Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…» (к 185 – летию со дня рождения Н.А.Некрасова)
Submitted by Надежда Николаевна Малютина on Fri, 20/01/2012 - 11:58
Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…»
(к 185 – летию со дня рождения Н.А.Некрасова)
…русский народ
Плакать не любит, а больше поет
Оборудование:
1. Запись песен
2. Рисунки учеников к стихотворениям
3. Иллюстрации
4. Запись на доске
5. Книжная выставка
6. Портрет Н.А.Некрасова
7. Газета к юбилею Н.А.Некрасова
Звучит песня «Коробушка»
- О чем мы узнаем из слов песни? Какая она? Веселая? Грустная?
- Почему так часто эта песня исполняется на посиделках, за свадебным столом?
Учитель.
Поет народ, поэтому многие считают, что и слова когда-то давно сложил народ. Так ли это?
Кто знает, кому принадлежат эти строки, ставшие народной песней чуть ли не в день своего появления?
Учитель.
А рассказал эту историю поистине народный поэт Николай Алексеевич Некрасов, 185 – летнюю годовщину со дня рождения которого мы и отмечаем. «Я лиру посвятил народу своему», - написал в одном из своих стихотворений Некрасов. И это в самом деле так. Как же начинался Некрасов как поэт? Много ему пришлось хлебнуть горя, невзгод, но не сломился 16 – летний юноша, один, без поддержки, оказавшись в Петербурге.
Прошло несколько лет. Уже шел 1845 год. Как-то, сидя вместе с Панаевым у Белинского, Некрасов прочитал своим друзьям только что написанные печальные стихи о том, как «господа» загубили крестьянскую девушку: ее воспитали вместе с барышней в барском доме, сделали из нее «белоручку», и «белоличку», а потом отослали в деревню и выдали замуж за темного, хотя и доброго крестьянского парня – ямщика.
«В дороге» - так назвал Некрасов это стихотворение. Дорога длинная, скучно и поэт попросил ямщика спеть, но песни не получилось. Послушайте это стихотворение. Ученик читает стихотворение «В дороге»
- Чем же это стихотворение привлекло Белинского?
Критик, услышав последние строки, бросился к Некрасову, обнял его, и чуть ли не со слезами на глазах сказал слова, теперь известные всем: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!»
- Кого обвинил ямщик своем горе?
Уже в одном из первых своих стихотворений Некрасов говорил о горе народном, о тяжелой жизни темной, замученной деревни. Много горя вынесла Груша, воспитанная в господском доме как госпожа, когда она стала там ненужной. Она ведь не была приучена к крестьянской доле. Какой тоской проникнуто все повествование ямщика. Он знает, кто в этом виноват «Погубили ее господа», - говорит он о своей жене.
Учитель.
Многие герои стихотворений и поэм Некрасова поют. Сам поэт так писал о свойстве русской души. ( ст. «Знахарка»):
Радостей мало – пророчит все горе,
Вздумал бы плакать – наплакал бы море.
Да – господь милостив! Русский народ
Плакать не любит, а больше поет.
О силе народной песни поведал поэт и в стихотворении «Огородник». И это стихотворение написано в форме бесхитростного рассказа огородника.
- Ученик читает стихотворение «Огородник»
Ученик.
Во многих стихах поэта есть сюжет. Их можно пересказать. Огородник поведал о том, как на его красоту и умение петь обратила внимание господская дочь, жившая в больших хоромах. Но недолго были счастливы любленные. Молодого красавца – садовника отправили на каторгу: «знать любить не рука мужику – вахлаку да дворянскую дочь»
Учитель.
Еще одну попытку создания народного характера в лирике сделала Некрасов в стихотворении «Тройка».
Тройка – это песня – романс. (Обратить внимание учеников на запись на доске)
Романс – небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с аккомпанементом.
- Чтение стихотворения «Тройка»
- О чем это стихотворение? Что общего со стихотворением «В дороге»?
Ученик.
В «Тройке» - снова дорога, снова ямщик. Но здесь уже сам поэт размышляет, какое будущее может ожидать сельскую красавицу, ту самую, что, выйдя на дорогу, провожает бешеную тройку, на которой мчится красавец – корнет.
Учитель.
Я уже говорила, что «Тройка» стала одной из самых любимых народных песен. Правдиво и естественно звучит напевная строка, которую теперь уже трудно читать по книге, настолько привычно слилась она с известным романсом.
Прослушивание романса.
Учитель.
Рассмотрим рисунок
- Почему тройка промчалась мимо?
- О чем это говорит?
А теперь еще раз вспомним знаменитую «Коробушку» (звучит очень тихо…). Некрасов посвятил свою поэму «Коробейники» Гавриле Яковлевичу Захарову, крестьянину, который знал лесника Давида Петрова, убившего ради наживы двоих коробейников.
- Почему Некрасов ухватился за этот сюжет?
Ученик.
Некрасов ухватился за эту историю, рассказанную Гаврилой Захаровым, так как этот сюжет позволял побывать вместе с коробейниками в деревнях и селах, всюду, где толпится народ, передать его юмор и песни.
События поэмы показаны глазами героев, простых деревенских людей. Они сами говорят в стихах Некрасова. Мы слышим их голоса, когда они поют свои песни, разговаривают друг с другом, нахваливают свой товар.
- Рассмотрим рисунки. Кого мы здесь видим?
Сценка: гл. II, с.64-65 (коробейники расхваливают товары)
Учитель.
Песню коробейника Ваньки, которую вы слышали, знают многие (звучит громко)
- каким чувством проникнуты эти строки?
- Чувствуется ли в них тревога?
Пока, кажется, ничего не предвещает беды. Но и эта поэма заканчивается смертью коробейников Ваньки и Тихона.
- Много горя было на Руси.
А какой грех считался самым страшным?
- как поступали с покойниками, покончившими жизнь самоубийством?
Вот о таком трагическом происшествии мы узнаем из стихотворения «Похороны». Поскольку случай, приведенный Некрасовым, вероятно, был не единственным, народ превратил и его в песню. Послушайте ее в исполнении Ю.Гуляева.
- Что же привело молодого стрелка к самоубийству?
В песне – только часть стихотворения. Послушайте весь текс (читает ученик)
- Почему так сокрушались крестьяне, когда «беда приключилася страшная»?
Ученик.
Крестьянские ребятишки любили молодого стрелка, потому что он был «доброй души»: ласкал их, «гостинцу им нашивал». А взрослые тоже подняли вой, так как у каждого нашлось, о чем горевать.
Некрасов пишет и о доброй крестьянской душе, которая не забывает чужую доброту. Поэтому, хотя стрелок и обрызгал поля «грешною кровью», они обещают ему разыскать его мать и «зазнобу сердечную», чтобы показать им могилу «под большими плакучими ивами».
И это стихотворение стало народной песней, так как здесь, как и во всяком произведении устного народного творчества, есть «горе – горькое». Заканчивается оно обращением к герою.
Учитель.
Мы поговорили с вами о тех произведениях Некрасова, которые запел народ или в них разговор шел о песне. У поэта есть множество стихотворений, которые он сам назвал песнями. Да и во многих его поэмах герои поют.
Нам бы очень хотелось, чтобы вам запомнился Некрасов не только как хрестоматийный поэт, которого вы обязаны изучать, а и как человек, близкий своему народу, которому он посвятил лиру. А значит и нам с вами.
« Я лиру посвятил народу своему,-
скажет он незадолго до смерти.-
Быть может, я умру, неведомый ему.
Но я ему служил. И сердцем я спокоен»
И спустя 185 лет со дня рождения поэта мы можем сказать: да, творчество Николая Алексеевича Некрасова поистине народно.
Мы сейчас в этом убедились.