктант, самопроверка.
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку). Составление карточки по теме.
|
Различие произношения и написания. Систематизация звуков речи.Составление монологич. Высказывания по теме.
|
155
|
Р/Р Анализ сочинений.
Работа над ошибками.
|
Заявленная тема и её раскрытие в сочинении. Микротемы. Их взаимосвязь.
|
Совершенствование умения находить и устранять фактические, логические, речевые ошибки в творческих работах. Развитие навыка редактирования негативного текста.
|
Урок повторения и обобщения.
|
Работа с индивидуальными листами учета ошибок. редактирование собственного текста (отметки учителем не выставлены)
|
|
156
157
|
Состав слова и словообразование.
Стр.256-261
|
Словообразование как наука. Основные способы образования слов (приставочно-суфф.,суфф.,прист., различные виды сложения.
Морфемный анализ слова.Словообразо-ват. цепочка, гнездо
|
Знать способы образования слов с помощью морфем. Уметь определять способ образования. Уметь построить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на её основе определить морфемное строение слова. Иметь представление о словообразовательном гнезде как группе однокоренных слов, расположенных в определённом порядке.
Иметь представление об основных неморфологических способах образования слов.
|
Урок повторения и обобщения.
|
Работа в парах. Составление групповой карточки для соседней группы. Работа со словообразовательными цепочками и словообр. гнёздами. Словообразовате-льный анализ слова.
|
Защита карточки ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
|
Составление монологического высказывания по теме.
Редактирова-ние.
|
158
159
|
Лексика и фразеология.
Стр.261-265
|
Слово и его значение.
Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, омонимы.
|
Владеть изученными сведениями из области лексики. уметь работать с токовым словарём, а также со словарями синонимов и антонимов. Уметь опознавать в речи слова, использованные в переносном значении; употреблять в речи слова-синонимы.
|
Урок повторения и обобщения.
|
Составление кроссворда по теме. Работа в паре.
|
Защита кроссворда.
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
|
Составление монологического высказывания по теме.
Редактирова-ние.
|
160
161
|
Р/Р Резервные уроки по теме «Речь»
|
|
Знать и уметь определять виды и типы речи, уметь составлять тексты в заданном типе речи.
|
Урок повторения
и обобщения.
|
1ч.- обобщение по теме (составление контрольных вопросов).2ч - тестирование по теме, анализ текста.
|
Защита составленных контрольных вопросов, игра «Бумеранг».
|
|
162
163
164
|
Грамматика: морфология и синтаксис.
Стр.265-275
|
Грамматика и её основные разделы морфология и синтаксис.
|
Знать основные разделы грамматики. Уметь проводить морфологический разбор слова, синтаксический, пунктуационный разбор предложения
|
Урок повторения и обобщения.
|
|
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку),
|
Составление монологического высказывания по теме.
Редактирова-ние.
|
165
166
167
|
Орфография.
Пунктуация.
Стр.275-281
|
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Употребление Ь,Ъ. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
|
Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные). Уметь выявлять и устранять ошибки в правописании и постановке знаков препинания.
|
Урок повторения и
обобщения.
|
Игра «Вратарь».
Диктант «Проверь себя»,
Упр.358,361,365,
369,371.
Игра «Редактор»
|
Словарный диктант.
ИКТ «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку).
Самоконтроль.
|
Составление рассказа о знаменательных частях речи в русском языке.
|
168
|
Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи в 7 классе.
|
Контроль ЗУН.
|
|
МР-7 стр.155-159.Работа по 6 вариантам.
|
|
|
169
170
|
Р/Р Стили и типы речи.
Стр.281-283
|
Текст как результат умственной деятельности человека. Последовательное и параллельное соединение предложений.
|
Обобщить круг сведений о языковых и речевых средствах, характерных для худ.,, деловой, научной и разговорной речи. Формирование умения строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор текста по предложенному плану
|
Урок повторения и обощения.
|
1ч. Работа с текстом упр.479-озаглавить, определить тему и основную мысль. Пересказ текста. Упр.480.
2.Итоги года. ЛОТО «ЛИНГВОПутаница»
|
Словарный диктант. Беседа по вопросам учебника, стр.195.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|